Скачать 139.13 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ” ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ОТЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Информационные системы и технологии в образовании» НА ТЕМУ «Цифровой разрыв » ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГИП-105: КРЫЛОВ А.М. ( ) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ПИЯВСКИЙ С.А. ( ) ОЦЕНКА: САМАРА 2008 Цифровой разрыв Говоря о важных феноменах, связанных с информатизацией мира, следует прежде всего выделить цифровой разрыв, который принимает в ряде случаев такие жесткие формы, как цифровой занавес. Этот занавес опускается между странами, между регионами внутри стран и внутри регионов, между социальными группами и между отдельными людьми, отделяя тех, кто успел или сумел включиться в информационное общество от тех, кому не удалось этого добиться. У первых – экономический и жизненный успех, культурный прогресс, чувство оптимизма и исторической перспективы. У вторых – прогрессирующее отставание, стагнация, чувство поражения и бесперспективности, которое провоцирует кризис морали, зависть и экстремизм. Это совершенно новый и важный феномен, действующий в мировом масштабе, при котором в рамках информационного общества одни страны, регионы и люди получают очень быстрое развитие, другие – более медленное. Сегодня разрыв между странами, народами, регионами и людьми только увеличивается, откидывая назад одних и делая богатыми других. Проводится огромное количество исследований и работ, направленных на помощь отставшим странам (коих большинство: установлено, например, что 15% населения планеты потребляют 55% всего объема услуг стационарной телефонной связи, 65% услуг мобильной связи и 74% услуг Интернета.) догнать передовиков. Но это не так просто. Если обобщить наиболее успешный имеющийся в мире опыт и построить прогноз по желательным показателям в одной условной стране, то представляется общество, в котором ежегодно ВВП растет на 10%, а производительность труда на 3,5-4%. Уровень безработицы не превышает 3%, при этом требования работников и работодателей к условиям труда по месту, времени, обучению и оформлению максимально эластичны. Почти 80% работающих испытывают спокойствие за работу и 95% - удовлетворены ею. Основу процветания составляет информационная инфраструктура. Более половины всего населения является активными пользователями Интернета, в частности, в электронной коммерции и здравоохранении. Половина работающих существенно использует дистанционное взаимодействие через Интернет, а четверть вообще работает в удобном для себя месте и режиме, появляясь на стационарном рабочем месте не чаще раза в неделю. Все общество непрерывно учится. Половина работающих повышает свою квалификацию на корпоративных курсах с отрывом от производства, половина – самостоятельно, причем четверть – с помощью электронного обучения (e-learning). Активно устраняется цифровое неравенство между различными группами населения (женщины, пожилые люди, лица с минимальными доходами и т.п.). Все школы подключены к Интернету при соотношении числа компьютеров к обучаемым 1:5. Более 90% детей и подростков, имеющих доступ к Интернету, используют его для выполнения школьных заданий. Таблица 3 - Рейтинг готовности к электронному развитию Россия является участницей процесса вхождения в информационную эпоху, занимая в нем, к сожалению, далеко не первые места. Приведем, например, индексную оценку готовности стран к информационному обществу, используемую Всемирным Банком. Каждый из индексов — это средняя арифметическая величина нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу. Эти индексы подсчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом. Индексы можно истолковать следующим образом: умноженные на 10, они показывают процент стран в группе сравнения, в которых положение обстоит хуже, чем в стране, для которой вычислен индекс.
Таблица 2 - Индексы экономики знаний Еще одна оценка основана на методологии, разработанной Центром международного развития Гарвардского университета, существенно доработанной российским Институтом развития информационного общества. Для оценки уровня готовности по каждому компоненту использована качественная 4-х балльная шкала оценки, а также Индекс готовности стран к сетевому миру (ИГС), методология расчета которого разработана для Всемирного экономического форума. Результаты показаны в таблице 2.
Таблица 3 - Индексы готовности России к информационному обществу По данным авторитетной аналитической организации «The Economist Intelligence Unit», наша страна занимает стабильно низкое место в рейтинге по уровню готовности к информационному обществу. Так, из 60-ти обследованных в 2001 г. стран Россия находилась на 42-ом месте, в 2002 – на 45-ом. Из 68-ти внесенных в список стран Россия заняла 52-ое место как в 2005 г., так и в 2006 г.. Более низкие показатели имеют немногие, например: Эквадор, Шри-Ланка, Нигерия, Алжир, Казахстан, Иран, Вьетнам, Пакистан, Азербайджан. В подгруппе Центральная и Восточная Европа места распределились следующим образом:
Бурное развитие сегодня получают не те страны, которые создают много знаний, бурное развитие получают те страны и народы, которые используют много знаний. Вообще, на самом деле, для промышленности, для всей инновационной системы совершенно неважно, где созданы знания, в какой именно стране. Мы знаем примеры стремительного развития таких стран как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Япония и другие. Их научный вклад сравнительно невелик, но они получают мощное развитие за счет использования знаний. Каких знаний не хватает для эффективной и достойной жизни в информационном обществе? Что же нужно, с учетом указанных феноменов, и странам, и отдельным людям для успешного развития в информационном обществе и при построении основанной на знаниях экономики? Какими знаниями, навыками, компетенциями они должны обладать в первую очередь? Чем должны оснастить университеты своих выпускников? Многое определяется самой сутью нового общества и знаниевой экономики. Прежде всего, первое, что должен уметь человек, – это создавать новые знания. Задача университетов все более состоит в том, чтобы не просто передавать своим студентам имеющийся набор знаний, пусть самых современных и востребованных, не только выпускать специалистов в какой-либо области, которые хорошо подготовлены и много знают. Нужно не только научить студентов извлекать знания из моря данных и информации, которая находится сегодня в Интернете, в других хранилищах и библиотеках. В рамках информационного общества этого недостаточно. Университет должен научить знания создавать. А для этого необходимо все большее сращивание учебной и научной сторон деятельности университетов, усиленный поиск творчески одаренной молодежи, стимулирование ее интереса к науке и творчеству, развитие ее способностей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) создают для такого поиска неограниченные, ранее небывалые возможности. Сегодня новому Ломоносову не нужно с рыбным обозом идти в Москву – достаточно войти в Интернет! Многие другие страны на высшем политическом уровне подходят к решению проблем перехода к информационному обществу и развития соответствующего образования. Например, в Плане действий, принятом на первом этапе Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества (ВВВУИО) (Женева, декабрь 2003 г). указывается ряд перспективных целей, в том числе разработка национальных электронных стратегий к 2005 году, и в преддверии второго этапа (Тунис, ноябрь 2005 г.) были подведены некоторые итоги, выборка из которых приведена ниже.
Во всех действующих программах развития информационного общества важнейший элемент – раздел «Образование», который является, как правило, не декларацией, а реальным планом реформирования образования с соответствующим финансированием. В России действует программа «Электронная Россия». Заключение. Седьмой ежегодный рейтинг электронной готовности от Economist Intelligence Unit – цифровое неравенство уменьшается. Лондон (Великобритания), 26 апреля 2006 г. • В области электронной готовности разрыв между "лучшими" и "отстающими" существенно сократился • В рейтинге из 68 ведущих стран верхние позиции сохранили Дания и США • Широкополосное подключение становится менее значимым отличительным признаком лидеров в области электронной готовности В 2006 г. уровень "электронной готовности" (e-readiness) высок как никогда – сегодня во всем мире более 1 млрд. человек пользуются Интернетом и более 2 млрд. – мобильными телефонами. Большинство стран продолжает демонстрировать устойчивый прогресс по качественным показателям технологического развития. За прошлый год улучшили свои показатели почти все страны, вошедшие в текущий рейтинг электронной готовности (2006 e-readiness). Более того, темпы роста в нижней зоне рейтинга выше, чем в верхней – причем, как по относительным, так и по абсолютным показателям. Как следствие, существенно сократился разрыв между "лучшими" и "отстающими" участниками рейтинга. "Цифровое неравенство сегодня уже не выглядит непреодолимой пропастью, чего в свое время опасались многие, – считает Дэниел Франклин (Daniel Franklin), директор организации Economist Intelligence Unit. – Источники http://www.iks-media.ru/articles/31225.html http://www.ibm.com/news/ru/ru/2006/04/2602.html http://usinfo.state.gov/journals/itgic/1103/ijgr/gj08.htm http://www.zeka.ru/digitaldivide/articles/myths/ http://www.astera.ru/news/?id=1529 http://offline.computerra.ru/2005/611/235830/ http://www.ifapcom.ru/ru/news/55 http://www.ifap.ru/pr/2007/070302b.htm |
Программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена... | Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных... Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности... | ||
“информационные системы технологии” По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,... | “информационные системы технологии” По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Архитектура ЭВМ и систем» для специальности... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 230201 – «Информационные системы... | Реферат по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании» Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью... | ||
Реферат по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании» «информационное общество». Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Отчет по дисциплине «информационные системы и технологии» Оcнову всех cиcтем информационного здравоохранения cоcтавляют гоcударственная статистическая документация, данные социологических... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Учебное пособие информатики и икт по главе 2 «информационные системы... Я, Смирнова Яна, студентка группы 3П специальности «Прикладная информатика» оаоуспо боровичского педагогического колледжа, создала... |