Скачать 222.42 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Направление: 050100 педагогическое образование ( начальное образование) (квалификация степень бакалавр). Составители: Терентьева М.А. ст. преподаватель Москва-2013 1. Пояснительная записка. Дисциплина ставит целью научить студентов пониманию сущности современных технических средств обучения, их дидактических возможностей, а также рациональному применению в учебно-воспитательном процессе. При изучении курса основное внимание уделяется практическим работам. С общими вопросами применения технических и аудиовизуальных средств обучения студенты знакомятся на лекциях. В результате изучения курса студенты должны знать устройство, назначение, принцип действия аудиовизуальных устройств; уметь изготовлять и подбирать демонстрационный материал для занятий, подготавливать технические устройства к работе; самостоятельно применять аудио-видео пособия, пособия на электронных носителях, уметь работать с ресурсами ИНТЕРНЕТ; знать психологические особенности восприятия аудиовизуальной информации;, уметь работать с компьютером, работать с прикладными программами, такими как Power Point; ознакомится с мультимедийными средствами ( программными продуктами) и поработать с мультимедийным проектором, подготавливать и проводить презентации, использовать и создавать аудиозаписи, разбираться в видеоносителях и записывать на них информацию. Для этого студенты знакомятся с аппаратурой и общей методикой применения аудиовизуальных пособий, изучают устройство, принципом действия, назначения технических аудиовизуальных устройств и носителей информации. Основные цели и задачи курса. Цели: научить студентов пониманию сущности современных технологий, которые дают возможность использования нового подхода к преподнесению информации в образовательной и воспитательной работах, опираясь на информационные возможности современных технических и аппаратных средств. Освоение студентами аудиовизуальных технологий обучения даст им возможность в дальнейшем повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на основе объективного планирования и оценки собственной педагогической деятельности, а также открывает широкие перспективы для педагогического творчества в области создания авторских аудиовизуальных и мультимедийных учебных пособий. Задачи: научить студентов применять аудиовизуальные технические средства и интерактивные возможности компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе; рассказать о назначении и принципах действий технических и аппаратных средств обучения; научить изготавливать и подбирать дидактический материал, использовать его на различных этапах обучения; ознакомить с интерактивными возможностями Интернета и работой с электронными пособиями. Для этого студентов знакомят с техникой и общей методикой применения аудиовизуальной и мультимедийной техники, принципом действия и назначением аудиовизуальных средств обучения; знакомству с некоторыми компьютерными разработками в рамках технических средств обучения. Результативность применения технических и аудиовизуальных средств в учебной работе зависит от информационной обеспеченности преподаваемых предметов. Поэтому особое внимание уделяется электронным пособиям на современных носителях (CD, DVD, флеш-картах). Объем часов: 36 часов ( 18 часов аудиторных и 18 часов неаудиторных). Время изучения: 4 курс , 8 семестр. Фома итогового контроля: зачет. Взаимосвязь с другими дисциплинами: Необходимым условием успешного овладения материалом дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения» является успешное освоение учащимися знаний по таким дисциплинам как «Безопасность жизнедеятельности»», «Физика», «Основы анатомии, физиологии и валеологии», «Психология». С дисциплинами школьной программы: «информатика», Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Психология, возрастная психология. Групповая принадлежность дисциплины: общекультурный ОМ. Кластерная принадлежность дисциплины: инструментальный ОМ. В соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения» обеспечивает формирование компетенций: Владеть основами обеспечения безопасности жизнедеятельности Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций ( развернуто): Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах Объем дисциплины - 1 зачетая единица, Время изучения дисциплины: 4 курс, 8 семестр. Формы освоения дисциплины:
Формы контрольных и учебных заданий: - задания 1-го уровня сложности нацелены на выявление фактических знаний и предметных понятий и включают тесты с закрытой формой (с однозначным и многозначным выбором ответа), тесты идентификации, устный и письменный опрос по теме, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установление последовательности; - задания 2-го уровня сложности нацелены на выявление мыслительных операций и включают открытые тесты с заданиями на установление логических связей, классификацию, умение решать типовые учебные задачи; - задания 3-его уровня сложности нацелены на выявление профессиональных компетенций и включают: способность к пониманию и интерпретации изученного материала, умению осмысленно работать со специальной информацией, готовности нести ответственность за состояние окружающей среды и организовывать мероприятия по пропаганде ответственного отношения к жизни и здоровью людей и среды. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы соответствует кластерной принадлежности (мировоззренческий модуль): 70% / 30%. Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор материала основан на принципах последовательности и наглядности. Последовательности раскрытия основных понятий курса и наглядности демонстрации изучаемых технических средств: схемы устройств и частей аппаратуры, способы подключения. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма контроля---зачет. Программа включает тематику лекций, планы практических и лабораторных занятий, темы рефератов, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.
по очной форме обучения
Разделы дисциплины и виды учебной работы
Организация самостоятельной работы студентов График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет Педагогический Специальность/ направление: начальное образование 1 курс бакалавриат Всего часов: 18
Темы лекционных и практических занятий.
Основные информационные процессы. Информационные техника и технология. НИТО. Роль информации в культуре общения между людьми. Влияние рационального использования АТОИ на условия труда учителя и учеников. Трансформация учебного пространства и времени. Технические и организационное обеспечение, требования к знаниям студентов, изучающих АТОИ. Определение информационной грамотность. Задачи информационной грамотности. Информационная грамотность личности. Понятие информационной культуры. Информационная культура личности. Задачи информационной культуры. Определение и классификация АТОИ.
Классификация ЭВМ, ПК. Компьютеры и мультимедийные средства. Категории программ. Прикладные программы. Инструментальное программное обеспечение. Интерактивные технологии обучения. Устройства ввода данных в компьютер: клавиатура, джойстик, мышь, трекбол и сканеры. Устройства вывода данных из компьютера: монитор или видеотерминал; матричные, струйные, лазерные и светодиодные принтеры; плоттеры или графопостроители. Световые указки (световое перо). Средства телекоммуникации: внешний и внутренний модемы. Редакторы Word, Power Point, Paint, Mover Marker- особенности использования.
Понятие Интернет. Поиск в информации в сети Интернет. Способы подключения к Сети. Информационные базы Интернета. Интернет в учебном процессе. ИНТЕРНЕТ (ГСИ). Интернет в обучении и образовании. Специальное программное обеспечение. Методы поиска и получения информации. Электронная почта. Телеконференции. Образовательные порталы. Дистанционное обучение в ГСИ. Перспективы применения ГСИ в образовании. Сетевое программное обеспечение. Методы применения локальных сетей в образовательном процессе.
Понятие Интернет. Браузеры для работы в Сети. Электронная почта и ее использование в методе проектов. Работа с поисковиками. Телекоммуникации их роль в работе с Интернетом. Интернет –сообщества. Образовательные сайты. 5. Интерактивные технологии обучения. Медиатека в школе. Работа в медиатеке. Понятие медиатика. Способы организации в работы медиатеке. Работа с медиатеке учителя и ученика. Материально-техническая база. Медиатека в системе информатизации образования. 6. Мультимедийная техника (мультимедийный проектор, интерактивные доски) пленкой. Цифровая видео-фото техника. Классификация фотоаппаратуры. Основные показатели: фокусное расстояние, светосила, скорость затвора и формат снимка. Сменная оптика. Фотоматериалы, технология обработки. Устройство видеокамеры, формат съёмки. Аналоговые, цифровые и комбинированные видеокамеры. Разновидности и программное обеспечение монтажа. 7. Психологические особенности использования АТОИ. Особенности восприятия аудиовизуальной информации. Зрение и слух: пропускная и разрешающая способность. Психофизические эффекты: инерционный, бинокулярный, синестетический стробоскопический, киноэффект. Особенности внимания (непроизвольное внимание, сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение), памяти. Слух. Воздействие аудиоинформации на психику учащегося, уровень запоминание аудиоинформации, осмыслении запоминание аудиовизуальной информации, роль АТОИ в этом процессе. 8. Педагогические принципы организации педагогического процесса с использованием АТОИ. научность, доступность, систематичность, последовательность принцип сознательности, активности, самодеятельности, принцип наглядности, прочности усвоения знаний, принцип коллективного характера воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, принцип меры и умеренности.
Аудиовизуальные технологии обучения. Информатизация образования. Информационная грамотность. Информационная культура. Проекция. Оптические схемы. Компьютер. Мультимедиатека. Медиатека. Носитель информации. Аппаратура. Цифровая техника. Визуальная техника. Звук и звуковая техника. Аудиовизуальные средства обучения. Кодопособия. Диафильмы Слайды. Фотоаппарат. DVD- проигрыватель Оптический и цифровой зум, Техника безопасности Тематический план практических занятий для очной формы обучения ( 12 часов) 1.Теоретическая часть (рассказ об основных положениях темы). 2.Практические действия (подготовка требуемых материалов и их демонстрация. 3.Письменный или устный отчет. Занятие 1 . Создание презентационного проекта по свободной теме. Методы проектов в образовании. Работа с графическим редактором Power Point Литература: Основная : Г.М. Кождаспирова К.В. Петров Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, Дополнительная: В. Дунаев «Работа в Power Point/ серия «Самое важное», М.. 2006. А.А. Журин, И.А. Милютина, Е. А Бонрадерко «Технические средства обучения в современной школе», -М., 2004. Е. И. Гребенюк. Н.А. Гребенюк. Технические средства информатизации. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. А.А. Журин, Е. А. Бондаренко, И.А. Малютина. Технические средства обучения в современной школе. –М:2004г. Занятие 2. 1.Фотосъемка, создание статичных цифровых изображений; 2.Работа в Word.создание графических экранных пособий. Цифровая фотография и ее роль в учебном процессе. Литература: Основная : Г.М. Кождаспирова К.В. Петров Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, Дополнительная :В. Дунаев. Photoshop новейшая версия/ серия «Самое главное», М:2006г, В.Холмогоров «Работа на компьютере».-П.2004 ; ,. О. Ефимова, М. Моисеев, Ю. Шафрин. Практикум по компьютерной технологии. –М., 1997. Дж.Р. Кинг. WindowsXP настройка и устранение сбоев. –М., 2006. . Марин Милчев «Цифровые фотоаппараты»- СПБ 2006., Андрей Жвалевский «Цифровое фото», М., 2008 год Е. И. Гребенюк. Н.А. Гребенюк. Технические средства информатизации. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. А.А. Журин, Е. А. Бондаренко, И.А. Малютина. Технические средства обучения в современной школе. –М:2004г. Занятие 3. Устройство и принцип работы компьютера. Компьютерные обучающие программы. Виды памяти ( информационные накопители). Литература: Основная: Г.М. Кождаспирова К.В. Петров Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Е. Дополнительная: http://www.rusinstall.ru/mediaproj.php, Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki, Е. И. Гребенюк. Н.А. Гребенюк. Технические средства информатизации. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. А.А. Журин, Е. А. Бондаренко, И.А. Малютина. Технические средства обучения в современной школе. –М:2004г. Примерный перечень вопросов к зачету. 1. Основная цель и задачи курса, его межпредметные связи. Информационная модель учебного процесса. Роль и место АТОИ в организации учебного процесса. 2. Виды АТОИ, их классификация, особенности использования в учебном процессе и внеаудиторной работе. 3. Техника безопасности и охрана труда при использовании АТОИ. 4. Принципы диапроекции и эпипроекции. Диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы и эпидиаскопы. Технические характеристики проекторов и дидактические возможности слайдов. Рекомендации по эксплуатации проекторов. 5. Формы наглядности. Общие требования u1082 к структуре и содержанию учебного наглядного материала. 6. Методика разработки слайдов, технологии подготовки средств наглядности. 7. Применение диапособий. Принципы применения наглядного материала.Общие рекомендации подачи на экран наглядного материала. Особенности работы со слайдами. 8. Основные характеристики звуковой информации. Классификация звукотехнических систем. Средства звукоусиления. 9. Способы записи и воспроизведения звуковой информации: аппаратура, дидактические возможности, достоинства и недостатки. 10. Принцип магнитной записи звука. Устройство и принцип работы аудиомагнитофона. 11. Принцип преобразования аналогового сигнала в цифровую форму. Стандарты и форматы цифровой аудиозаписи. 12. Цифровые носители аудиоинформации. Виды аудиоматериалов и методические рекомендации по их подготовке и применению. 13. Способы раскрытия динамической информации. Принцип кино. Роль кино в учебном процессе. 14. Устройство кинопроектора. Классификация кинопроекторов и кинофильмов. Требования к учебным кинофильмам. Методические приемы использования кинофрагментов. 15. Физические основы телевидения. Общие сведения о формировании и передаче телевизионных сигналов. 16. Принцип цветного телевидения. Системы и стандарты цветного телевидения. Основы цифрового телевидения. 17. Принципы видеозаписи. Устройство видеомагнитофона. Технологии цифровой видеозаписи. 18. Классификация систем учебного телевидения. Аудиовизуальные учебные материалы. Требования к учебным видеоматериалам. 19. Методика применения УТВ в учебно-воспитательном процессе. 20. Электронные проекторы, плазменные панели, электронные доски: принципы работы, технические и эргономические характеристики. Выбор типа экрана. Размещение проекционной аппаратуры. 21. Компьютерная графика. Графический редактор Microsoft Power Point: назначение и возможности программы MS Power Point, работа с файлами. 22. Презентации в MS Power Point. Способы создания презентаций, методы управления внешним видом слайдов, режимы работы с презентацией Power Point, работа со слайдами, звуковое u1086 оформление презентации, анимация текста, рисунков и других объектов на слайдах, установка интервалов времени показа слайдов, способы смены слайдов при показе. 23. Общие принципы организации контроля знаний. Способы проведения контроля усвоения учебного материала. Роль и место ТСК в учебном процессе. 24. Принцип работы ТСК. Требования к ТСК. Общие вопросы методики применения ТСК. Типы программ работы ТСК. Методика применения технических средств для обучения и контроля знаний. 25. Исторический обзор развития вычислительной техники. Место ЭВМ в учебном процессе. 26. Организация программированного обучения и контроля знаний на базе компьютерных кабинетов. 27. Программно-методические комплексы. Электронные библиотеки. 28. Электронные учебники. Дистанционное обучение. 29. Педагогические и эргономические требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. 30. Критерии оптимизации комплексов средств обучения. 31. Компьютер как средство развития личности. 32. Компьютеризация образования. Её плюсы и минусы. 33. Негативные и позитивные факторы компьютерного обучения. 34. Методика использования интерактивных материалов в учебой работе. 35. Интернет и школа. 36. Классификация компьютерных программ. 37. Дидактические возможности операционной системы WINDOWS. 38. Особенности текстового редактора WORD. 39. Работа в POWER POINT. 40. Видеокамера. Ее устройство и требования необходимые в работе. 41 .Цифровые фотоаппараты. Устройство. 42. Принцип работы с цифровой камерой. . Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература 1. Коджаспирова Г.М. , Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Дополнительная литература
Материально-техническое обеспечение дисциплины. В аудиториях для проведения занятий по дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения» должны быть: телевизор и DVD плеер, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | И. Н. Ро щ ин, А. Ю. Дь я ков ( зао «ато м-медце нтр», Москв а ) ... | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 07. Решение проблем... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 07. Решение проблем... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 03. Разделка теста 2012 г Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 02. Приготовление теста 2012 г Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям... |