Скачать 109.31 Kb.
|
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»
Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28 Авторы программы и лекторы: кандидат социолог.наук, доцент Л.Г.Егорова (LGE64@mail.ru) Курс является ????, читается в 9 семестре Аннотация Идея курса заключается в демонстрации образцов социально-философской постановки и решения проблем, связанных с информатизацией и компьютеризацией современного общества, влияния на его развитие информационных технологий. Курс не предполагает стандартного изучения различных направлений социальной теории. Вместо этого, детальному разбору подвергаются авторы, оказавшие наибольшее влияние на традицию исследования влияние технико-технологических изменений на социальную жизнь и ввиду этого заслуживающие изучения того, "как сделаны" их наиболее значимые работы. Автор учебного курса обращается к теоретическим взглядам Д.Белла, Д.Несбита, М.Макклюена, О.Тоффлера, Н.Масуда, М.Кастельса и других. Уровень социальных теорий «технологического детерминизма» предполагает, во-первых, метатеоретическую направленность этих концепций, а во-вторых их междисциплинарный характер. Студенты в результате освоения курса должны научиться детально анализировать и философски осмыслять проблемы взаимоотношения развития информационных технологий и общества. Учебная задача Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией создания информационного общества и изучение национальных моделей строительства информационного общества, участие в актуальной теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на различные сферы жизнедеятельности общества, использование полученных теоретических знаний для анализа ситуации информатизации общества в России. Одной из ключевых целей курса является изучение социологической точки зрения на понимание таких социальных феноменов как Интернет (компьютерные сети), информационная безопасность, цифровое неравенство. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов. Методы проведения занятий: лекции, контрольная работа, участие студентов в дискуссиях по актуальным проблемам курса. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, проводимого в виде беседы по контрольным вопросам или защиты эссе. В итоговой оценке учитываются результаты текущего контроля. Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекций, работа с литературой, написание эссе. Содержание курса
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАУэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004. – 400 с. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. – М., 2003. – 208 с. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. – М., 2000. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева В.В. – М., 1999. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999. – 788 с. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. Макклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М., 2003. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М., 2003. – 232 с. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999. Впереди ХХ1 век: перспективы, прогнозы, футурологи./Под ред. В.Бестужев-Лада. – М., 2000. Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества // Социологический журнал. – 1997. - № 4. – С.71-78. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. – М., 2001. – Р.2 гл. 3, Р. 4 гл.3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 1, 2. – М., 1999. От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н.Засурский и Е Л.Вартанова. – М., 2000. Ракитов А.Л. Философия компьютерной революции. – М., 1991. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994. Байгузин Р.Н., Илларионов С.И., Рукосуев Г.Н. Информационная война. – М., 2000. –140с. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999. – 288 с. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб.пособ.- М., 2003. Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения. – Н.Новгород, 2001 (www.kis.ru) Костюк В.А. Информация как социальный и экономический ресурс. – М., 1997. Лебедева М.М. Современные технологии и политическое развитие мира // Международная жизнь. – 2001. - № 2. – С. 45-53. Багиров А.Т. Новые информаицонные технологии в международных отношениях // Международная жизнь. – 2001. - № 8. – С.90-96. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества. http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru Основы ведения информационной войны. http://lib/ru Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. – 1999. -№ 1. Шадрин А Информационное общество и политические процессы. Колобов О.А., Ясенев В.Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: проблемы правового регулирования и варианты ихх решения. Учебное пособие. Ч.1. – Н. Новгород, 2001. Герасименко В.А. Безопасность информации: в 2-х т. – М., 1993. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М., 2001. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – М., 2001. – 468 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Трапскотт Д. Электронно-цифровое общество. – Киев, Москва, 1999. – 408 с. Стиглиц Дж. Ассиметрия информации //День. – 2001, 19 декабря. Вопросы к зачету
Темы для эссе
|
Учебно-тематический план по реализации программы включает в себя... Программа, предназначенная для школьников средних учебных заведений с целью их ранней профессиональной ориентации в области общественного... | Царство Бактерии Царство Бактерии (Дробянки) включает два подцарства: бактерии и сине-зеленые водоросли. Подцарство бактерии включает эубактерии и... | ||
Программа включает в себя разделы и темы, материал которых отражает... Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает только отношение к “делу”. (Образец такой культуры – сборник наставлений Бенджамина Франклина “Путь к богатству”) Со временем... | ||
Аннотации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей... Историко-философский раздел включает в себя характеристику основных этапов истории западноевропейской философии, включая характеристику... | Программа кандидатского экзамена включает в себя три части: Часть... Формой итоговой отчетности является реферат, положительная оценка которого (зачет) рассматривается как формальный итог работы по... | ||
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,... Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает | Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка | ||
Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных... Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных учреждений включает в себя следующие разделы | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01 Охватывает. Биосфера включает | ||
Данный раздел включает в себя нужные и полезные интернет -ресурсы по кубановедению | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Рабочая программа Учебно-методическое пособие включает тематический... Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты... | Корепановой р. А ... |