Программа включает со





Скачать 109.31 Kb.
НазваниеПрограмма включает со
Дата публикации22.02.2015
Размер109.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»




Нагрузка


В часах

Всего часов по учебному плану

??

В том числе аудиторная нагрузка

30??

Лекции

30??

Семинары




Контрольная работа

2

Форма отчетности

зачет


Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28

Авторы программы и лекторы: кандидат социолог.наук, доцент Л.Г.Егорова (LGE64@mail.ru)

Курс является ????, читается в 9 семестре
Аннотация

Идея курса заключается в демонстрации образцов социально-философской постановки и решения проблем, связанных с информатизацией и компьютеризацией современного общества, влияния на его развитие информационных технологий. Курс не предполагает стандартного изучения различных направлений социальной теории. Вместо этого, детальному разбору подвергаются авторы, оказавшие наибольшее влияние на традицию исследования влияние технико-технологических изменений на социальную жизнь и ввиду этого заслуживающие изучения того, "как сделаны" их наиболее значимые работы. Автор учебного курса обращается к теоретическим взглядам Д.Белла, Д.Несбита, М.Макклюена, О.Тоффлера, Н.Масуда, М.Кастельса и других. Уровень социальных теорий «технологического детерминизма» предполагает, во-первых, метатеоретическую направ­ленность этих концепций, а во-вторых их междисциплинарный характер. Студенты в результате освоения курса должны научиться детально анализировать и философски осмыслять проблемы взаимоотношения развития информационных технологий и общества.
Учебная задача

Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией создания информационного общества и изучение национальных моделей строительства информационного общества, участие в актуальной теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на различные сферы жизнедеятельности общества, использование полученных теоретических знаний для анализа ситуации информатизации общества в России. Одной из ключевых целей курса является изучение социологической точки зрения на понимание таких социальных феноменов как Интернет (компьютерные сети), информационная безопасность, цифровое неравенство.

Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.


Методы проведения занятий: лекции, контрольная работа, участие студентов в дискуссиях по актуальным проблемам курса. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, проводимого в виде беседы по контрольным вопросам или защиты эссе. В итоговой оценке учитываются результаты текущего контроля.

Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекций, работа с литературой, написание эссе.

Содержание курса





п/п



Название темы и ее содержание

Кол-во часов лекции

Кол-во семин. (лаб.-практ.) занятий

1.

Технократическое направление в современной западной социологии.

Предмет и задачи курса. Понятие «технологического детерминизма». Техницизм и антитехницизм: оптимистическая и пессимистическая оценка роли развития техники в обществе. Футуристическая форма и плюрализм идейно-политических ориентаций концепций технократического направления в западной социологии.

Истоки технократического направления в социологии: идея технократии (Т. Веблен, Д. Бэрнхем). Оформление «технологического детерминизма» в самостоятельное направление западной социологии в 50-е годы ХХ века. Теории индустриального общества (У. Ростоу, Д.К. Гэлбрейт). Особенности проявления «технологического детерминизма» в современной западной социологии. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, Г. Кан и др.) и их критика. У. Хармен о парадоксах индустриализма.


4




2.

Информационно-компьютерная революция: сущность и основные характеристики.

Информационно-компьютерная революция и ее социокультурное осмысление. Сущность и основные характеристики информационно-компьютерной революции. Понятие информации: основные подходы. Информация как ресурс. Возрастание скорости передачи информации. Увеличение объема передаваемой информации. Использование обратных связей. Визуализация информации. Рост технической оснащенности управления. Информатизация как социальный процесс.







3.

Современные западные концепции «информационного общества» как развитие теорий «постиндустриализма».

Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика (О. Тоффлер, Дж. Нэсбит, Д. Лайон, У. Дж. Мартин, Н. Масуда, Ж. Серван-Шрейбер и др.). Классические характеристики информационного общества. Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д.Белла. Концепция «третьей волны» и ее развитие в трудах О. Тоффлера. Концепция «информационного общества» Н. Масуды. Концепция «телематического общества» У. Дж. Мартина. Мегатенденции в развитии современного общества Д. Нэсбита. Взгляд на XXI век как на общество «новых корпораций». Оптимизм футурологии Д. Нэсбита. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса. Процесс информатизации в постмодерном дискурсе. Критика Ф.Уэбстером концепций информационного общества.


4




4.

Информационное общество и СМИ.

«Глобальная деревня» и развитие компьютерных технологий в концепции М.Маклюена. СМИ в условиях перехода к информационному обществу. Воздействие факторов глобализации на становление информационного общества. Проблема регулирования процесса распространения информации: политические и правовые аспекты. Международные соглашения о свободе получения и распространения информации и национальные законодательства в этой области. Доклад Комиссии Ш.Макбрайда о последствиях неравномерности в обмене информацией. Проблема распространения и получения информации в условиях глобализации медарынка и возникновения ТНК средств массовой информации. Новые информационные технологии и СМИ.


4




5.

Опыт и проблемы становления глобального информационного общества.

Предпосылки становления глобального информационного общества. Доклад А.Гора о создании национальной информационной инфраструктуры в США. Доклад М.Бангеманна «Европа и мировое информационное общество». Развитие информационного общества во второй половине 90-х годов 20 века. Программа «Электронная Европа» (2000). Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) и практика реализации основных ее положений. Политика Европейского Союза в формировании информационного общества. Проблема сотрудничества государства и частного бизнеса в процессе информатизации общества.


4




6.

Интернет как глобальная информационная среда.

Средства связи в информационном обществе. Интернет как синтез всех предшествующих средств передачи информации и коммуникации. История создания Интернета. Технология Интернета. Проблемы управления сетью. Интернет как феномен культуры. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия.

2




7.

Проблема информационной безопасности и информационные войны.

Проблема информационной безопасности. Информационная безопасность российского общества (Концепция информационной безопасности РФ // Российская газета. 28 сентября 2000 года). Информационные войны: сущность, участники, цели, технологии. Методы ведения информационной войны. Социальные последствия информационных войн.


2




8.

Социальные проблемы информационного общества.

Социальная стратификация в информационном обществе. Изменения в трудовой деятельности под влиянием информатизации общества. Преодоление отчуждения в информационном обществе. «Цифровой разрыв» и возникновение «цифрового неравенства», его социальные последствия.

Становление глобального информационного общества и модели развития информационного общества. Национальные модели информационного общества и опыт их реализации (Великобритания, Финляндия, и др.). Социальные предпосылки и особенности становления информационного общества в России. Развитие в России информационной и коммуникационной инфра­структуры. Государственная информационная политика России. Проблемы и перспективы интеграции России в мировое информационное общество.


4




9.

Экономические проблемы становления информационного общества.

Влияние информационной революции на традиционную экономику. Информационная революция и «новая экономика». «Сетевой капитализм» М. Кастельса. «Экономика знаков и пространства» С.Лэша и Д.Урри. Становление рынка информационных технологий. Информационное общество и современная медиаэкономика. Медиаэкономикс как развитие экономической теории и социологии СМИ. Экономика культурной глобализации и медиарынки развитых стран.

2







Контрольная работа




2




Итого часов:

30






ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004. – 400 с.

Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. – М., 2003. – 208 с.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. – М., 2000.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева В.В. – М., 1999.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999. – 788 с.

Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

Макклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М., 2003.

Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М., 2003. – 232 с.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999.

Впереди ХХ1 век: перспективы, прогнозы, футурологи./Под ред. В.Бестужев-Лада. – М., 2000.

Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества // Социологический журнал. – 1997. - № 4. – С.71-78.

Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. – М., 2001. – Р.2 гл. 3, Р. 4 гл.3.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 1, 2. – М., 1999.

От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н.Засурский и Е Л.Вартанова. – М., 2000.

Ракитов А.Л. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

Байгузин Р.Н., Илларионов С.И., Рукосуев Г.Н. Информационная война. – М., 2000. –140с.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999. – 288 с.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб.пособ.- М., 2003.

Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения. – Н.Новгород, 2001 (www.kis.ru)

Костюк В.А. Информация как социальный и экономический ресурс. – М., 1997.

Лебедева М.М. Современные технологии и политическое развитие мира // Международная жизнь. – 2001. - № 2. – С. 45-53.

Багиров А.Т. Новые информаицонные технологии в международных отношениях // Международная жизнь. – 2001. - № 8. – С.90-96.

Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий.

Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества. http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru

Основы ведения информационной войны. http://lib/ru

Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. – 1999. -№ 1.

Шадрин А Информационное общество и политические процессы.

Колобов О.А., Ясенев В.Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: проблемы правового регулирования и варианты ихх решения. Учебное пособие. Ч.1. – Н. Новгород, 2001.

Герасименко В.А. Безопасность информации: в 2-х т. – М., 1993.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М., 2001.

Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – М., 2001. – 468 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Трапскотт Д. Электронно-цифровое общество. – Киев, Москва, 1999. – 408 с.

Стиглиц Дж. Ассиметрия информации //День. – 2001, 19 декабря.


Вопросы к зачету

  1. Теория информационного общества: этапы становления.

  2. Информация как определяющий фактор современного развития.

  3. «Технологический детерминизм» в современной западной социологии.

  4. Теории «индустриализма» и «постиндустриализма» в современной западной социологии

  5. СМИ в условиях перехода развитых стран к информационному обществу.

  6. Воздействие факторов глобализции на становление информационного общества.

  7. Информаицонно-компьютерная революция: сущность и анализ последствий.

  8. Определения информационного общества: пять измерений.

  9. Сущность концепции информационного общества Й.Масуды.

  10. Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д.Белла.

  11. Доклад А.Гора о создании национальной информационной инфраструктуры.

  12. Доклад М.Бангеманна «Европа и мировое информационное общество».

  13. Развитие информационного общества во второй половине 90-х годов 20 века.

  14. Окинавская Хартия глобального информационного общества.

  15. Процесс информатизации в постмодерном дискурсе.

  16. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса (по книге «Информационная эра: экономика, общество и культура»).

  17. «Глобальная деревня» и развитие компьютерных технологий в концепции М.Маклюена.

  18. Информационные войны.

  19. Проблема информационной безопасности. Информационная безопасность российского общества (Концепция информационной безопасности РФ // Российская газета. 28 сентября 2000 года).

  20. Интернет как глобальная информационная среда.



Темы для эссе


  1. Существует ли информационное общество?

  2. Культурные последствия информационного общества.

  3. Интеграция России в мировое информационное общество: проблемы и перспективы.

  4. Становление национальной модели информационного общества (на примере какой-либо страны).

  5. Развитие в России информационной и коммуникационной инфраструктуры: новые возможности и новое социальное неравенство.

  6. Становление рынка информационных технологий в России.

  7. Управление информацией и манипулятивные технологии.

  8. «Информационная экономика» и сетевое общество М.Кастельса.

  9. Международный терроризм и влияние на него новых информационных технологий.

  10. Информационная революция и «новая экономика».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа включает со iconУчебно-тематический план по реализации программы включает в себя...
Программа, предназначенная для школьников средних учебных заведений с целью их ранней профессиональной ориентации в области общественного...
Программа включает со iconЦарство Бактерии
Царство Бактерии (Дробянки) включает два подцарства: бактерии и сине-зеленые водоросли. Подцарство бактерии включает эубактерии и...
Программа включает со iconПрограмма включает в себя разделы и темы, материал которых отражает...
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и...
Программа включает со iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает только отношение к “делу”. (Образец такой культуры – сборник наставлений Бенджамина Франклина “Путь к богатству”) Со временем...
Программа включает со iconАннотации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей...
Историко-философский раздел включает в себя характеристику основных этапов истории западноевропейской философии, включая характеристику...
Программа включает со iconПрограмма кандидатского экзамена включает в себя три части: Часть...
Формой итоговой отчетности является реферат, положительная оценка которого (зачет) рассматривается как формальный итог работы по...
Программа включает со iconПрограмма для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,...
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает
Программа включает со iconПрограмма по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка

Программа включает со iconРабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных учреждений включает в себя следующие разделы
Программа включает со iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01
Охватывает. Биосфера включает
Программа включает со iconДанный раздел включает в себя нужные и полезные интернет -ресурсы по кубановедению

Программа включает со iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Программа включает со iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Программа включает со iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Программа включает со iconРабочая программа Учебно-методическое пособие включает тематический...
Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты...
Программа включает со iconКорепановой р. А
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск