Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию»





Скачать 109.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию»
Дата публикации24.02.2015
Размер109.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

____________________ /Л.М. Волосникова/

«_____» _______________ 2010 г.


CASE-ТЕХНОЛОГИИ И ЯЗЫК UML

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 230201.65 –

Информационные системы и технологии

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ____________________ /М.В. Григорьев/

«_____» _______________ 2010 г.

Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем , протокол № __

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав.кафедрой ____________________ /А.Г. Ивашко/

«_____» _______________ 2010 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики и компьютерных наук , протокол № __

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________ /Н.М. Гаврилова/

«_____» _______________ 2010 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

И.О. зав. методическим отделом УМУ ___________________ /С.А. Федорова/

«_____» _______________ 2010 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

CASE-ТЕХНОЛОГИИ И ЯЗЫК UML

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 230201.65 –

Информационные системы и технологии

Тюмень 2010
М. В. Григорьев. CASE-технологии и язык UML. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и формы обучения специальности «Информационные системы и технологии».

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Корпоративные хранилища данных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.Г. Ивашко

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010.

Пояснительная записка


Программа составлена на основании учебного плана специальности 230201 – Информационные системы и технологии от 2005г. и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, № гос. рег. 761 тех/сп от 23.12.2005г.

Цели и задачи изучения дисциплины


Целью изучению дисциплины «CASE-технологии и язык UML» является изучение унифицированного языка моделирования UML, основ программной инженерии и поддержки создания моделей в процессах разработки программного обеспечения CASE-технологиями.

Задачи дисциплины:

  • дать представление о CASE-технологиях и возможностях из использования в программной инженерии;

  • познакомить со структурой унифицированного процесса разработки и разработкой, управляемой моделями;

  • рассмотреть все виды диаграмм языкаUML;

  • дать навыки применения основных диаграмм и элементов языка;

  • познакомить с моделью и архитектурой программных систем;

  • рассмотреть расширения и уточнения языка UML;

  • познакомить с процессами аттестации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • классификацию CASE-средств;

  • принципы представления модели системы в виде иерархии диаграмм;

  • синтаксис и семантику языка основных диаграмм UML;

  • механизмы расширения и уточнения языка UML;

  • методы моделирования архитектуры системы,

уметь:

  • представлять архитектуру системы в виде иерархии диаграмм в любом CASE-инструменте;

  • моделировать статические аспекты системы в виде соответствующих UML-диаграмм;

  • моделировать аспекты поведения системы в виде соответствующих UML-диаграмм;

  • выполнять прямое и обратное проектирование,

иметь представление:

  • о различных процессах разработки программного обеспечения;

  • о четырехуровневой модели проектирования;

  • методах расширения и уточнения языка UML,

иметь навыки:

  • представления архитектуры системы;

  • построения статических и поведенческих диаграмм UML;

  • работы с CASE-средствами.

Трудоемкость дисциплины


Вид занятий

6 семестр

Всего часов

Общая трудоемкость

102

102

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия

36

36

Самостоятельная работа

30

30

Вид итогового контроля

Зачет, экзамен

Тематический план изучения дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа студента

1

Основные понятия

2




1

2

CASE-инструментарий

1

2

1

3

Унифицированный процесс разработки программного обеспечения

3

2

1

4

Unified Modeling Language

2

2

1

5

UML и архитектура системы

4

4

2

6

Структурное моделирование

8

10

8

7

Моделирование поведения

8

14

10

8

Расширенное моделирование на UML

4

2

2

9

Object Constraint Language

2




2

10

CASE-средства аттестации UML-моделей

2




2

Всего

36

36

30

Содержание дисциплины

Тема 1. Основные понятия


CASE; CASE-средство; CASE-технология; программная инженерия; классификация CASE-средств

Тема 2. CASE-инструментарий


Обзор основных CASE-средств; модель; представление модели; диаграмма; построение диаграмм; представление модели в виде диаграмм CASE-средствами

Тема 3. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения


Понятие унифицированного процесса; история развития; современные процессы разработки программного обеспечения; структура унифицированного процесса; четырехуровневая модель проектирования

Тема 4. Unified Modeling Language


Этапы создания унифицированного языка моделирования; диаграммы UML; графические примитивы языка; структура и спецификация; синтаксис и семантика UML

Тема 5. UML и архитектура системы


Обобщенное понятие архитектуры системы; архитектура «4+1»; логическое представление; представление процессов; представление реализации; представление развертывания; представление прецедентов; разработка, управляемая моделями; исполняемая архитектура

Тема 6. Структурное моделирование


Статическое моделирование в UML; принципы структурного моделирования; диаграмма пакетов; диаграмма классов; диаграмма объектов; диаграмма компонентов; диаграмма составной структуры; диаграмма развертывания

Тема 7. Моделирование поведения


Динамические UML-модели; принципы поведенческого моделирования; диаграмма прецедентов; диаграмма деятельности; диаграмма конечных автоматов; диаграмма последовательности; другие виды диаграмм

Тема 8. Расширенное моделирование на UML


Механизмы расширения языка; расширение нотации; расширение семантики: стереотипы и параметризация; бизнес-моделирование

Тема 9. Object Constraint Language


Механизм уточнения моделей; объектный язык ограничений; приемы описания ограничений; трансформация ограничений в исходный код

Тема 10. CASE-средства аттестации UML-моделей


Понятие аттестации; валидация и верификация; тестирование; рецензирование; аудит; тестирование; экспертиза; проверка UML-моделей; CASE-средства аттестации

Практические занятия

Тема 1. Конфигурирование CASE-средств


Знакомство с CASE-средствами, создание структуры модели программного обеспечения, реализация элементов языка UML

Тема 2. Моделирование прецедентов


Описание основных требований, предъявляемых к системе, в виде набора прецедентов

Тема 3. Моделирование логической структуры


Описание словаря предметной области как набора классов и объектов, реализация поведения системы в виде набора классов и объектов

Тема 4. Моделирование процессов


Моделирование исполняемых потоков и процессов системы в виде активных классов. Создание процесс-ориентированного представления системы

Тема 5. Моделирование реализации


Проектирование зависимостей между компонентами и управление конфигурированием наборов компонентов, моделирование файлов и компонентов

Тема 6. Моделирование развертывания


Моделирование распределения артефактов между узлами распределенной системы

Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов включает проработку и закрепление изученного материала, а также выполнение заданий в соответствии с темами практических занятий.

Контрольные вопросы к зачету


  1. Основные компоненты CASE-технологии.

  2. Структура программной инженерии.

  3. Конфигурация CASE-средств.

  4. Основные элементы диаграммы классов и правила их использования.

  5. Основные элементы диаграммы составных структур и правила их использования.

  6. Основные элементы диаграммы объектов и правила их использования.

  7. Основные элементы диаграммы пакетов и правила их использования.

  8. Основные элементы диаграммы состояний и правила их использования.

  9. Основные элементы диаграммы компонентов и правила их использования.

  10. Основные элементы диаграммы развертывания и правила их использования.

  11. Архитектура «4+1»

  12. UML-моделирование логического представления.

  13. UML-моделирование представления прецедентов.

  14. UML-моделирование представления процессов.

  15. UML-моделирование представления реализации.

  16. UML-моделирование представления развертывания.

  17. Бизнес-моделирование.

  18. Разработка простых ограничений на языке OCL.

  19. Проверка UML-моделей.

  20. Статические и динамические аспекты моделирования.

Контрольные вопросы к экзамену


  1. Понятие программной инженерии. Основные компоненты программной инженерии.

  2. Представление архитектуры моделируемой системы. Архитектура «4+1».

  3. CASE-технология. Компоненты CASE-технологии. Принципы реализации.

  4. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. Структура унифицированного процесса

  5. История и процесс разработки стандартов объектно-ориентированного анализа и моделирования.

  6. Предметы и процесс стандартизации в группе по анализу и проектированию в OMG. Связь стандартов разработанных данной группой, и других стандартов OMG.

  7. Обзор основных понятий графической нотации и семантики языка UML.

  8. Unified Modeling Language (UML) - унифицированный язык моделирования. Понятие метамодели системы.

  9. Назначение метамодели языка UML.

  10. Средства нотации языка UML для описания статической структуры модели системы.

  11. Классификаторы на диаграмме статической структуры.

  12. Стереотипы как средства расширения языка UML. Стереотипы и значения с тегами как средство расширения языка UML.

  13. Представление атрибутов и операций классификаторов. Свойства классификаторов, свойства атрибутов и операций.

  14. Типы данных языка UML. Параметризованные и порожденные классы.

  15. Структурирование модели системы на пакеты, модели и подсистемы.

  16. Отношения ассоциации, их атрибуты, роли, мощность и стереотипы. Отношение обобщения. Отношение реализации. Отношения зависимости и их стереотипы.

  17. Средства нотации языка UML для описания сценариев использования моделируемой системы.

  18. Диаграммы прецедентов как средство описания взаимодействия моделируемой системы с внешней средой.

  19. Средства языка UML для детализации поведения системы, описанного на диаграммах сценариев использования.

  20. Средства нотации языка UML используемые для описания поведения моделируемой системы.

  21. Диаграммы кооперации объектов. Описание способов видимости объектов друг другу, описание последовательности посылки сообщений между объектами и их синхронизации, описание потоков данных.

  22. Диаграммы последовательности взаимодействия. Описание временной последовательности посылки сообщений между диаграммами, описание областей активации на диаграммах, связь диаграммы и текста программы на объектно-ориентированном языке.

  23. Средства языка UML для моделирования систем с дискретным числом состояний.

  24. Диаграммы переходов и состояний. Простые и составные состояния, события, простые и сложные переходы; переходы из составных состояний и в составные состояния; синхронизирующие состояния, внутренние переходы.

  25. Диаграммы деятельности. Простые и составные состояния деятельности, узлы принятия решений, распределение между классами объектов ответственности за деятельности, потоки объектов, синхронизирующие состояния.

  26. Диаграммы реализации моделируемой системы. Диаграммы компонент и диаграммы размещения компонент.

  27. Компоненты и модули моделируемой системы, их стереотипы.

  28. Вычислительные узлы для размещения компонент системы и их стереотипы. Отношения между компонентами, модулями и вычислительными узлами, их стереотипы.

  29. Назначение и элементарные конструкции Object Constraint Language.

  30. Аттестация в программной инженерии. Виды аттестации.

Список литературы

Основная


Мартин Фаулер. UML. Основы, 3-е издание – СПб.: Символ-Плюс, 2004г.

Джим Арлоу, Айла Нейштадт. UML2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2-е издание – СПб.: Символ-Плюс, 2007г.

Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание – М.: Вильямс, 2002г.

Эрик Дж. Брауде. Технология разработки программного обеспечения – СПб.: Питер, 2004г.

Дополнительная


Гради Буч, Джеймс Рамбо, Ивар Якобсон. Язык UML. Руководство пользователя – М.: ДМК Пресс, 2007г.

Дж. Рамбо, М. Блаха. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка – СПб.: Питер, 2007г.

Уэнди Боггс, Майкл Боггс. UML и Rational Rose – М.: Лори, 2008г.

Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины


В процессе изучения дисциплины используются мультимедийные и технические средства обучения. Мультимедийные лекции по темам: Основные понятия; CASE-инструментарий; Унифицированный процесс разработки программного обеспечения; Unified Modeling Language; UML и архитектура системы; Структурное моделирование; Моделирование поведения; Расширенное моделирование на UML; Object Constraint Language; CASE-средства аттестации UML-моделей. Применяемое программное обеспечение: пакет Microsoft Office, включая Visio.

Для проведения аудиторных занятий используются лекционные аудитории, оснащенные проектором и компьютерные классы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201....
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201....
Федеральное государственного бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа по дисциплине «Архитектура ЭВМ и систем» для специальности...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 230201 – «Информационные системы...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconПрограмма по курсу «Реинжиниринг бизнес-процессов» для специальности...
Рабочая программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» составлена на основании учебного плана специальности 230201 «Информационные...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconПрограмма по дисциплине «Распределенные информационные системы»
Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических...
«Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 80801. 65 «Прикладная информатика в географии»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии...
Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconРабочая программа составлена на основании требований: Федерального...
Плана учебного процесса бгту им. В. Г. Шухова по направлению подготовки 230201 «Информационные системы и технологии», введенного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031001....
Рассмотрено на заседании умк филологического факультета 23. 09. 2008 г., протокол №1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск