НОУ ВПО ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ УТВЕРЖДЕНО
На заседании Учёного Совета ИМЭС
Протокол № 6 от «26» января 2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины Инструментальные средства обработки информации Рекомендуется для направления подготовки
080200.62 «Менеджмент»
Квалификации (степени) выпускника - бакалавр менеджмента
Москва 2012 Аннотация
Цели и задачи дисциплины:
Целью учебного курса является изучение студентами основ организации современных средств накопления, обработки информации и их применение в экономической и управленческой деятельности предприятий, рассмотрение основных принципов построения, внедрения и ведения специализированных информационных средств, создание у студентов целостного представления о процессах формирования информационного общества, а также формирование у студентов знаний и умений в области экономической и компьютерной подготовки, необходимых для успешного применения современных средств накопления и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности на практике.
Задачи курса:
организационно-управленческая деятельность:
участие в разработке и реализации корпоративной конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
участие в разработке и реализации комплекса мероприятий оперативного характера в соответствии со стратегией организации;
планирование деятельности организации и подразделений;
формирование организационной и управленческой структуры организаций;
организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
информационно-аналитическая деятельность:
сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
оценка эффективности проектов;
подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
оценка эффективности решений;
предпринимательская деятельность:
разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
организация предпринимательской деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Инструментальные средства обработки информации» – входит в вариативную часть общих математических и естественных дисциплин, а ее изучение на 1 курсе опирается на входные знания и умения студентов, полученные в результате изучения информатики в средней общеобразовательной школе. Одновременно курс создает предпосылки для дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста по дисциплинам: «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление»
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
понимания роли и знания информации и информационных в развитии современного общества экономических знаний (ОК-16);
владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владеть методами и программными средствами, способности взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
понятия автоматизации информационных процессов в управлении;
задачи информационной технологии управления;
содержание, стадии разработки и результаты выполнения этапов проектирования автоматизированных информационных систем (АИС);
организацию системы поддержки принятия управленческих решений;
организацию системы интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений;
аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий;
моделирование в рамках интегрированных пакетов;
применение интернет-технологий в деятельности менеджера.
Уметь:
использовать для принятия решений технологии систем поддержки;
применять современные технические и программные средства информационных технологий для выполнения конкретной работы;
ориентироваться на рынке пакетов прикладных программ и уметь выбрать оптимальных программный продукт для автоматизации своей деятельности;
выступать постановщиком задач и уметь адекватно создать информационную модель предметной области, учитывающую последовательность обработки данных и структуру взаимосвязи между ними. Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 36/1
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции
| 16/0,4
| 16/0,4
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 20/0,6
| 20/0,6
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36/1
| 36/1
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
| Расчетно-графические работы)
| -
| -
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| -
| -
|
|
| Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
| 36/1
| 36/1
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
| зачет
| зачет
|
|
| Общая трудоемкость 72часа
2 зачетные единицы
| 72/2
| 72/2
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание дисциплины
| 1.
| Тема 1. Технические средства реализации информационных процессов.
| Логические основы ЭВМ. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Функциональная структура ЭВМ. Состав и назначение основных элементов ПК их параметры и характеристики. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики. Тенденции и перспективы развития средств вычислительной техники. Рынок аппаратных средств ПК.
| 2
| Тема 2. Использование текстового процессора MS Word в деятельности управленца и экономиста
| Обработка экономической и управленческой информации с использованием таблиц и диаграмм. Создание и форматирование таблиц. Организация вычислений в таблицах и построение диаграмм.
Приемы и средства автоматизации разработки документов. Работа с бланками, шаблонами и макросами. Автотекст (экспресс-блок) и автозамена.
Автоматизация комплексных текстовых документов. Слияние документов. Закладки, гиперссылки, оглавления. Создание форм. Вычисление в формах. Вставка полей. Использование полей подстановки.
| 3
| Тема 3. Анализ и обработка информационных систем в табличном процессоре MS Excel.
| Финансово-экономические расчеты в MS Excel. Функции расчета амортизации. Функции анализа инвестиций и вычисления скорости оборота.
Методы анализа и оптимизации данных в MS Excel. Проведение расчетов методом Подбора параметра.
Анализ данных с использованием Таблицы данных.
Решение задач оптимизации с использованием Поиска решения.
Работа с электронными таблицами в режиме баз данных. Ввод и просмотр данных. Сортировка списков в базах данных. Фильтрация данных. Подсчет промежуточных итогов. Технология создания сводных таблиц. Проверка данных. Условное форматирование
| 4
| Тема 4. Создание и обработка экономических баз данных с использованием системы управления базами данных MS Access
| Создание таблиц и запросов. Основные понятия баз данных. Создание таблиц. Поиск, сортировка и отбор данных.
Работа с запросами.
Разработка форм и отчетов. Связанные таблицы.
Создание баз данных экономической предметной области.
| 5
| Тема 5. Автоматизация управленческой деятельности с использованием системы MS Outlook.
| Навигация в MS Outlook. Организация событий и задач с использованием Календаря.
Разработка электронной базы данных с использованием контактов, дневника, заметок.
| 6
| Тема 6.Разработка мультимедийных презентаций и Web документов с использованием средств MS Office
| Создание презентаций в MS Power Point.
Разработка Web документов с использованием средств MS Office
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Теория менеджмента
| +
| +
|
|
|
| 2
| Маркетинг
| +
| +
| +
| +
| +
| 3
| Государственное и муниципальное управление
| +
| +
|
|
| +
| 4
| Международная торговля
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Наименование тем
| Всего часов
| Аудиторные занятия (час.)
| Самост. работа
| лекции
| практ. занят
| семинары
| лаб. занятия
|
| Технические средства реализации информационных процессов.
| 4
| 2
|
|
|
| 2
| Использование текстового процессора MS Word в деятельности управленца и экономиста
| 12
| 2
| 4
|
|
| 6
| Анализ и обработка информационных систем в табличном процессоре MS Excel.
| 16
| 2
| 6
|
|
| 8
| Создание и обработка экономических баз данных с использованием системы управления базами данных MS Access
| 16
| 4
| 4
|
|
| 8
| Автоматизация управленческой деятельности с использованием системы MS Outlook.
| 10
| 2
| 2
|
|
| 6
| Разработка мультимедийных презентаций и Web документов с использованием средств MS Office
| 14
| 4
| 4
|
|
| 6
| ИТОГО | 72
| 16
| 20
|
|
| 36
|
Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость (часы/зачетные единиц)
|
| не предусмотрен
|
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
не предусмотрен
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература (основная)
Информационные технологии в экономике и управлении: Учеб. пособие/Г.М.Киселев, Р.В. Бочкова, В.И.Сафонов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 272с.
Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): учебное пособие [Текст] / А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов, Д.М. Дайитбегов и др.; под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 409 с.
Костров, А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие [Текст] / А.В. Костров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 528 с.
Мельников, В.П. Информационные технологии: учебник [Текст] / В.П. Мельников. – М.: Академия, 2008. – 424 с.
Симионов, Ю.Ф. Информационный менеджмент [Текст] / Ю.Ф. Симионов, В.В. Бормотов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 250 с.
CRM online. Независимый CRM-портал [Электронный ресурс] / CRMONLINE.RU; Бизнес-сеть «Kinetics». – Электрон. дан. – [Б.м.], 2002–2011. – Режим доступа: http://www.crmonline.ru.
ERP online. Независимый ERP-портал [Электронный ресурс] / ERP-ONLINE.RU; Бизнес-сеть «Kinetics». – Электрон. дан. – [Б.м.], 2005–2011. – Режим доступа: http://www.erp-online.ru.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Агальцов В.П., Титов В.М. Информатика для экономистов: Учебник. – М.: Изд.дом «Форум», изд. Инфра-М, 2010 - 447с.
Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006 - 703 с.
Информатика и математика для юристов. /под. ред. С.Я Казанцева, Н.М. Дубининой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2006.
Каймин В.А. Информатика. – 5-е изд. – М.: Инфра-М, 2007.
Корнейчук Б.В. Информационная экономика. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006. - 400 с.
Информатика. Базовый курс. /под. ред. С.В. Симоновича. 2-е изд. перераб. и доп. - СПб: Питер, 2006. - 640с.
Степанов А.Н. Информатика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2007.-768с.
Интернет ресурсы:
http://lessons-tva.info/Обучение в интернет Бесплатное дистанционное обучение информатике, телекоммуникациям, основам электронного бизнеса
В качестве обучающих программ можно использовать возможности опции «Help» программ пакета Microsoft Office Интернет ресурсы:
http://lessons-tva.info/Обучение в интернет Бесплатное дистанционное обучение информатике, телекоммуникациям, основам электронного бизнеса
В качестве обучающих программ можно использовать возможности опции «Help» программ пакета Microsoft Office
Материально техническое обеспечение дисциплины:
ПК с доступом в Интернет
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Информационные ресурсы: сущность, цели и задачи.
Информационный потенциал общества,
Информационные продукты и услуги.
Состав и структура ПК. Принципы работы.
Виды информационных услуг.
Характеристики аппаратных средств ПК.
Внешние устройства ПК.
Состав и структура аппаратных средств ПК.
Состав и структура программного обеспечения ПК.
Причины компьютеризации процессов формирования решений
Классификация программного обеспечения
Системное программное обеспечение.
Основные классы прикладного ПО.
Характеристика возможностей пакета MS Office.
HTML - язык разметки гипертекста. Основные тэги HTML, цветовая схема, вставка изображений
HTML, работа с таблицами.
Основные стадии написания программы, их функции и особенности.
Основные стадии жизненного цикла программного продукта
Программный продукт, его характеристики и задачи.
Тестирование программного продукта.
Классификация компьютерных сетей.
Интернет как пример глобальной сети.
Протоколы TCP/IP.
Электронная почта,
Система World Wide Web (Всемирная паутина).
Понятие о программах-браузерах.
Как подключиться к сети Internet?
Принципы работы локальной вычислительной сети.
Сетевые каналы связи, скорость передачи данных.
Сетевые операционные системы.
Возможности, достоинства и недостатки сети Internet.
Доменная система имен.
Инструментарий технологии разработки программного продукта.
Возможности «мировой паутины». Что такое Web-браузер?
Физические и логические средства защиты информационных потоков.
Защита документов.
Мультимедиа в корпоративной среде
Три направления развития мультимедиа. Оборудование назначения, настройка, особенности. Принципы функционирования.
Примерная тематика рефератов
Аппаратные средства компьютерных систем.
Информационные технологии в международном бизнесе.
Информация: понятие, виды, классификация.
Источники получения информации.
Internet: возможности использования в бизнесе.
Рынок аппаратных средств компьютерных систем.
Программные средства компьютерных систем.
Автоматизация управленческого труда в предпринимательской деятельности.
Банки и базы данных.
Основы функционирования систем обработки информации.
Автоматизированные рабочие места (бухгалтер, юрист, менеджер и т.д.).
Состояние и перспективы развития компьютерной техники и информационных технологий.
Организационно-экономическое обеспечение создания вычислительных систем и сохранность информации.
Рынок современных информационных технологий.
Пластиковые карточки как форма расчета. И.Иллюстрация возможностей пакета MS Office для решения практических задач бизнеса.
Internet и внедрение в России новейших телекоммуникаций.
Торговля в Internet.
Современные технологии предоставления информационных услуг.
|