Отчетные материалы





НазваниеОтчетные материалы
страница1/21
Дата публикации05.03.2015
Размер3.13 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

__________________________________________________________________

Отчетные материалы

Мероприятие Н 5. 51- 1 «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам информационных технологий, распределенных по возрасту, характеру занятости, образованию, уровню начальной подготовки в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Разработка программы курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений»

Москва

2011

Список исполнителей

Руководитель научно-образовательного коллектива

кандидат педагогических наук, декан факультета точных наук и инновационных технологий

Васекин Сергей Владимирович
Заместитель руководителя научно-образовательного коллектива

кандидат педагогических наук, доцент, советник ректора

Власов Виктор Петрович

Авторская программа курсов

доктор педагогических наук, Богомолова Ольга Борисовна

Научно-образовательный коллектив, сформированный на базе ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова.

Реферат

Отчет 148 с., 18 рис., 28 табл., 43 использованных источников, 8 приложений.

СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ; ИНФОРМАТИКА; ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА; КУРСЫ ИКТ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН; КУРСЫ ИКТ ДЛЯ ПЕСИОНЕРОВ; учебныЕ модулИ ИКТ; РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

Разработанные научно-информационные (НИМ) и научно-образовательные материалы (НОМ) соответствуют Направлению Н 5: "Подготовка населения по вопросам информационных технологий", которые рекомендованы Департаментом образования г. Москвы в части социального обслуживания населения города.

Цель:

• социально ориентированная учебно-методическая поддержка реализации результатов федеральной целевой программы "Электронная Россия", проекта "Социальная розетка" и других федеральных и региональных проектов, предполагающих использование населением современных сетевых компьютерных средств обеспечения доступа к жизненно необходимым информации и услугам (ЖКХ, здравоохранения и др.)

• создание и внедрение оригинальных авторских методик обучения и перспективной программы по данному направлению с участием школ, гимназий лицеев и колледжей города.

При разработке НИМ и НОМ применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», метод наблюдения и анализа, анкетирование, статистическая обработка данных, системный подход к проектированию модульной системы учебных курсов.

В результате работы по Мероприятию были поставлены и выполнены следующие задачи:

  • проведен анализ потребностей учащейся молодежи, работающих граждан и пенсионеров в пользовании средствами информационных и коммуникационных технологий в учебной, профессиональной деятельности и повседневной жизни;

  • выполнено формирование модульных учебных программ подготовки указанных групп граждан с учетом уровня их начальной подготовки в области ИКТ, выявленных потребностей в пользовании средствами ИКТ, возможностей обучения (состояние здоровья, возможность обучения с отрывом/без отрыва от производства и т.д.) и других значащих факторов;

  • сформирован перечень средств учебно-методической поддержки реализации вышеуказанных модульных учебных программ (из числа существующих печатных и электронных, в том числе в форме общедоступных сетевых ресурсов, изданий различного назначения - методических, учебных пособий, практикумов и пр.); выявление потребности в разработке дополнительных учебно-методических изданий и сетевых ресурсов;

  • определены категории учреждений образования, которые могут быть использованы в качестве площадок для реализации указанных учебных программ для соответствующих категорий граждан, и необходимых форм учебной деятельности;

  • выполнен статистический анализ результатов, достигнутых в ходе реализации программы подготовки (переподготовки) граждан к применению средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

  • организовано обучение (дообучение) школьников старших классов и учащихся средних профессиональных учебных заведений для устранения несоответствия между реальными потребностями в успешной учебной и профессиональной деятельности и существующим уровнем информационно-коммуникационной подготовки, полученным при изучении предмета "Информатика и ИКТ" или аналогичного (из-за неправильного выбора учащимся профиля обучения, недостаточных возможностей конкретного учебного заведения, несовершенства принятого ФГОС и т.д.);

  • организовано обучение (дообучение) работающей молодежи для устранения несоответствия между реальными потребностями для успешной профессиональной деятельности и имеющимся уровнем информационно-коммуникационной подготовки;

  • организовано обучение (дообучение) лиц старшего возраста для устранения несоответствия между реальными потребностями для полноценной жизни в информационном обществе и имеющимся уровнем информационно-коммуникационной подготовки.

Научная новизна заключается:

А) для учащейся молодежи

  • в предложенном подходе к созданию учебного и учебно-методического обеспечения дополнительного обучения учащейся молодежи применению современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на основе модульной системы учебных курсов, обеспечивающей возможности индивидуализации обучения путем построения индивидуальной образовательной траектории с учетом программной платформы, пожеланий учащихся к составу изучаемых тем и учебно-методического обеспечения;

  • в разработанных принципах построения указанной модульной системы, обеспечивающих создание учебных программ дополнительного обучения для различных категорий населения, взаимосвязь дополнительного обучения ИКТ с существующими образовательными программами в старшей школе и учреждениях среднего профессионального образования;

  • в разработанной методике формирования содержания создаваемой модульной системы, включая разработку учебных программ и их поддержку учебными пособиями, с учетом личных потребностей учащихся, требований современного информационного общества и мировых тенденций совершенствования информационных и коммуникационных технологий.

Частичным аналогом предлагаемой программы «Социально направленная образовательная услуга по подготовке информационных технологий для учащейся молодежи, школьников старших классов, учащихся средне профессиональных учебных заведений, для которых информатика не является профильной дисциплиной» является российская научно-социальная программа для учащейся молодежи «Шаг в будущее», реализуемая Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана при участии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и других ведущих вузов страны. Основным различием между ними является то, что программа «Шаг в будущее» нацелена на поддержку одаренных школьников, способных вести исследовательскую работу, тогда как программа «Социально направленная образовательная услуга по подготовке информационных технологий для учащейся молодежи, школьников старших классов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, для которых информатика не является профильной дисциплиной» предназначена для широких слоев учащейся молодежи и нацелена на обеспечение требуемого реалиями современного информационного общества уровня информационной и коммуникационной компетенции учащихся, не вовлеченных в сферу внимания программы «Шаг в будущее».

Б) для работающей молодежи

  • в предложенном подходе к созданию учебного и учебно-методического обеспечения дополнительного обучения работающей молодежи применению современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на основе модульной системы учебных курсов, обеспечивающей возможности индивидуализации обучения путем построения индивидуальной образовательной траектории с учетом программной платформы, пожеланий обучаемых к составу изучаемых тем и учебно-методического обеспечения;

  • в разработанных принципах построения указанной модульной системы, обеспечивающих создание учебных программ дополнительного обучения для различных категорий населения;

  • в разработанной методике формирования содержания создаваемой модульной системы, включая разработку учебных программ и их поддержку учебными пособиями, с учетом личных потребностей обучаемых и требований современного информационного общества.

Частичным аналогом предлагаемой программы «Организация подготовки по вопросам информационных технологий работающих граждан учреждений и предприятий г. Москвы, не имеющих базового высшего профессионального образования или среднего профессионального образования информационного профиля» являются существующие курсы подготовки сертифицированных специалистов в сфере ИКТ. Основным различием между ними является то, что указанные курсы являются платными, имеют достаточно высокую стоимость, а также нацелены на освоение на уровне специалиста достаточно узких областей (как правило, конкретных программных пакетов конкретных фирм-изготовителей), тогда как программа «Организация подготовки по вопросам информационных технологий работающих граждан учреждений и предприятий г. Москвы, не имеющих базового высшего профессионального образования или среднего профессионального образования информационного профиля» предназначена для широких слоев работающей молодежи и нацелена на обеспечение требуемого реалиями современного информационного общества общего уровня информационной и коммуникационной компетенции работающих граждан.

В) для старшей возрастной группы населения;

  • в предложенном подходе к созданию учебного и учебно-методического обеспечения дополнительного обучения лиц старшего возраста применению современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на основе модульной системы учебных курсов, обеспечивающей возможности индивидуализации обучения путем построения индивидуальной образовательной траектории (индивидуальной программы обучения) с учетом программной платформы, пожеланий обучаемых к составу изучаемых тем и учебно-методического обеспечения;

  • в разработанных принципах построения указанной модульной системы, обеспечивающих создание учебных программ дополнительного обучения для различных категорий населения;

  • в разработанной методике формирования содержания создаваемой модульной системы, включая разработку учебных программ и их поддержку учебными пособиями, с учетом личных потребностей обучаемых и требований современного информационного общества.

Частичными аналогами предлагаемой программы «Организация подготовки по практическому освоению информационных технологий жителей г.Москвы, которым это необходимо в данной жизненной ситуации, исходя из их личных потребностей» являются существующие курсы для обучения работе на компьютере (как платные, так и бесплатные), а также сайты и видеокурсы, доступные в сети Интернет. Основные отличия предлагаемой системы дополнительного обучения:

  • системный подход к организации обучения, предполагающий организацию единой (в рамках страны) системы дополнительного обучения граждан применению ИКТ, а также создание целостной учебно-методической поддержки такой системы обучения, имеющей универсальный характер и позволяющей гибко формировать индивидуальные учебные программы;

  • построение учебных программ «от обучаемого» – первичное формирование содержательного наполнения предлагаемой модульной системы на основе выявленных потребностей граждан и вариативное формирование учебных программ на базе курсов по выбору обучаемых;

  • включение в состав содержательного наполнения модульной системы тематик, не затрагиваемых при обучении на вышеуказанных компьютерных курсах (в частности, обучения пользованию некомпьютерными электронными бытовыми устройствами и средствами предоставления электронных услуг).

Содержание




Наименование

Стр. №




Обозначения и сокращения ……………………………………

11




Введение ……………………………………………………….

12




Основная часть




1

Раздел 1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия ….

22

1.1

Подраздел 1.3. Информационное обеспечение ……………

23

1.2

Этап 1.Формирование структуры базы данных мероприятия и соответствующего раздела сайта ….

29

1.3

Этап 2. Разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте ………….

32

2

Раздел 2. Организация социально направленной поддержки населения по предоставлению образовательных услуг …….

33

2.1

Подраздел 2.1. "Социально направленная образовательная услуга по подготовке информационных технологий для учащейся молодёжи, школьников старших классов …………

33

2.1.1

Этап 1. НИМ по авторским инновационным концепциям внедрения ИКТ в образовательный процесс учащейся молодежи, с учетом запросов и потребностей усвоения материала и конкретизации соответствующего социального заказа …………………………………………………………..

33

2.1.2

Этап 2. НОМ, на основе созданной научно-методической базы по авторским инновационным концепциям внедрения ИКТ в образовательный процесс учащейся молодежи ………………

63




Список использованных источников по подразделу 2.1 …….

72

2.2

Подраздел 2.2. Организация подготовки по вопросам информационных технологий работающих граждан учреждений и предприятий г.Москвы, не имеющих базового высшего профессионального образования или среднего профессионального образования информационного профиля


77

2.2.1

Этап 1. НИМ о по авторским инновационным концепциям для практического освоения курса прикладных ИКТ данной социальной группы граждан, с учетом запросов и потребностей усвоения материала и конкретизации соответствующего социального заказа ………………………..

77

2.2.2

Этап 2. НОМ для практического освоения курса прикладных информационных технологий данной возрастной группы граждан с использованием компьютерных классов вуза …..

82




Список использованных источников по подразделу 2.2 …….

90

2.3

Подраздел 2.3. Организация подготовки по практическому освоению информационных технологий жителей г. Москвы старшей возрастной группы, которым это необходимо в данной жизненной ситуации, исходя из их личных потребностей…..(пенсионеры и др.)………………………….

94

2.3.1

Этап 1. НИМ о по авторским инновационным концепциям для практического освоения курса прикладных ИКТ данной возрастной группы граждан, с учетом запросов и потребностей усвоения материала и конкретизации соответствующего социального заказа …………………………………………..

94

2.3.2

Этап 2. НОМ для практического освоения курса прикладных информационных технологий данной возрастной и социальной группы граждан г. Москвы …………………….

104




Заключение …………………………………………………..

112




Список использованных источников по подразделу 2.3 …...

115




Приложения …………………………………………………….

117

Обозначения и сокращения

НИМ – научно-информационный материал

НОМ – научно-образовательный материал

БУП – базовый учебный план

ДТМ – дополнительный тематический модуль модульной системы учебных курсов

ЕГЭ – Единый государственный экзамен

ИКТ – информационные и коммуникационные технологии

НИЦ – научно-исследовательский центр

ОС – операционная система (для IBM-совместимых персональных компьютеров)

ПО – программное обеспечение (для IBM-совместимых персональных компьютеров)

СанПиН – Санитарные правила и нормы

СПО – среднее профессиональное обучение

ТМ – тематический модуль модульной системы учебных курсов

УМ – учебный модуль модульной системы учебных курсов; учебные материалы

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

ВВП – внутренний валовой продукт

УП – учебное пособие модульной системы учебных курсов

Введение

В общеобразовательной системе России за последние годы наибольшие изменения произошли в старшей школе. Среди них – профилизация, дифференциация школьных программ, изменение итоговой системы аттестации и др. В целом результативность этих изменений признается как педагогами, так и учащимися. Вместе с тем около 90 % старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развить и реализовать свои способности, поскольку продолжает носить личностно-отчужденный характер; около 85 % учащихся уверены, что школа не дает им реальных ориентиров для самоопределения в будущей повседневной и профессиональной жизни; более 90 % учащихся не согласны с тем, что в школе они получают возможность для профессиональной ориентации [2, 6, 17, 19, 20, 25, 32, 36, 38].

По данным опроса учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, проведенного НИЦ Института [27] молодежи г. Москвы, среди факторов, вызывающих наибольшую неудовлетворенность старшеклассников, выделяются:

  • отсутствие необходимой материальной базы, современного оборудования для полноценного осуществления учебной деятельности (37,2 %);

  • неудовлетворительная организация учебного процесса (20,0 %);

  • низкое качество преподавания (20,0 %).

Лишь 10,3 % учащихся считают, что они учатся в полную меру своих сил и возможностей. Имеет место отчуждение ученика от учебного процесса из-за несоответствия традиционных целей и форм обучения меняющимся жизненным потребностям учащихся.

Существование вышеперечисленных проблем в старшей школе подтверждается выводами не только российских, но и международных исследований, которые указывают на то, что в последние годы российская школа стала терять свои прежние позиции в уровне подготовки выпускников по целому ряду предметов.

В настоящее время стало заметно возрастать и недовольство подготовкой выпускников общеобразовательных школ со стороны высшей школы. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство старшеклассников считают, что существующее общее образование не дает им возможностей для успешного обучения в вузе и дальнейшего профессионального роста; приемлемым нынешний уровень полного среднего образования считают менее 12 % опрошенных учащихся старших классов.

Аналогичная картина наблюдается для среднего профессионального образования. Важнейшей тенденцией в развитии его содержания в последние годы является стандартизация как основа обеспечения необходимого качества подготовки специалистов среднего звена. Однако анализ структуры нового стандарта показывает, что предмет «Информатика» как обязательный предмет изучения для всех обучающихся в системе СПО составляет в среднем от 0,8 % до 2,6 % от максимально допущенного и от 1,5 % до 3,9 % от обязательного количества учебных часов. Количество отведенных учебных часов на изучение предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составляет не более 3,6 % от максимально разрешенной учебной нагрузки, за исключением специальности 2200 «Информатика и вычислительная техника». Таким образом, учебные планы Государственных стандартов нового поколения не обеспечивают возможность решения проблемы активного внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс системы СПО и подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда [1, 2, 3].

Все это говорит о том, что процесс развития российской системы общего и профессионального образования отстает от быстро меняющихся требований обновляющегося общества, и позволяет сделать вывод о необходимости разработки и реализации альтернативных систем обучения (дообучения) школьников применению средств ИКТ, которые позволяли бы:

  • компенсировать недостатки школьного обучения в области ИКТ;

  • обеспечить возможность получения учащимися средних профессиональных учебных заведений адекватного уровня образования в области ИКТ по сравнению с учащимися профильных классов школ;

  • обеспечить возможность учащимся школ получить знания, умения и навыки работы с базовыми средствами ИКТ, если их изучение не предусмотрено на выбранном ими профиле;

  • обеспечить желающим представителям учащейся молодежи возможность повышения имеющегося уровня информационной компетентности.

Разработка и реализация таких систем обучения (дообучения) старших школьников и учащихся СПО, в свою очередь, требует создания соответствующей учебно-методической поддержки, включая формирование перечня необходимых учебных курсов, формирование учебных программ и выбор учебной и учебно-методической литературы.

При этом могут быть использованы два традиционных подхода:

  • адаптация существующих типовых учебных планов, реализуемых в образовательных учреждениях при изучении информатики и ИКТ;

  • разработка авторских учебных планов для каждого из предлагаемых учебных курсов.

Однако первый из этих подходов не обеспечивает гибкость формирования учебных программ, требуемую для индивидуализации обучения, а второй подход требует достаточно больших материальных и временных затрат и недостаточно оптимален, поскольку приводит к неоправданному дублированию.

Предлагаемая в данном исследовании концепция построения модульной системы учебных курсов позволяет объединить преимущества указанных выше способов, исключив вместе с тем их недостатки. Модульный подход позволяет гибко формировать (компоновать) требуемые учебные программы, обеспечивая их индивидуализацию в соответствии с целевой аудиторией учащихся, изначальным уровнем их подготовки в сфере ИКТ и личными интересами, с выбранной программной платформой (проприетарное ПО на базе ОС Windows или свободное ПО, в том числе на базе ОС Linux) и доступным комплектом учебно-методических пособий, вместе с тем используя готовые элементы существующих учебных программ школьного профильного обучения и существующие учебные пособия, а не разрабатывая их заново.

В частности, для осуществления дополнительного обучения школьников старшей школы и учащихся средних профессиональных образовательных учреждений предлагается:

  • сформированный на основе анализа содержания типовых учебных программ профильного обучения по информатике и ИКТ и результатов анкетирования выборки представителей указанных слоев населения комплект тематических модулей, каждый из которых поддержан набором модулей – учебных пособий, в том числе ориентированных на различные программные платформы (коммерческое ПО на базе Microsoft Windows / свободное ПО на базе Linux);

  • методика построения вариативных учебных программ, учитывающих специфику конкретных учебных групп – выбранное учащимися профильное направление, выбранную программную платформу (ОС Windows / OC Linux), а также изначально (на момент поступления на курсы дополнительного обучения) имеющийся у учащихся уровень знаний, умений и практических навыков по информационным и коммуникационным технологиям;

  • готовый комплект примерных учебных программ дополнительного обучения, ориентированных на 6 типовых профильных направлений профессиональной деятельности, относящихся к профильным группам В и С (согласно классификации, предложенной А.А. Кузнецовым для типовых профилей обучения в старшей школе);

  • методика построения учебных программ дополнительных курсов по выбору учащихся.

Указанные материалы позволяют реализовать подготовку, организацию и проведение курсов дополнительного обучения для школьников старшей школы и учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивая тем самым полноценную подготовку учащейся молодежи к полноценной профессиональной деятельности в рамках выбранного профильного направления, а также к роли гражданина современного информационного общества.

Дополнительная информация о реальном уровне информационных и коммуникационных компетенций современных выпускников старшей школы и среднего профессионального образования и степени их соответствия реальным потребностям этих категорий учащейся молодежи получена в ходе анкетирования.

В рамках данного мероприятия анонимный опрос был проведен среди 54 учащихся, приложение 1.

Вместе с тем для работающих граждан наиболее существенной угрозой перехода к информационному обществу является разделение людей на умеющих использовать средства ИКТ и не обладающими такими навыками. Новые технологии требуют от людей новых качеств: высокого уровня абстрактного мышления, быстроты реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования. Современная виртуальная коммуникация меняет как поведение пользователей, так и способы представления информации. Поэтому интеграция всех слоев населения в информационное общество, исключенных из него по разным причинам: социальным, интеллектуальным, становится важнейшей политической задачей [20].

Однако экспертами отмечена и еще одна причина этого явления – нежелание, неумение, пассивность в использовании современных ИКТ. Новые технологии требуют от людей новых качеств: высокого уровня абстрактного мышления, быстроты реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования. Современная виртуальная коммуникация меняет как поведение пользователей, так и способы представления информации. Поэтому интеграция всех слоев населения в информационное общество, исключенных из него по разным причинам: социальным, интеллектуальным, становится важнейшей политической задачей [20].

Тем, кто выбрал ИКТ в качестве профессии, должны быть всегда на пике конкурентной борьбы (в том числе с молодым поколением, прошедшим более основательную школьную подготовку в рамках курса «Информатика и ИКТ»), должны быть готовы к тому, что необходимо все время доучиваться и переучиваться, постоянно осваивать новые технические средства и новые версии ПО, чтобы не оказаться «за бортом» своей профессии. Причем эта проблема особенно остро встает перед гражданами России (которую, несмотря на бурное развитие информационных технологий, пока еще нельзя считать передовой в сфере информатизации и компьютеризации), в особенности в связи с планируемым вступлением страны в ВТО и связанной с этим необходимостью конкурировать с иностранными специалистами как лично на международном рынке труда, так и в качестве работников производственной сферы и сферы услуг.

Все это говорит о том, что нынешнее состояние профессиональной подготовки работающей молодежи отстает от быстро растущих требований информационного общества, и позволяет сделать вывод о необходимости разработки и реализации систем дополнительного обучения работающей молодежи применению средств ИКТ, которые позволяли бы:

  • компенсировать недостатки школьного обучения в области ИКТ;

  • обеспечить возможность подготовки (переподготовки) в области ИКТ, адекватной требованиям, предъявляемым к гражданам современного информационного общества;

  • обеспечить возможность переобучения для работы в ОС Linux;

  • обеспечить желающим представителям работающей молодежи возможность повышения имеющегося уровня информационной компетентности, в том числе целевой – по программированию.

Разработка и реализация таких систем обучения (дообучения) работающей молодежи, в свою очередь, требует создания соответствующей учебно-методической поддержки, включая формирование перечня необходимых учебных курсов, формирование учебных программ и выбор учебной и учебно-методической литературы.

При этом могут быть использованы два традиционных подхода:

  • адаптация существующих типовых учебных планов, реализуемых в старшей школе при изучении информатики и ИКТ в рамках профильных направлений, в которых данный предмет предусмотрен;

  • разработка авторских учебных планов для каждого из предлагаемых учебных курсов.

В частности, для осуществления дополнительного обучения работающей молодежи предлагается:

  • сформированный на основе результатов анкетирования выборки представителей указанных слоев населения комплект тематических модулей, каждый из которых поддержан набором модулей – учебных пособий, в том числе ориентированных на различные программные платформы (коммерческое ПО на базе Microsoft Windows / свободное ПО на базе Linux);

  • методика построения вариативных учебных программ, учитывающих изначально (на момент поступления на курсы дополнительного обучения) имеющийся у обучаемых уровень знаний, умений и практических навыков по информационным и коммуникационным технологиям;

  • готовый комплект примерных учебных программ дополнительного обучения, ориентированных на 4 типовых профильных направления1 профессиональной деятельности, и предполагающих различную длительность обучения (в зависимости от профильного направления – 36, 72 или 144 акад.часа);

  • готовые примерные учебные программы целевого обучения по темам «Компьютерные сети», «Программирование на языке Паскаль» и «Работа в среде ОС Linux».

Указанные материалы позволяют реализовать подготовку, организацию и проведение курсов дополнительного обучения для работающей молодежи, обеспечивая тем самым подготовку указанной категории населения к полноценной профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.

Современная виртуальная коммуникация меняет как поведение пользователей, так и способы представления информации. Поэтому интеграция всех слоев населения в информационное общество, исключенных из него по разным причинам: социальным, интеллектуальным, становится важнейшей политической задачей [20].

Насколько может быть важным для лиц старшего возраста (в особенности пенсионеров) владение ИКТ, видно из следующего примера разница в цене на товары в 10–15% между обычным и интернет-магазином может оказаться ощутимой для пенсионеров или малоимущих граждан, а возможность заказа товаров не выходя из дома с доставкой на дом существенно облегчает жизнь пожилым людям и инвалидам.

Аналогично, например, возможность дистанционной записи на прием к требуемому врачу либо получения информационных услуг в электронном виде в рамках программы «Электронное правительство» позволяют пенсионерам не отстаивать огромные очереди в соответствующих учреждениях, что существенно с учетом типичного состояния здоровья этой категории граждан.

Наконец, в условиях высокой динамичности современной трудовой жизни граждан страны возможности дистанционного общения с родственниками посредством компьютера, подключенного к сети Интернет, и соответствующих сервисов (e-mail, Skype), а также возможности общения с единомышленниками в социальных сетях не только обеспечивают лиц старшего возраста (ведущих, как правило, «оседлый» образ жизни) необходимыми социальными связями и возможностью ощущать себя не одинокими, но и (по сравнению с традиционными средствами связи, например, с междугородней / международной телефонией) позволяют существенно экономить средства, что для данной категории населения крайне важно.

Вместе с тем, уровень владения ИКТ у многих граждан России, прежде всего – у лиц старшего возраста, не изучавших информатику и ИКТ в школе и вузе, достаточно низок; более того, многие граждане вовсе не обладают информацией о существующих федеральных программах в этой области и о преимуществах, предоставляемых применением средств ИКТ.

Вообще же, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в настоящее время госуслугами в электронном виде пользуется лишь 6% населения России. Хотя исследователи ФОМ отмечают, что каждый десятый опрошенный заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей Интернета – почти четверть, 22%), динамика этих показателей отрицательна. Результаты опросов зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в Интернете (с 28% в 2010 г. до 22% в 2011 г.), но в то же время на 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы ими пользоваться.

Очевидные причины тому – недостаточный уровень владения компьютером (обратим внимание на высокие показатели использования электронных госуслуг среди пользователей Интернета) и недостаточная пропаганда преимуществ электронных услуг среди широких слоев населения.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости разработки и реализации системы дополнительного обучения граждан применению средств ИКТ и пользованию наиболее востребованными электронными услугами, которые позволяли бы:

  • ознакомить обучаемых с существующими программами и мероприятиями, предпринимаемыми правительством России в сфере «электронизации» различных аспектов повседневной жизни;

  • ознакомить обучаемых с основными доступными им при помощи средств ИКТ сервисами и услугами, дать им понять преимущества и удобство использования таких сервисов и услуг;

  • обучить граждан пользованию компьютером, основным его аппаратным и программным обеспечением, а также бытовыми электронными устройствами в пределах, необходимых для обеспечения возможности доступа к указанным выше сервисам и услугам.

Разработка и реализация таких систем обучения граждан, в свою очередь, требует создания соответствующей учебно-методической поддержки, включая формирование перечня необходимых учебных курсов, формирование методики построения учебных программ, учитывающих интересы обучаемых, и выбор учебной и учебно-методической литературы.

При этом могут быть использованы два традиционных подхода:

  • адаптация существующих типовых учебных планов, реализуемых, например, в старшей школе при изучении информатики и ИКТ в рамках профильных направлений, в которых данный предмет предусмотрен;

  • разработка авторских учебных планов для каждого из предлагаемых учебных курсов.

В частности, для осуществления дополнительного обучения лиц старшего возраста предлагается:

  • сформированный на основе результатов анкетирования выборки представителей указанных слоев населения комплект тематических модулей, каждый из которых поддержан набором модулей – учебных пособий, в том числе ориентированных на различные программные платформы (коммерческое ПО на базе Microsoft Windows / свободное ПО на базе Linux);

  • методика построения вариативных учебных программ и индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих пожелания каждого обучаемого к составу изучаемых тем.

Указанные материалы позволяют реализовать подготовку, организацию и проведение курсов дополнительного обучения для лиц старшего возраста, обеспечивая тем самым возможности для указанной категории населения полноценной жизни в условиях современного информационного общества.

1. Раздел 1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчетные материалы iconМетодика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных...
...
Отчетные материалы iconОтчетные материалы по гос контракту № П1179 в рамках федеральной...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Отчетные материалы iconОтчетные материалы по гос контракту №02. 740. 11. 0072 в рамках федеральной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Отчетные материалы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данном докладе представлены отчетные материалы по итогам работы моу средняя общеобразовательная школа №4 г. Наволоки Кинешемского...
Отчетные материалы iconОтчетные периоды
Файл с инсталлятором для установки "Системы "Школьный менеджмент" можно скачать по ссылке
Отчетные материалы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природные каменные материалы, керамические материалы, стеклокристаллические материалы
Отчетные материалы iconКонкурсы; отчетные концерты
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10. 07. 1992г.№3266-1 «Об образовании» и с целью повышения ответственности педагогических...
Отчетные материалы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,...
Отчетные материалы iconОтчетные данные
Перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые...
Отчетные материалы iconАналитические материалы по итогам профилактической работы с несовершеннолетними...
Материалы по результатам диагностики, анкетирования, собеседования с классными руководителями, педагогами доп образования, педагогам-организаторам...
Отчетные материалы iconОрганизация обучения работников организаций в области го и защиты...
Июня 1995 г. Правительством РФ принято Постановление №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чс»
Отчетные материалы iconРеферат по курсу: ''эдсс'' на тему: ''Магнитные материалы для микроэлектроники''
Необходимы магнитные материалы, прозрачные в оптическом и ик-диапазоне, обладающие большой коэрцитивной силой, намагниченностью насыщения,...
Отчетные материалы iconРабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Отчетные материалы iconВыполняет работу на разных участках бухгалтерского учета. Фиксирует...
Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный...
Отчетные материалы iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Отчетные материалы iconУчебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы»
Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск