Скачать 240.64 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Кафедра «Радиоэлектроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Лазерные информационные и управляющие системы»для специальности 210105.65 «Электронные приборы и устройства» Автор программы: Колбас Юрий Юрьевич, tigra-e@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры «Радиоэлектроники и телекоммуникаций» «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой С. У. Увайсов Утверждена УС факультета «Электроники и телекоммуникаций» «___»_____________2012 г. Ученый секретарь И.В. Назаров _______________________ «___»_____________2012 г. Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности для специальности 210105.65 «Электронные приборы и устройства», обучающихся по специализации «Электроника и микроэлектроника», изучающих дисциплину «Лазерные информационные и управляющие системы» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 210105.65 «Электронные приборы и устройства». Программа «Лазерные информационные и управляющие системы» для студентов программы специалистов «Электроника и микроэлектроника». Она также соответствует тематике научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре студентами, аспирантами и преподавателями кафедры. 2Цели освоения дисциплиныЦели дисциплины – обеспечить овладение студентами теоретическими знаниями о лазерных информационных и управляющих системах- технологических, связи, лазерных гироскопах и практическими навыками по их исследованиям и испытаниям, подготовить специалистов, понимающих возможности лазерных систем, особенности их применения и умеющих самостоятельно выбрать необходимый для решаемой задачи тип лазера, выбрать схему управления лазера и применить его в конкретной системе. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины являются: Дать общее представление о современных лазерных информационных и управляющих системах. Дать представление о технологических лазерных системах и их применении. Дать представление о лазерных дальномерах и скоростемерах и их применении. Дать представление о лазерных гироскопах и их применении. Дать представление о лазерных медицинских установках и их применении. Дать представление о лазерных носителях информации и принтерах и их применении. Дать представление о волоконных линиях связи и их применении. Дать представление о лазерных интерферометрах, стандартах длины и их применении. Изучение порядка выполнения НИР и ОКР по разработке лазерных информационных и управляющих систем. Изучение структуры и порядка оформления ТЗ НИР и ОКР по разработке лазерных информационных и управляющих систем. Изучение этапов выполнения НИР и ОКР по разработке лазерных информационных и управляющих систем. Изучение этапов выполнения НИР и ОКР по разработке программного обеспечения лазерных информационных и управляющих систем. Изучение документации, разрабатываемой при выполнении НИР и ОКР по разработке программного обеспечения лазерных информационных и управляющих систем Изучение порядка проведения испытаний при выполнении НИР и ОКР по разработке программного обеспечения лазерных информационных и управляющих систем и отчетной документации. Изучение порядка проведения испытаний при выполнении НИР и ОКР по разработке лазерных информационных и управляющих систем и отчетной документации. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов для специальности 210105.65 «Электронные приборы и устройства», обучающихся по специализации «Электроника и микроэлектроника». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - квантовая механика; - оптика; - лазерная физика. Основные положения дисциплины должны быть использованы при написании курсовых работ и дипломной работы. 5Тематический план учебной дисциплины5.1Разделы дисциплины и виды занятий5 курс 2 семестр
6 курс 1 семестр
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по следующей формуле: Оаудиторная= 0,7· Осам +0,3·Оактивность, где Оактивность преподаватель оценивает по активности студентов в дискуссиях, в ответах на вопросы. Оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по данной учебной дисциплине. Осам оценивается по выполнению самостоятельной работы в форме решения задач на практических занятиях. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0, 3· Ок.р.+ 0,7· Оэкз, где Ок.р – оценка за контрольную работу, Оэкз- оценка на экзамене. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где: Оитоговая = 0,5· Отекущий +0,2·Ореф +0,2·Озач+ 0,1·Оаудиторная., где Ореф – оценка за реферат, Озач- оценка, полученная на зачете. В диплом ставится результирующая оценка за итоговый контроль по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплины7.1Содержание разделов дисциплины1. Введение. Цели и задачи курса. Принцип работы и устройство современных лазеров. Газовые, твердотельные и полупроводниковые лазеры. История применения лазеров. Обзор рынка современной лазерной техники. Области применения лазеров: Размерная обработка материалов, дальнометрия и целеуказание, гироскопия и навигация, интерферометрия, информации, связь, медицина, стандарты частоты. Выбор конкретного типа лазера для каждого применения. 2. Размерная обработка материалов. Преимущества и недостатки лазерной обработки материалов. Лазерная резка. Лазерная сварка. Объемная обработка материалов. 3. Дальнометрия и целеуказание. Импульсные, импульсно-фазовые и фазовые дальномеры. Работа по отражающей и по диффузной цели. Тахеометры и нивелиры. Подсветчики цели. Наведение по лазерному лучу: достоинства и недостатки. Противодействие средствам оптического наблюдения. 4. Гироскопия и навигация. Инерциальные навигационные системы. Лазерные гироскопы с вибрационной и магнитной частотной подставкой и их применения. Лазерный гирокомпас. Системы автоматической посадки ( лазерные маяки). Системы раннего предупреждения о столкновении. 5. Оптические носители информации. Магнито-оптическая запись информации. Лазерные принтеры. 6. Оптическая связь. Волоконно-оптические линии связи- их преимущества и недостатки. Элементы волоконных линий связи. 7. Лазерная биомедицина Физические основы воздействия света на человека. Классификация и и характеристики современных медицинских аппаратов. Лазеры в хирургии, терапии и диагностике- достоинства и недостатки. 8. Лазерные интерферометры и стандарты длины. Лазерные стандарты длины. Лазерные интерферометры. Прецизионное измерение длин волн. 9. Общие вопросы проектирования сложных систем 10. Техническое задание на проектирование ЛИУС. 11. Порядок проектирования ЛИУС на этапах НИР и ОКР и отчетные документы. 12. Техническое задание на проектирование программного обеспечения ЛИУС. 13. Порядок проектирования программного обеспечения ЛИУС на этапах НИР и ОКР и отчетные документы. 14. Порядок проведения испытаний ЛИУС и программного обеспечения ЛИУС и отчетные документы 7.2Понедельный план проведения занятий лекционных и практических7.2.1 Понедельный план проведения занятий лекционных
7.2.2 Понедельный план проведения занятий практических
8Образовательные технологииПри реализации лекционных занятий используются интерактивные технологии, при реализации практических занятий по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий – демонстрация макетов приборов, разбор практических примеров, презентации. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляЗадания для контрольной работы:
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныВопросы к экзамену по курсу.
9. Инерциальные навигационные системы. 10. Лазерные гироскопы с вибрационной и магнитной частотной подставкой и их применения. 11. Лазерный гирокомпас. 12. Устройство лазерного гироскопа. 13. Волоконно-оптические линии связи- их преимущества и недостатки. 14. Элементы волоконных линий связи. 15. Применение и характеристики современных медицинских аппаратов. 16 Лазеры в хирургии- достоинства и недостатки. 17. Терапевтическое применение лазеров. 18. Лазеры в диагностике. 19. Лазерные стандарты длины. 20. Прецизионное измерение длин волн. Интерферометр Майкельсона. 21. Лазерные стандарты частоты. 9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроляРешение учебных задач по прилагаемому перечню.
9.4 Примеры заданий промежуточного /итогового контроляТемы рефератов по прилагаемому перечню. 9.5 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныВопросы к зачету по курсу. 1. Общие вопросы проектирования сложных систем 2. Техническое задание на проектирование ЛИУС. 3. Порядок проектирования ЛИУС на этапах НИР и ОКР и отчетные документы. 4. Техническое задание на проектирование программного обеспечения ЛИУС. 5. Порядок проектирования программного обеспечения ЛИУС на этапах НИР и ОКР и отчетные документы. 6. Порядок проведения испытаний ЛИУС и программного обеспечения ЛИУС и отчетные документы 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникВ.Е. Привалов Газоразрядные лазеры в измерительных комплексах. Л. "Судостроение" 1989 г.А.В. Приезжаев, В.В. Тучин, Л.В.Шубочкин. Лазерная диагностика в биологии и медицине. М. Наука. 1989 г.Ф. Ароновиц. Лазерный гироскоп. В кн. Применение лазеров./ Под ред. Тычинского В.П. М.: Мир, 1974. 10.2Основная литература
10.3Программные средстваПрограммные средства не используются 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныИспользуются макеты лазерных систем и приборов для объяснения принципа их работы. |
Оптическая спектроскопия. Электронная спектроскопия поглощения. Закон... Калориметры, спектрофотометры и адсорбционные детекторы для жидкостной хроматографии. Монохроматоры. Однолучевые и двулучевые приборы.... | Что такое электронные образовательные ресурсы (эор)? ... | ||
Что такое электронные образовательные ресурсы (эор)? ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Лазерные технологии» Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине “Лазерные технологии” (8,9 и 10 семестры) | ||
А. А. Назаров патентное право «Геоэкология», 020501 «Картография», 120202 «Аэрофотогеодезия», 080500 «Менеджмент», 080507 «Менеджмент организации», 170101 «Испытание... | «Физическая электроника и электронные приборы». подготовки специалистов... Это одна из основных теоретических дисциплин специальности, ибо без знания физики работы приборов невозможны сознательные и эффективные... | ||
Программа учебной дисциплины «Информационные технологии в приборостроении» Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по... | Конспект лекций по учебной дисциплине «Правоведение»: учебное пособие.... «Геоэкология», 020501 «Картография», 120202 «Аэрофотогеодезия», 080500 «Менеджмент», 080507 «Менеджмент организации», 170101 «Испытание... | ||
Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | Сестринское дело информационные технологии в профессиональной деятельности ... | ||
Учебно-методический комплекс образовательной профессиональной программы... Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы» по дисциплине «Информационно-управляющие комплексы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и оптико-электронные приборы для автоматического контроля подлинности защитных голограмм | ||
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения... Пк – в управлении образовательным учреждением, мультимедийное оборудование: экран, 1 проектор, 3 принтера, 1 сканер, 6 музыкальных... | Темы вашего учебного проекта Существующие устройства ввода, работа с ними, занесение данных в персональный компьютер. Устройства ввода графической информации,... | ||
Темы вашего учебного проекта Существующие устройства ввода, работа с ними, занесение данных в персональный компьютер. Устройства ввода графической информации,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные... |