Скачать 174.76 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ Факультет информационных технологий и вычислительной техники ПРОЕКТ программы дисциплины «Основы построения вычислительных систем и сетей» для направления 230100.68 "Информатика и вычислительная техника" подготовки магистров по магистерской программе "Информатика и вычислительная техника", специализация "Сети ЭВМ и телекоммуникации" Автор программы: Е.М. Иванова, кандидат технических наук, emivanova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 2013г. Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2013г. Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета ИТиВТ «___»_____________2013г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 230100.68 "Информатика и вычислительная техника" подготовки магистров по магистерской программе "Информатика и вычислительная техника", специализация "Сети ЭВМ и телекоммуникации" Программа разработана в соответствии с:
2.Цели освоения дисциплиныЦели освоения адаптационного курса «Основы построения вычислительных систем (ВС1) и сетей» является:
Для реализации поставленной цели в ходе изучения курса «Основы построения ВС и сетей» решается задача обеспечения широкого, общего и достаточно фундаментального профессионального образования студентов-магистров специализации "Сети ЭВМ и телекоммуникации". Фундаментальность подготовки включает в себя достаточную общность базовых понятий и терминов изучаемой предметной области, обеспечивающую широкий спектр их применимости, опирающуюся на современные научные понятия и технические данные в области архитектурной организации основных типов современных ВС и сетей, принципов построения основных подсистем и их взаимодействия в составе единой системы (сети). 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен: Знать
Уметь:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к адаптационному блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль состоит в сдаче и защите студентом отчёта по выполнению домашних заданий. В качестве отчёта по выполнению домашнего задания студенту предлагается в письменной форме подготовить доклад/реферат на заданную тему в рамках программы изучаемой дисциплины. Для чего предварительно с преподавателем обсуждается план работы, литературные источники, перечень освещаемых вопросов. Итоговый контроль состоит в сдаче устного зачёта. Билет содержит 2 теоретических вопроса по программе курса лекций и учебникам [1,2]. При ответе на вопросы экзаменационного билета студент должен продемонстрировать знание предметной области и разделов, изучаемых в рамках дисциплины, чёткость и грамотность изложения материала. 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов по отчётам о выполненных домашних заданиях. На оценку текущего контроля (за домашнюю работу) влияет:
Текущие оценки преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка Онакопленная определяется по 10-ти балльной шкале по результатам текущего контроля (оценки за домашние задания) перед итоговым контролем и объявляется на последнем практическом занятии (выкладывается для всеобщего доступа в LMS системе, рассылается на оговоренный почтовый адрес группы/старосты). Накопленная оценка формируется из оценок текущего контроля. Удельный вес оценки за каждую домашнюю работу составляет ki = 0,25. Накопленная оценка за текущий контроль рассчитывается по формуле: . Способ округления любой оценки - арифметический (до ближайшего целого 7,1≈7 и 7,5≈8). Студент может получить возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль, но не позднее 3 дней до даты зачёта. Все оценки выставляются по десятибалльной шкале стандартным образом. Для студентов, получивших накопленную оценку отлично (8-10 баллов), зачёт отменяется, и выставляется результирующая оценка «зачёт». Во всех остальных случаях, результирующая балльная оценка складывается из накопленной оценки, удельный вес которой составляет kН = 0,5, и оценки за итоговый контроль (зачет), удельный вес kЗ = 0,5. Орезультирующая = 0,5 × Онакопленная + 0,5 × ОЗАЧЁТ При значении результирующей балльной оценки 4-10 баллов в ведомость выставляется оценка «зачёт», при значении результирующей балльной оценки 0-3 балла в ведомость выставляется оценка «незачёт», ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке (ОЗАЧЁТ = 0 баллов) выставляется результирующая оценка «незачёт», независимо от накопленной [12]. В диплом ставится результирующая оценка Орезультирующая по учебной дисциплине. 7.Содержание дисциплиныРАЗДЕЛ 1. Понятие и характеристики ВС и сетей. Многоуровневая архитектура компьютера. Модель OSI. Лекции – 2 часа. Темы: введение (план аудиторных и самостоятельных занятий на 1 модуль изучения дисциплины, распределение заданий на практические работы, порядок проведения текущего и итогового контроля, особенности оценивания выполненных заданий), основные определения (ЭВМ, ВС, сети), технико-эксплуатационные характеристики ВС и сетей. Практические занятия – составление многоуровневой архитектуры компьютера, семиуровневой модели OSI. Самостоятельная работа – 20 часов: самостоятельное изучение рабочей программы по дисциплине «Основы построения вычислительных систем и сетей» и рабочего учебного плана 1 курса магистратуры на текущий учебный год, изучение основной и дополнительной литературы по предложенной теме. В отчёт о проделанной самостоятельной работе (домашнее задание №1) включить: схему многоуровневой архитектуры компьютера с краткими пояснениями по каждому уровню, что исследуется, какие операции выполняются, над какими данными, как происходит взаимодействие с соседними уровнями (2-3 стр.). Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. РАЗДЕЛ 2. Организация процессора, цикл выполнения машинной команды, принципы управления и способы обработки данных. Лекции – 2 часа. Темы: функциональная и структурная организация ВС, подсистемы компьютера, организация центрального процессора, основные управляющие и обрабатывающие блоки, цикл выполнения машинной команды, принципы управления и способы обработки данных. Практические занятия – 2 часа. Темы: составление функциональной и структурной схемы процессора, конвейера команд, блока многофункциональной обработки данных. Самостоятельная работа – 20 часов, из них на подготовку к выполнению домашнего задания №2 – 20 часов. В отчёт о проделанной самостоятельной работе (домашнее задание №2) включить: укрупнённую обобщённую схему центрального процессора, по схеме пояснить назначение блоков, последовательность выполнения машинной команды (цикла работы процессора). Кратко охарактеризовать принципы управления (для ЦП) и способы обработки данных. (3-5 стр.). Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. РАЗДЕЛ 3. Иерархия памяти компьютера. Типы запоминающих устройств и принципы их работы. Лекции – 2 часа. Темы: Иерархия памяти компьютера, назначение разных типов памяти, типы запоминающих устройств и принципы их работы. Практические занятия – 2 часа. Темы: составление схемы иерархической организации памяти, схем управления ОП без использования ВЗУ и схем управления виртуальной памятью, схем ассоциативного поиска данных в КЭШ. Самостоятельная работа – 20 часов, из них на подготовку к выполнению домашнего задания №3 – 20 часов. В отчёт о проделанной самостоятельной работе (домашнее задание №3) включить: схему иерархии памяти компьютера, пояснить назначение каждого уровня иерархии, сравнить характеристики типов памяти каждого уровня, кратко рассказать о типах запоминающих устройств (ЗУ) для реализации каждого уровня. (2-5 стр.) Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. РАЗДЕЛ 4. Типы данных и система команд ЭВМ/процессора. Сравнение CISC RISC архитектур. Лекции – 2 часа. Темы: Типы данных, с которыми работает ЭВМ (целые со знаком и без, дробные, двоично-десятичные, указатели, теги, дескрипторы), система команд ЭВМ/процессора (типы команд, режимы адресации на примере процессоров Intel). Сравнение CISC RISC архитектур. Практические занятия – 2 часа. Темы: составление схемы хранения многобайтных разнотипных величин в памяти компьютера, прямой и инверсный код, нормализованная форма представления двоичного числа, формат ЧФЗ, формат ЧПЗ. Самостоятельная работа – 20 часов, из них на подготовку к выполнению домашнего задания №4 – 20 часов. В отчёт о проделанной самостоятельной работе (домашнее задание №4) включить: перечислить типы данных, с которыми работает компьютер, и составить описание системы команд ЭВМ (на примере CISC, но можно сравнить с RISC): классификация (по назначению, длине, количеству адресов в адресной части...), форматы (структура полей команды), режимы адресации операндов. (3-10 стр). Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. РАЗДЕЛ 5. Подготовка к зачёту. Лекции – нет Практические занятия – нет Объем самостоятельной работы – 12 часов. Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, самостоятельное изучение материала и поиск ответов на вопросы к зачёту. 8.Образовательные технологииЗанятия проходят в формате
8.1.Методические рекомендации преподавателюПри приёме выполненной работы студент должен продемонстрировать понимание практических и теоретических вопросов, для чего
При обнаружении в излагаемом студентом объяснении пробела или ошибки следует подробно объяснить студенту, почему излагаемое им объяснение является некорректным. Работа при этом считается не выполненной. Студент может доработать задание и попробовать сдать ещё раз. Количество попыток не ограничивается, но студент должен сдать все задачи за отведённое время модуля. 8.2.Методические рекомендации студентамПосещать лекции, изучать основную и дополнительную литературу по дисциплине, выполнять и защищать домашние работы. По результатам выполнения составить отчёт в виде текстового документа, формата word, или txt, или rtf, или pdf и переслать преподавателю. При защите работ следует излагать материал подробно, последовательно и ясно. По тексту отчёта следует пояснить все этапы выполнения работы и сделанные выводы, ответить на вопросы преподавателя по тексту работы. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1.Тематика заданий текущего контроляТекущий контроль состоит в приеме и оценивании отчёта по самостоятельной работе (домашних работ). Каждая работа оценивается по 10-ти балльной шкале. Темы работ и задания приведены выше. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1.Базовый учебник1.Танненбаум Э. Архитектура компьютера, 5-е изд. – СПб. : Питер, 2011., 848 с. Норматив обеспеченности студентов базовым учебником - 100 %. 10.2.Основная литература
10.3. Дополнительная литература
14. Брэй, Б. Микропроцессоры Intel: 8086/8088,80186/80188, 80286,80386,80486,Pentium, Pentium Pro Processor, Pentium II, Pentium III, Pentium 4. БХВ-Петербург, 2005. - 1328 с. 10.4.Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент не нужно использует следующие программные средства: интернет, электронные учебники, соответствующий раздел LMS-системы. 10.5.Дистанционная поддержка дисциплиныИдёт заполнение дистанционного курса в Информационной образовательной среде НИУ ВШЭ – системе LMS (lms.hse.ru). 11. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения практических занятий. Для проведения лекционных и практических занятий аудитория и проектор. 1 здесь и далее вместо термина «вычислительная система» используется сокращение ВС 2 здесь и далее вместо термина «языки программирования высокого уровня» используется сокращение ЯВУ 3 здесь и далее вместо термина «программное обеспечение» используется сокращение ПО |
Программа дисциплины «Системы управления, ориентации и навигации»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | Программа дисциплины «Лазерная гироскопия» для специальности 230100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Программа дисциплины «Навигационные системы» для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии... Программа предназначена для студентов, прошедших курс иностранного языка в вузе согласно федеральному государственному образовательному... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии... Программа предназначена для студентов, прошедших курс иностранного языка в вузе согласно федеральному государственному образовательному... | Учебной дисциплины Фгос) по профессии начального профессионального образования (далее нпо), входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии... Программа предназначена для студентов, прошедших курс иностранного языка в вузе в объёме ооп (базовая часть) согласно федеральному... | Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии... Программа предназначена для студентов, прошедших курс подготовки по иностранному языку в общеобразовательной школе и достигших, согласно... | ||
Программа учебной ди c циплины основы информационных технологий правительство... Фгос) по профессии начального профессионального образования (далее нпо) входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика... | Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии... Программа предназначена для студентов, прошедших курс подготовки по иностранному языку в общеобразовательной школе и достигших, согласно... | ||
Учебная Фгос по профессии 230103. 03 Наладчик компьютерных сетей, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей... | Рабочая программа учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования... Фгос нпо, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100... | ||
Программа дисциплины «философия» по направлениям подготовки 230100... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направлений 230100 «Информатика и... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса всеобщая история... Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа дисциплины системы и сети пакетной коммутации (сспк)... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Системы и сети пакетной коммутации» студентам заочной сокращенной формы... | Программа дисциплины «Социальная философия» по направлениям подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направлений 230100 «Информатика и... |