Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации





Скачать 350.58 Kb.
НазваниеМетодический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации
страница1/3
Дата публикации05.04.2015
Размер350.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3
МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Никольского муниципального района»

ЦРБ им. Г.Н.Потанина

Методический отдел

Инновации в библиотечной практике.

Методические рекомендации

Никольск

2011 год

Термин «инновация» стал использоваться в России и, в частности, в библиотечной сфере деятельности сравнительно недавно, несмотря на то, что данное понятие было введено в научный оборот австрийским экономистом И.Шумпетером ещё в 1930-е годы.

Инновации – мощный двигатель прогресса, один из основных рычагов повышения эффективности производства, улучшения качества предоставляемых услуг, механизм интенсификации труда, реализации творческих способностей человека.

Под «инновацией» (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
Сегодня много дискуссий в профессиональном мире вокруг и по поводу библиотечной инноватики. Что же такое библиотечная инноватика? И зачем она нам нужна, библиотекарям? Что это – следование моде или жизненная необходимость?

Ведущий научный сотрудник РГБ Слава Григорьевна Матлина определяет библиотечную инновацию как «оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микросоциальном уровне, а в конечном счете и в макромасштабе». Таким образом, под инновацией понимают оригинальную идею, которая качественно изменяет работу библиотеки и отличается от других своей новизной.

Изменить в библиотеках можно:

обслуживание и сервис, когда изменению подлежат ресурсы, услуги, продукция;

технологию, если меняются процессы библиотечной технологии;

структуру, когда реорганизуются существующие отделы или создаются новые;

социальные процессы, если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты. Причем изменения в одной сфере, как правило, ведут за собой преобразования в другой.

Рассмотрим основные направления в инновационном развитии библиотек, которые внедряют в свою работу наши коллеги, и начнем с организационных инноваций.

К ним относятся структурные изменения библиотеки, когда реорганизуются существующие отделы или создаются новые. Например: выделяют новые службы (служба книгонош для инвалидов «Книга-03»), отделы (бюро информационно-библиографического сервиса, компьютерные или интернет-классы, медиатеки), музеи книги; открываются библиотечные центры (чтения, правовые, молодежные, информационные), выбор направления которых зависит от внешних факторов.

Отличительной особенностью библиотечных центров является то, что они способствуют привлечению внимания общества и власти к читательской ситуации, ориентированы на работу не только с пользователями, а прежде всего с нечитающими слоями населения.

Библиотечные центры создаются в крупных библиотеках, а в небольших филиалах, как правило, для психологического комфорта читателей выделяют информационные зоны.

Центры создаются сегодня и как самостоятельные структуры в рамках библиотеки, и как подразделения в рамках других отделов (маркетингового, методического, краеведческого). Их деятельность предполагает организацию крупных и долгосрочных читательских кампаний регионального масштаба. Например:

• социологические исследования (в том числе и с применением современных средств связи — интерактивные ТВ-опросы, СМС-опросы);

• формы самореализации читателей — фестивали и конкурсы творчества, ассамблеи талантливых читателей;

• акции — рекламные, благотворительные, марафоны;

• книжные ярмарки совместно с книготорговыми организациями;

• конкурсы местных писателей на лучшую книгу для определенной читательской аудитории;

• PR-кампании (циклы радио- и телепередач, постоянно действующие рубрики в газетах);

• организация информационных автобусов и многое другое.

Библиотечным центом в г. Омске был реализован проект «Библиомобиль», в рамках которого совместно с крупными книготорговыми организациями была создана передвижная коллекция книг и журналов. В течение года эта коллекция перемещалась по муниципальным библиотекам и знакомила читателей с книжными новинками российских издательств. Каждая из библиотек находила свой вариант продвижения книг из этой коллекции.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно привести пример Дании. В Ваерлозе был оборудован трейлер «Сказкомобиль» для проведения чтений и рассказываний (именно эта форма очень популярна за рубежом). Они отмечают, что место, где проводятся чтения, должно располагать к спокойному слушанию и размышлениям. Трейлер «Сказкомобиль» был создан именно для того, чтобы решить эту проблему путем предоставления подходящего места, которое могли бы использовать многие детские центры.

Примером рекламной акции может служить опыт Ижевска. В канун Общероссийского дня библиотек в городе состоялась акция «Рекламный листопад». Они использовали такие мало используемые формы, как: флаеры, открытки с символикой «ЦБС», оконную рекламу, арт-объекты (деревья), следы на асфальте и стрелки-указатели.

В других городах России по инициативе центров проводятся интересные и масштабные акции. Например, в Хасавюрте прошла акция «Ленточка». Горожанам, любящим читать, предложили обвязать ствол дерева, которое растет рядом с домом, ленточкой. Принцип акции «Ленточка» заключается в объединение людей, которым близка одна идея. Так, к 9 Мая во многих городах раздавали георгиевские ленточки тем, кому дорога память о Великой Отечественной войне.

Приобретают популярность акции в родильных домах и женских консультациях «Расти с книгой, малыш!», «Я родился! Я читаю!» Библиотекари предлагают молодым родителям приобщать детей с младенческого возраста к книге, дарят им в день выписки из роддома комплекты детской литературы и книги по педагогике.

Обмен личными книгами, чтение одной книги определенной группой в последнее время получили большое распространение (акции «Ты — мне, я — тебе», «Передай книгу другу»), и в разных странах существуют различные варианты. Например, в начале века в Америке возник проект «Буккроссинг», или «книговорот». Прочитав книгу, вы ее отдаете или пересылаете по почте следующему читателю. Каждой книге присваивается специальный номер, нашедший книгу заносит его на сайт.

В Сеуле осуществлен проект «Один город — одна книга». Этот проект ставит целью создание культуры чтения и обсуждение прочитанного — выбранное произведение читает весь город вне зависимости от пола и возраста человека. Для привлечения детей и взрослых к совместному чтению были в основном отобраны детские книги. Этот проект перерос в проекты «Одна библиотека — одна книга» и «Одна деревня — одна книга».

Библиотекари за рубежом в своей практике часто обращаются к помощи волонтеров. Они трудятся вместе на обслуживании, проводят мероприятия, помогают в распространении рекламной продукции. Например, в Корее был реализован проект «Прекрасные бабушки». Суть заключалась в том, чтобы предложить участникам — пожилым людям, бабушкам старше 50 возможность участвовать в качестве волонтеров в рассказываниях и громких чтениях в библиотеках, детских садах и центрах. Такие мероприятия улучшают общение между поколениями.

В плане изменения ресурсной базы интересен опыт г. Соликамска. Библиотекари разработали проект «Народная почта». Его авторы предложили жителям города опустить ненужную газету или журнал в специальные почтовые ящики, размещенные во всех городских библиотеках, в Центре социальной защиты населения, в городской администрации. Назвали их «информационными кейсами», а изготовить их помогли спонсоры. Для разъяснения своего замысла они провели широкую рекламную кампанию. В результате только за три месяца в фонды информационных кейсов поступило более двух тысяч периодических изданий, которые были отсортированы и распределены. Эта акция нашла положительные отклики у горожан, и теперь на базе «Народной почты» они хотят организовать новые виды услуг с внедрением современных компьютерных технологий.
Изменения в структуре библиотеки ведут к введению новых сервисных услуг для читателей и связаны они в основном с применением техники:

> ксерокопирование, сканирование;

> компьютерный набор и оформление текстов;

> ламинирование и брошюровка документов;

> работа с электронными носителями (запись информации на диск, дискету и распечатка с них материалов);

> услуги Интернета — предоставление времени, электронная почта, факс, электронная доставка книг из крупных библиотек;

> прокат видеокассет, компакт-дисков;

> звукозапись;

> обучение начальным навыкам работы на компьютере и др.

Компьютерная техника и оборудование оказывает сегодня большую помощь в нашей практике. Они позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты, внедрять новые услуги.

Практически все крупные и средние библиотеки России в той или иной мере занимаются оцифровкой наиболее интересных коллекций из своих фондов, то есть сканированием печатного текста и переводом его в электронный вид. Это позволяет постепенно исключать из использования оригиналы редких и ветхих печатных изданий. Оцифровывают не только печатные издания, но и пластинки, аудиозаписи с помощью специальной техники.

Во многих библиотеках успешно реализуются различные электронные проекты и продукты: веб-сайты библиотек, электронные краеведческие пособия, виртуальные экскурсии по музеям, виртуальные библиотечные выставки и литературные викторины. На них размещаются, как правило, уникальные краеведческие материалы, результаты поисковой деятельности.

Преимущества использования компьютерных технологий заключаются в следующем:

уникальные материалы из частных коллекций можно перевести в электронный вид, а оригинал возвратить владельцу;

малый объем материала из личных архивов, которого бы не хватило на выставку, смотрится на электронном носителе уместно;

можно использовать иллюстрации разного формата и качества, выстроить их в нужном порядке, использовать спецэффекты.

В г. Орлове был разработан проект по созданию компакт-диска «Огненная дуга: патриотическое воспитание детей и юношества в электронной среде библиотеки». Они собрали всю имеющуюся в библиотеках и краеведческих музеях информацию по данной теме. В результате поездок по местам боевой славы были сняты видеосюжеты, воспоминания очевидцев и участников Курской битвы. Подобные электронные продукты создаются во многих библиотеках страны.

Используя программу Power Point, наши коллеги создают слайд презентации для иллюстрации массовых мероприятий. Например, в Омске сценарии, где использовался объемный видеоряд, составление которого потребовало немало времени, планируется издавать с электронным приложением.
Инновационная деятельность осуществляется в разных плоскостях: библиотеки находят своё место в практике социализации детей, предупреждения девиантного поведения, профилактике СПИДа, алкоголизма. Они разрабатывают также рекреационные и релаксационные программы, занимаются библиотерапией, оказывают помощь в развитии детского творчества.

В этой связи замечу, что в сложившихся экономических условиях библиотеки могут сыграть роль амортизационной подушки, способствующей социальной стабилизации в обществе. Одним из таких социализирующих проектов является создание на базе библиотек общедоступных центров правовой информации (ЦПИ).

В Белгородской области этот проект активно продвигается региональной методической службой в местные органы власти как способствующий правовой защищенности граждан, что немаловажно в условиях кризиса. Все большее распространение получают виртуальная или телефонная служба ЦПИ, а также проект выездной юридической библиотеки к сельскому жителю.

Без сомнения, психологическую поддержку оказывает и День социальной помощи, во время которого библиотекарь идет к старикам, инвалидам, другим, нуждающимся в поддержке, и знакомит их с местной прессой, проводит обзоры новинок художественной литературы, организует посиделки за чашкой чая в кругу соседей, помогает написать письмо родственникам, является просто доброжелательным слушателем.

Библиотеки могут активно включиться в систему дополнительного обучения временно неработающих — сформировать специализированный фонд до- кументов, организовать для них курсы компьютерной грамотности, занять их свободное время самообразованием.

Интересен опыт некоторых белгородских коллег по открытию Бюро добрых услуг — библиотекарь собирает сведения о жителя, в каких услугах бытового характера они нуждаются, и какие виды помощи могут предложить сами. Таким образом, бесплатно, посредством обмена услугами граждане решают свои житейские проблемы (найти репетитора для ребенка, передвинуть мебель, перевезти груз и т. д.).

Кабинет деловой информации Белгородской государственной универсальной научной библиотеки открыл справочную службу «Адреса социальной помощи», цель создания которой — предоставление жителям Белгородчины адресно-справочной информации об организациях социального профиля деятельности России и области. Сотрудники службы помогут найти юридическое название интересующей граждан организации, ее адрес (в том числе электронной почты), телефон, факс, сайт в Интернете, перечень оказываемых услуг и условия их предоставления.

Ярким примером «точного попадания» моделирования нашей профессиональной деятельности в условиях кризиса является проект по написанию летописей населенных пунктов, инициированный белгородскими библиотеками в кризисном 1996 году.

Летописи — уникальный документ, который помогает сохранить для потомков нашу историю, укрепляет преемственность поколений, способствует возрождению патриотических чувств у населения. Это позволило и областной, и муниципальным библиотекам сформировать наиболее полные краеведческие информационные ресурсы и занять лидирующие позиции среди учреждений, ведущих краеведческую деятельность. А власти, поддержавшие этот проект, увидели совсем другую грань возможностей библиотек, полезную в значительной степени обществу и самой власти.

Объединительным началом обладает и новое движение библиотек Белгородчины, которые на своей технической базе или без таковой выпускают газеты, на страницах которых рассказывают о жизни своего населенного пункта. Корреспондентом такой газеты может стать любой местный житель.

Белгородские коллеги активно включаются в реализацию федеральных проектов, целевых программ всероссийского, регионального уровней. В настоящее время все муниципальные библиотеки области стали участниками Региональной комплексной программы по защите прав потребителей: они принимают жалобы от жителей на недобросовестных производителей товаров и услуг, на их базе работают общественные приемные, где прием жителей ведут юристы, специалисты местных администраций по защите прав потребителей. Благодаря этому в библиотеку приходят не только ее читатели, но и самые широкие слои населения, от нее пока далекие.

Библиотечные учреждения делают все возможное, чтобы житель захотел прийти к ним еще раз. В рамках участия в целевой программе «Развитие туризма в Белгородской области» они все чаще становятся экскурсионными центрами населенного пункта: разрабатывают экскурсии, организуют постоян-нодействующие выставки краеведческого характера, при наличии финансов издают рекламные буклеты и т. д.

В перечень приоритетных направлений антикризисной программы могут быть включены профилирование деятельности, развитие внестационарных форм обслуживания, приближенных к месту проживания жителей, создание единых территориальных ресурсов с другими организациями и учреждениями.

При профилировании библиотека остается универсальной, но выбирает приоритетные направления в своей практике, что будет способствовать объединению вокруг нее преданных ей групп населения, которые при необходимости могут выступить и в качестве активной защитной силы ее интересов.

Среди наиболее часто встречающихся моделей следует выделить прежде всего библиотеки-музеи, которые могут быть открыты на базе как сельских, так и городских библиотек.

Музейная деятельность предлагает нетрадиционные, но очень притягательные для жителя формы досуга, творческого самовыражения, самоидентификации как представителя рода, фамилии.

Видовое разнообразие таких музеев практически безгранично: музей истории населенного пункта, музей генеалогии местных жителей, музей сельского быта, фотохроника села, музей знаменитых земляков (земляка), музей традиционной народной культуры, музей истории библиотеки, музей декоративно-прикладного искусства, экспозиция родной природы, литературно-искусствоведческий музей, библиотечная галерея.

Набирающая популярность модель — библиотека-театр. Формы ее деятельности различны: театр книги, самодеятельный театр во главе с профессио-

нальным режиссером, кукольные театры.

Все больший интерес представляют модели библиотеки-салона, которая объединяет любителей, профессионалов классического искусства, библиотеки-видеосалона, бизнес-библиотеки или деловой библиотеки, библиотеки-медиаце-нтра, библиотеки-клуба, библиотеки-кафе. А модель библиотеки-мастерской, библиотеки-лаборатории позволяет ей выступать в роли мецената — ощущая ее поддержку, творческий человек создает произведения культуры.

Воплощением новой, отвечающей духу времени концепции библиотеки, по мнению ее разработчиков, является проект, который называется «Магазин идей», инициированный в Великобритании.

Магазин идей — сочетание традиционных библиотечных служб с услугами, призванными удовлетворить любые потребности жителей территории в том, что касается обучения или отдыха. В одной такой библиотеке в обновленном интерьере открыто модное интернет-кафе, здесь же обязательна игровая комната для маленьких детей.

В магазинах идей реализуется программа «Учеба всю жизнь», в рамках которой действует более 900 образовательных курсов — от преподавания танцев и иностранных языков до обучения информационным технологиям или повышения профессиональных навыков.

На Белгородчине библиотеки активно реализуют другую идею английских библиотек, связанную с их становлением как центров генеалогии. Важно, что практика по изучению истории своего рода, фамилии, решает очень значительные социальные проблемы — объединяет общими интересами несколько поколений одной семьи, способствует формированию патриотических чувств, гордости за свою фамилию, свой народ в целом.

Обзор новых моделей современной библиотеки как действенного средства их выживания в условиях кризиса будет неполным без упоминания замечательного проекта наших московских коллег по развитию публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров. Немаловажно, что особое значение в этом проекте придается созданию в наших учреждениях условий для самореализации и развития личности (в том числе интеллекта) молодых граждан.

Типовая модель интеллект-центра характеризуется широким спектром направлений деятельности. Кроме традиционного обслуживания жителям предлагаются: интернет-клуб, учебный класс, клуб общения по интересам; отдел правовой информационной поддержки; центр социально-психологической адаптации и поддержки различных групп населения; отдел профессиональной ориентации и адаптации; центр развития творческих способностей: театральное, художественное мастерство, дизайн; центр деловой и правовой информации; Интернет-студия для молодежи; клуб пенсионеров; общество любителей московской старины; образовательный центр (активно работает с учителями); досуговый комплекс; интеллектуальный комплекс (клуб ораторской речи, молодежный дискуссионный клуб, клуб общения молодых инвалидов и т. д.).

Одно из правил поведения организации в условиях кризиса определяет необходимость сохранения своих позиций на рынке. Оптимальной стратегией деятельности библиотек в данном направлении является развитие внестационарных форм обслуживания: выездной читальный зал, коллективный абонемент, библиотечный пункт, библиобус, организация книжных развалов списанных книг в общественных местах (вокзалы, службы социального обеспечения, больницы, поликлиники, магазины, клубы и т. д.). Как считают наши зарубежные коллеги: «Когда появляются библиотечные пункты, люди начинают требовать, чтобы они стали настоящими (постоянными) библиотеками, в специальных зданиях...»

Добиться узнаваемости, повысить авторитет можно и маркетинговыми средствами, прежде всего (если до сих пор не подготовлены) разработать логотип, слоган библиотеки, организовать рекламно-информационные уголки в общедоступных местах села или поселка. Главное — не выйти из зоны общественной востребованности и обеспечить доступность библиотечных услуг.

Последнее условие может быть достигнуто изменением графика работы учреждения.

Здесь уместно вспомнить международный стандарт, рекомендующий длительность функционирования библиотеки до 60 часов в неделю, при этом не менее 30 процентов от общего числа часов работы не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения. На Западе, например, библиотеки все активнее начинают действовать в ночное время, проводят нестандартные мероприятия: «Ночная жизнь библиотеки», «Открытая ночь» для подростков, «Ночь чтения».

Выход из любого кризиса достигается объединением усилий, ресурсов различных структур. Поэтому сегодня как никогда своевременным является создание единых программ сотрудничества различных организаций в сфере культуры независимо от формы собственности.

В Белгородской области уже есть примеры создания специальных программ взаимодействия между библиотеками, музеями, архивами, клубами, кинотеатрами, школами, цель которых — рациональное использование ресурсов в сфере культуры и информации для создания культурной среды территории.

И последнее. В условиях кризиса ключевой проблемой является низкий уровень финансирования, что ведет к появлению других проблем: слабая МТБ, неразвитость информационной среды, технологий, сервиса и как следствие недостаточно высокий имидж публичных библиотек. Местные власти многих территорий переложили решение этих проблем на библиотеки, обязав их развивать платные услуги, включив доход от них в бюджет учреждения.

Кризисная стратегия, конечно, предполагает поиск дополнительных источников финансирования, однако эти меры не должны нарушать действующее законодательство и отпугивать пользователей от библиотечных услуг. Выход здесь видится в сбалансированной организации платных и бесплатных услуг, в проведении широкой разъяснительной кампании среди реальных и потенциальных пользователей, где главным аргументом должна стать мысль, что заработанные средства пойдут не столько на нужды библиотеки, сколько будут способствовать развитию каждого члена местного сообщества.
Примером социальных инноваций может служить программа по работе с персоналом «Моя команда — мой успех», разработанная в г. Сатке. Ее целью стало создание надежной команды, выполняющей функции главного эксперта при оценке неординарных идеи, а также умеющей увлечь этими идеями коллектив. Ведется активная работа по разработке философии ЦБС, по формированию семейных династий, поощрению творческих и талантливых людей, по созданию Общества друзей библиотеки.

Создан совет по инновациям «Библиосканер». Эта команда провела большую работу по выведению из кризиса одного из филиалов. В результате там был разработан социальный проект, активизировалась работа по привлечению внебюджетного финансирования, изменился интерьер.

Еще одна эффективная форма работы с персоналом — формирование кадрового резерва. Для этого в г. Сатке провели Неделю дублера, суть которой заключалась в том, что пять руководящих должностей ЦБС на 5 дней заняли дублеры.

Наиболее динамичной, изменчивой и гибкой, по сравнению с содержанием, остаётся форма библиотечного мероприятия. Наряду с традиционными религиозными и фольклорными праздниками: Рождество, Масленица, Пасха и др. стали проводить разнообразные праздники деревень, карнавалы, ярмарки. Даже католические праздники, как, например, День святого Валентина, расцвели на нашем библиополе. Некоторые юбилейные даты утверждаются официально «сверху»: День пожилого человека (1 октября), День матери (последнее воскресенье ноября), День библиотекаря (27 мая). Другие – исключительно инициатива библиотечных и читательских «низов»: день посвящения в читатели, день читающих семей, день родителей.

Многие инновационные формы пришли в библиотечное дело из других областей культуры. К примеру, бенефисы читателей, премьеры книг – из театральной практики; дни семейного отдыха, всевозможные конкурсы, игры – из клубной деятельности; под очевидным влиянием телевидения в библиотеках стали устраивать (по аналогии) различные хит-парады книг, книжные аукционы, литературные ринги, КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Угадай книгу», конкурсы кроссвордистов и др.

Слабым звеном, на наш взгляд, остаётся привлечение библиотекой форм «развлекательной» культуры, освоение уличных форм работы. Может быть, поэтому досуговые услуги библиотек всё ещё не столь востребованы молодёжью, как нам того хотелось бы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского...

Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconК 120-летию со дня рождения методические рекомендации
Диалог культур и времени. О. Э. Мандельштам : Методические рекомендации / Липец. Оунб; науч метод отдел; сост. Е. М. Огнева; ред...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по педагогической практике по «Практике...
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconУчебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2)
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconСписок новых изданий, поступивших в научно-методический отдел мгоунб
Абросимова, Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб практ пособие / Н. В. Абросимова. Санкт-Петербуг : Профессия,...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707
Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению интегрированного урока: Немецкий...
Инновации и творчество в современном образовательном процессе
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по изучению курса
Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в юридической практике
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методический отдел Инновации в библиотечной практике. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск