Методические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение «Районный методический кабинет»
Организации внутришкольного контроля в образовательных учреждениях
Составитель Козленя Г.Г.
директор МКУ РМК
Май 2014
Содержание
1.Положение о внутришкольном контроле. …………………………………………………..
| 4
| 2.Программы посещения уроков ………………………………………………………………..
| 11
| 3.Анализ урока ……………………………………………………………………………………
| 13
| 4. Формы анализа и самоанализа урока …………………………………………………………
| 17
| 5. Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока) ……………………………………..
| 18
| 6. Примерная схема комплексного анализа проблемно-развивающего урока……………….
| 21
| 7.Вспомогательные средства обратной связи…………………………………………………...
| 22
| 8.Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекций………….
| 23
| 9.Как подготовить урок…………………………………………………………………………...
| 25
| 10.Обратная связь………………………………………………………………………………….
| 27
| 11.Опрос как средство обучения. Условия наибольшей эффективности опроса……………
| 28
| 12 Что помогает молодому специалисту быстрее адаптироваться в условиях
начинающейся педагогической деятельности………………………………………………
| 32
| 13. Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем……………………………
| 33
| 14.Работа над ответом ученика……………………………………………………………………
| 35
| 15. Самоанализ урока………………………………………………………………………………
| 36
| 16. Примерные методические рекомендации к составлению справки по итогам
контроля за состоянием УВП…………………………………………………………………
| 40
| 17. Методические рекомендации к составлению правки по итогам классно-обобщающего контроля…. ………………………………………………………………………………………
| 41
| 20.Анализ урока……………………………………………………………………………………..
| 42
| 21.Психологический анализ урока………………………………………………………………..
| 45
| 22.Схема анализа внеклассного мероприятия……………………………………………………
| 47
| 23. Основные требования к современному уроку……………………………………………….
| 47
| 24. Примерные памятки анализа уроков в начальной школе……………………………………
| 52
| 25. Примерная памятка анализа урока русского языка в 5-11 классах…………………………
| 56
| 27.Памятка анализа уроков литературы…………………………………………………………
| 57
| 28. Примерная памятка к анализу уроков математики………………………………………….
| 58
| 29.Схема анализа урока химии …………………………………………………………………
| 60
| 30 Схема анализа урока биологии ………………………………………………………………
| 61
| 31 Схема анализа урока физики…………………………………………………………………
| 62
| 32 Схема анализа урока истории ……………………………………………………………….
| 63
| 33 Схема анализа урока иностранного языка………………………………………………….
| 63
| 34.Карта анализа урока физического воспитания…………………………………………….
| 65
| 35. Методическое указание к проведению анализа урока по трудовому обучению…………
| 66
| 36. Схема анализа лабораторных и практических занятий…………………………………….
| 67
| 37. Профессиональный стиль деятельности педагога………………………………………….
| 69
|
|
|
|
|
Внутришкольный контроль Положение о внутришкольном контроле.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы осуществляемых в порядке руководства наблюдений за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов в области образования РК, министерства, департамента, школы.
Процедурам внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.
1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.4. Целями внутришкольного контроля являются:
— совершенствование деятельности образовательного учреждения;
— повышение мастерства учителей;
— улучшения качества образования в школе.
1.5. Задачи внутришкольного контроля:
— осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
— выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
— изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
— анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6. Функции внутришкольного контроля:
— информационно-аналитическая;
— контрольно-диагностическая;
— коррективно-регулятивная.
1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль следующих результатов деятельности работников:
— соблюдение законодательства РК в области образования;
— осуществление государственной политики в области образования;
— использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
— использование методического обеспечения в образовательном процессе;
— реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;
— соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
— соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
— своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством и правовыми акта ми органов местного самоуправления;
— работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
— другие вопросы в рамках компетенции директора школы.
1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:
— выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
— уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;
— степень самостоятельности учащихся;
— владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
— дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
— совместная деятельность учителя и ученика;
— наличие положительного эмоционального микроклимата;
— умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополни тельной литературы, информации, иллюстраций и другого мате риала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);
— способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
— умение корректировать свою деятельность;
— умение обобщать свой опыт;
— умение составлять и реализовывать план своего развития.
1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:
— анкетирование;
— тестирование;
— социальный опрос;
— мониторинг;
— наблюдение;
— изучение документации;
— изучение самоанализа уроков;
— беседа о деятельности учащихся;
— обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.
1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:
— наблюдение;
— устный опрос;
— письменный опрос;
— письменная проверка знаний (контрольная работа);
— комбинированная проверка;
— беседа, анкетирование, тестирование;
— проверка документации.
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режима, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рам ках текущего контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации обучающихся.
1.12. Виды внутришкольного контроля:
— предварительный — предварительное знакомство;
— текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитатель ным процессом;
— итоговый — изучение результатов работы школы и педагогов за четверть, полугодие, учебный год.
1.13. Формы внутришкольного контроля:
— персональный;
— тематический;
— классно-обобщающий;
— комплексный.
1.14. Правила внутришкольного контроля:
— внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;
— в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и от дельные специалисты;
— программа контроля определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;
— продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;
— эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
— при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;
— при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
— в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба, на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).
1.15. Основания для внутришкольного контроля:
— заявление педагогического работника на аттестацию;
— плановый контроль;
— проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
— обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
— проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
— сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
— результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
— об издании соответствующего приказа;
— об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки. | |