Скачать 155.16 Kb.
|
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Уйского муниципального района» Районный информационно-методический кабинет Аналитический отчет об итогах реализации плана работы экспериментальной площадки в Уйском муниципальном районе по проблеме: «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровне как условие распространения лучших педагогических практик» Выполнила: Патракова Валентина Павловна, заведующая районным информационно- методическим кабинетом Уйское, 2011 год Содержание
Отбор персонала для участия в эксперименте по диссеминации инновационного педагогического опыта (ИПО) осуществлялся на основе их мотивации участия в данной работе: педагоги распространяющие ИПО – на активное распространение и выполнение новой профессиональной роли – учителя своих коллег, педагоги осваивающие – на активное освоение новой для них педагогической практики через изменение собственной сложившейся системы работы. На территории Уйского района ММС были сформированы 3 инновационные площадки под руководством учителей-победителей конкурса лучших учителей ПНПО: Юзеевой Г.С., учителя немецкого языка МОУ «Мирненская СОШ», Пантелеевой Л.Ю., учителя английского языка МОУ «Уйская СОШ», Калининой Л.В., учителя биологии, химии МОУ «Ларинская СОШ». В рабочие группы вошли 15 учителей преподающих разные предметы из разных школ района. В группе под руководством Юзеевой Г.С. опыт работы по теме «Проектная методика как способ реализации личностно-ориентированного обучения» осваивали 3 учителя иностранного языка, 1 учитель технологии и 1 учитель начальных классов (из 3 школ района удаленностью до 50 км). В группе Пантелеевой Л.Ю по теме «Интерактивные формы работы на уроках английского языка» участниками стали педагоги английского языка (из 4-х школ удалённостью до 27 км.). Под руководством Калининой Л.В. опыт по теме «Использование современных образовательных технологий как средство интеграции в образовательном процессе» осваивали учителя химии и биологии из 5 школ (удалённость от 8 до 50 км.). Квалификационные категории учителей – пользователей разные: высшая - 9 человек, первая – 5 чел., вторая – 1 чел. Педагогический стаж работы педагогов-пользователей от 16 до 37лет (приложение 1), (приложение 1.1)
Роль муниципальной методической службы была определена как организационная, корректирующая и сопровождающая. Согласно проекту экспериментальной деятельности был разработан пакет нормативно-правовых документов, составлен план работы экспериментальной площадки, создан координационный совет из числа участников эксперимента и специалистов отдела образования для координации деятельности творческих площадок, оперативного решения возникающих вопросов и решения стоящих перед экспериментом задач. Инновационная деятельность может быть результативной только при создании атмосферы общей заинтересованности, включении педагогов в новые формы профессионального общения, а обучающихся в новые формы обучения. В связи с этим формирование творческих площадок по распространению инновационного опыта осуществлялось на добровольной основе с учетом интересов и потребностей педагогов-распространителей и педагогов-пользователей. Для того, чтобы педагоги-пользователи выбирали тему осознанно и продуманно было проведено ознакомление с предлагаемым опытом через:
Следующим этапом формирования творческих площадок было проведение анкетирования педагогов-пользователей, по вопросам, разработанным ММС (Приложение 2). Желающие освоить инновационный опыт распределились неравномерно: от 9 до 17 человек в каждой группе. С целью корректировки количественного состава групп (до 5 человек) педагоги-распространители провели собеседование с учителями-пользователями, выбравшими их опыт по предложенным вопросам (Приложение 3). Деятельность творческих площадок по распространению опыта работы была нормативно закреплена: договором с ГОУ ДПО ЧИППКРО (Приложение 4), договорами с образовательными учреждениями (Приложение 5), приказами начальника отдела образования (Приложение 6), локальными актами. Вопрос мотивации участников экспериментальной площадки был рассмотрен на Совете директоров (апрель, 2010 год), на котором было принято решение: - составить для участников эксперимента расписание с освобождённым методическим днём; -осуществлять материальное поощрение из стимулирующей части фонда оплаты труда ежеквартально; -на сайтах образовательных учреждений и ММС размещать информацию о реализации проекта; -обеспечить кабинеты участников эксперимента необходимым мультимедийным оборудованием с выходом в Интернет. 3. Характеристика проблем (затруднений), возникших при организации работы по реализации плана экспериментальной площадки. При организации работы по реализации плана экспериментальной площадки возникли затруднения, связанные с транспортной удалённостью участников эксперимента друг от друга и частым отсутствием выхода в Интернет, что мешало запланированному общению, получению своевременной консультационной помощи педагогам – пользователям. Для совершенствования педагогического мастерства необходимы время и усилия. Анализ анкет показал, что интерес к освоению опыта был у всех, но не все чувствовали себя готовыми к сотрудничаству. Специфика сельских школ в том, что не хватает специалистов и учителя перегружены учебной нагрузкой и подготовкой к урокам, некоторые педагоги преподают в соседнем населённом пункте. В связи с этим координационный совет вышел с предложением о создании благоприятных условий при распределении учебной нагрузки учителям, участвующим в эксперименте. 4.Характеристика используемых форм работы по организации деятельности участников экспериментальной площадки. Координационным советом была разработана схема (Приложение 7) с целью управления процессом распространения инновационного опыта работы и распределения функциональных обязанностей всех участников экспериментальной деятельности: педагогов-распространителей, педагогов-пользователей, методистов, заместителей директоров по УВР по основным направлениям совместной деятельности, определенным проектом эксперимента:
Разработан и утверждён календарный план работы экспериментальной площадки Уйского муниципального района (Приложение 8). Руководители площадок составили план индивидуального методического сопровождения пользователей опыта (Приложение 9) по следующим направлениям: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности совместной, сопровождаемого и сопровождающего. Важным направлением в организации эксперимента является мониторинг, который проводился на начальном, промежуточном и итоговом этапах по анкетам и экспертным листам, разработанным ГОУ ДПО ЧИППКРО (приложение 10). Анализ ответов на вопросы анкеты на начальном этапе позволил сделать вывод о том, что наибольшие затруднения (их отмечают 27% как педагогов-распространителей, так и педагогов-пользователей), которые возникли в процессе распространения опыта работы, респонденты испытывают при самооценке процесса и результатов деятельности (рефлексивный аспект), 18 % субъектов отмечают затруднения, касающиеся умения осуществлять в процессе внедрения опыта работы экспертно-оценочную и аналитическую деятельность. С целью оказания методической помощи по возникшим вопросам для участников эксперимента сотрудниками ММС были запланированы и проведены семинары-практикумы: «Оценка и самооценка деятельности педагога», «Организация методического сопровождения педагогов-пользователей», «Методы и приемы оказания адресной методической помощи», «Анализ профессиональных затруднений педагога и составление плана индивидуального методического сопровождения», для руководителей ОУ: «Создание условий для участников эксперимента в соответствии с программой индивидуального методического сопровождения», «О задачах экспериментальной площадки по распространению инновационного педагогического опыта у лучших учителей-победителей ПНПО». В ходе семинаров особое внимание обращалось на то, чтобы методическое сопровождение осуществлялось в психологически комфортных условиях, помощь педагогу оказывалась ненавязчиво, учитывались запросы, интересы, потребности педагога-пользователя. Анализ программ (планов) индивидуального сопровождения показал, что формы трансляции позитивного педагогического опыта весьма разнообразны: методический фестиваль, организационный семинар, мастер-класс, круглый стол, «мозговой штурм» (Приложение 11). Выбор какой-либо формы в большей степени зависит от самих распространителей, от их профессиональной активности, исследовательской культуры, инновационного потенциала.
В процессе представления материалов работы инновационных площадок стало ясно, что сегодня участники распространения инновационного опыта не только работают над преодолением личных профессиональных затруднений, но и занимаются инновациями внедрением новых образовательных технологий, вовлечены в продуктивную творческую деятельность. Педагоги открылись перед педагогической общественностью района с новой стороны: руководители творческих площадок проявили управленческие качества, пользователи опыта стали активными участниками методической работы, конкурсов профессионального мастерства. Для оценки полноценного освоения инновационного педагогического опыта была разработана Карта активности педагогов – пользователей (Приложение 12). Изменения произошли у участников экспериментальной площадки в профессиональном статусе: - 2 педагога стали заместителями директоров по УВР: Якимова Т.А., Колкотина Е.В. и Боязиткина Ф.Я.; - 3 педагога стали руководителями РМО, ШМО: Латыпова И.М., Холодова Г.В. Ярин А.Л.; - аттестовались на высшую категорию: Петухова Л.Ю., Латыпова И.М.; - 3 учителя получили Грант Губернатора Челябинской области: Петухова Л.Ю., Якимова Т.А., Ярин А.Л.; - членом Экспертного Совета школы стала Яковлева В.В. Об удовлетворенности участников экспериментальной площадки организацией работы по диссеминации инновационного педагогического опыта в полной мере говорят эссе педагогов-пользователей и педагогов-распространителей:
Анализ методической деятельности участников творческих площадок говорит о повышении профессиональной активности как распространителей, так и пользователей опыта: в 2010-2011 уч. году в конкурсах разного уровня приняли участие 8 педагогов-пользователей (53,3 %), разместили свои разработки в сети творческих учителей 4 педагогов (28,7 %), выбрали дистанционную форму повышения квалификации по модулям 6 педагогов (40 %). Участниками экспериментальной площадки созданы методические продукты
|