Скачать 1.21 Mb.
|
Отдел образования Администрации Песчанокопского района Районный методический кабинет Сборник материалов с. Песчанокопское март 2011 г. Пленарное заседание «Развитие системы поддержки одарённых и талантливых детей в Песчанокопском районе» Дудченко Марина Владимировна, Методист районного методического кабинета В Песчанокопском районе на сегодняшний день уже сложилась определённая система выявления и поддержки юных талантов, но вполне естественно, что в свете последних событий, в связи с реализацией президентской инициативы «Наша новая школа», эта система будет совершенствоваться и развиваться. Цель, которую мы ставим перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых детей. Основная идея работы – объединение усилий педагогов, родителей, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Актуальность – в необходимости государственно-муниципальной поддержки прав одарённых и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одарённости. Система деятельности по организации работы с одарёнными детьми в районе и включает следующие основные направления деятельности: Выявление одарённых детей Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности Поддержка одарённых детей. Работа с преподавателями. В школах района разработаны и реализуются Программы по работе с одарёнными детьми, сложилась определённая и конкретная система мониторинга для выявления детской одарённости. В основе её различные инновационные педагогические технологии. Я думаю, что сегодня на конференции состоится обмен опытом по этому направлению деятельности. По итогам мониторинга формируются школьные и районный банк «Одарённые дети».Банк – это оперативность и полнота учёта информации о детях со способностями в различных областях деятельности, основа для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Анализ статистических данных районного банка за последние несколько лет наглядно свидетельствует о наметившейся тенденции увеличения числа этих детей в наших школах: сегодня районный банк насчитывает 375 уч-ся школ района. В каждом ОУ создана психологическая служба . Педагог-психолог – это специалист, который осуществляет диагностически-консультационную функцию, в тесном взаимодействии с педагогической и психологической наукой, оказывая необходимую помощь и педагогам, и учащимся, и родителям. Сегодня на конференции будет представлен опыт работы школьных психологических служб в этом направлении. Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы ОУ включаются предметно-орентированные курсы для учащихся 2 ступени, дающие возможность осуществления более глубокой дифференциации, предметные факультативы, элективные и профильные курсы, дающие возможность получения расширенных и углубленных знаний по предметам учащимися старшей ступени. Обязательное условие формирования у ребёнка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах , научно-практических конференциях. Одно из важных мероприятий, реализуемых в этом направлении - Всероссийская предметная олимпиада школьников. в 2010-2011 уч.году в муниципальный этапе олимпиады приняло участие 420 учащихся из всех 13 ОУ (на 32% больше, чем в прошлом году), наибольшее число участников представляли Песчнокопскую СОШ№1, Летницкую СОШ№16, Развиленскую СОШ№10 и Краснополянскую СОШ№32 . Победителями и призёрами стали 87 учащихся из 12 школ района (на 21% больше, чем в прошлом году ) . Наибольшее число победителей и призёров было в Песчанокопской СОШ№1, Летницкой СОШ№16, Развиленской СОШ№10 и Краснополянской СОШ№32.высокий уровень знаний участниками был продемонстрирован на олимпиадах по русскому языку, биологии, обществознанию; низкий – по информатике и технологии. В этом году значительно увеличилось число участников и регионального этапа – 38 (в прошлом году-только 8 (помешали погодные условия). Улучшились и результаты: 3 участника стали призёрами(Грицай Влад-история, Селина Виктория-общество и Орехова Анна-география – все учащиеся ПСШ№1). - Предметные олимпиады для учащихся 5-8 классов: в этом году в олимпиадах приняли участие 116 учащихся из 12 школ района (не участвовали в олимпиаде учащиеся Развиленской СОШ№9) – на 48 % больше, чем в прошлом году. Кроме этого, в этом году мы изменили и расширили перечень предметов для олимпиады (ввели географию, историю, технологию, иностранный язык) . Сегодня мы проводим предметные олимпиады для учащихся начальной щколы. - Ряд интересных мероприятий прошёл в этом году под эгидой 75-летия образования Песчанокопского района: историко-краеведческа олимпиада «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего», районная фотовыставка «Наш район глазами молодых» и выставка изобразительного творчества «Мой уголок России» - стали настоящим украшением районного праздника, посвящённого юбилейной дате, фестиваль исследовательских проектов учащихся , районный конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационно-компьютерных технологий. Всего в этих мероприятиях приняли участие более 160 учащихся из всех школ района. Накануне праздничных мероприятий вышел первый, к сожаленью очень немногочисленный тираж сборника литературных творческих работ учащихся «Пою тебе, мой край родной».Вопрос выпуска второго тиража пока ещё находится в стадии решения. В мае мы проводим свой традиционный районный конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий. С каждым годом интерес к конкурсу растёт и со стороны участников, и их руководителей. Проводится конкурс по номинациям: Лучшая презентация -приложение к уроку (в помощь учителю), Лучшая презентация-исследование, Лучшая программная разработка, Лучший сайт, Лучший фильм, Лучшая художественно-графическая разработка. Но в этом году мы добавили ешё одну : Лучшая программная разработка для оформления сайта отдела образования. Победители районного этапа конкурса представляют район на областном конкурсе, который проходит в октябре в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». Победители номинации Л.сайт и Л.программная разработка входят в число конкурсных испытаний, рекомендованных на выдвижение к присуждению премии президента для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации ПНПО. В этом году в конкурсе приняли участие работы учащихся Песчанокопской СОШ№1,Краснополянской СОШ№32 и Развиленской СОШ№9. -С каждым годом растёт активность участия ОУ в предметных конкурсных мероприятиях: международные «Русский медвежонок», «Кенгуру», всероссийские: «КИТ», «Олимпиада атомных станций», «Почта России», физико–математическая олимпиада «Авангард», молодёжный предметный чемпионат, фестиваль «Портфолио»; областная краеведческая конференция, региональный конкурс «Зелёная планета» и мн.др.Так, только в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» в этом году приняли участие 865 учащихся 2-11 классов (это 28% всех обучаемых района). Но вместе с тем необходимо отметить, что отношение к конкурсному движению в разных ОУ сильно отличается: наиболее активно работают в этом направлении СОШ№1,СОШ№10, СОШ№32, СОШ№29.Причём,большинство мероприятий – муниципальные, а региональные, всероссийские и международные – только те, что проходят в дистанционной форме. Причина понятна: отсутствие средств, необходимых на на организацию участия детей и их руководителей: проезд, проживание, оплату орг.взносов. И всё же я сегодня хотела бы ещё раз обратиться к вам, уважаемые коллеги,не только с просьбой но и пожеланием: внимательней относиться ко всем поступающим в ваш адрес приглашениям об участии в различных мероприятий. Не секрет, что далеко не всегда только материальные причины решают вопрос участия, но и ваше отношение к нему. - Очень важное направление – организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Важный и действенный механизм – создание в школах НОУ. Приятно отметить, что на сегодняшний день такие общества организованы почти во всех ОУ(10 из 13), либо ведётся работа по их организации. Сегодня на конференции нам предстоит познакомиться с опытом работы некоторых из них. Хочется верить, что с организацией и созданием научных и интеллектуальных обществ учащихся ваша работа в этом направлении приобретёт новый импульс. Система дополнительного образования района позволяет развить интересы во многих областях деятельности. % охвата учащихся дополнительным образованием остаётся из года в год высоким. Но перечень направлений остаётся прежним: музыка, танцы, декоративное творчество. Всё это, конечно, должно быть, но доминантой развития центров дополнительного образования должно стать интеллектуальное творчество учащихся. И это должно отразиться на структуре учреждений дополнительного образования. Особое внимание следует уделять поощрению одарённых детей, понимая важность процессов стимулирования. Это и публикация материалов в средствах массовой информации, на сайтах ОУ , Стенды «Лучшие ученики школы», школьные информационные бюллетени, газеты о победах и достижениях учащихся, Во многих школах действует система материального поощрения этих детей (например, премии отличникам),привлекаются активно для этого спонсорские возможности. Районный Бал медалистов – проходит ежегодно в конце учебного года. Здесь в праздничной , торжественной обстановке мы поздравляем золотых и серебряных медалистов, а также чествуем их родителей. Районный фестиваль «Радуга талантов», куда приглашаются не только отличники учёбы, победители конкурсов, олимпиад, но и лучшие спортсмены, артисты, активисты детских общественных организаций, в этом году мы планируем провести в конце апреля. Интересная форма работы с одарёнными детьми, направленная на развитие мотивации к учебе и повышение престижа школьного образования -конкурс «Ученик года». В этом году он будет проводиться во второй раз.. Успех ребёнка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными и мотивированными детьми необходимо постоянно учиться. Учителя ОУ, педагоги УДО имеют возможность повысить своё профессиональное мастерство через курсовую подготовку, на обучающих семинарах. Вопросы работы с одарёнными детьми неоднократно изучались педагогами и руководителями на семинарах, организованных районной методической службой. С целью обмена опытом между педагогами, психологами, воспитателями ДОУ в вопросах выявления, сопровождения и поддержки одарённых детей мы сегодня проводим районную научно-практическую конференцию «Развитие детской одарённости: проблемы, поиски, перспективы.», где будет не только обобщён весь имеющийся в районе опыт , но и представлены новейшие научные и методический достижения . Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать , каким будет его внутренний мир. Каждый волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, тем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир.Наши одарённые дети создают этот прекрасный мир, а мы, взрослые, надеемся на их доброе будущее, помогая им стать светлыми и гармоничными. Это действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша с вами задача, уважаемые коллеги, поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы сможем многое. Здоровья вам, счастья, творчества и веры – веры в себя и своих детей. Принципы и методы выявления одаренных детей. Толмачева Г.А. Психолог – методист РМК Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами. Принципы выявления одаренных детей. Принцип комплексного оцениванияПринцип долговременностиПринцип использования тренинговых методов и заданийПринцип учета потенциальных возможностей ребенка Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики Принцип участия разных специалистов Принцип участия детей в оценке собственной одаренностиПредставленные принципы, как и всякие принципы вообще, выступают в качестве фундаментальных идей. Рассмотрим, как на практике может быть осуществлен процесс диагностики детской одаренности в условиях начальной школы. |
Методические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского... | «образование для будущего» сборник информационно-методических работ педагогов образовательных Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых Районный методический кабинет | ||
Рабочая программа по литературному чтению (чувашский) для 3 класса Районный отдел образования и молодёжной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики | Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009» Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района | ||
Муниципальный отдел образования администрации Катангского района... | Буинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008» Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского... | ||
О проведении районного конкурса Районный конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся по математике «Математика вокруг нас» (далее Конкурс) проводится... | Информационно-методический отдел Сборник материалов городского заочного патриотического интернет-конкурса «Несокрушимая и легендарная», 43 стр., 30 экз | ||
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального... Общеизвестно, что одна из основных целей в организации работы учреждений культуры заключается в том, чтобы вызвать у людей интерес... | Методические рекомендации Молодому учителю Заведующая имдк: О. В.... Информационно-методический диагностический кабинет отдела образования Администрации Ковернинского муниципального района | ||
Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной... На первом этапе на основании распоряжения администрации Ханты-Мансийского района отдел кадровой работы и муниципальной службы администрации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации... Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:... | “Развитие исследовательских Составитель: Чендырина И. Н., методист учебно-методического учреждения «Сморгонский районный учебно методический кабинет» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отдел образования администрации Первомайского района, методическая служба Первомайского района мкоу дов гцро, профсоюз педагогических... | Информационно-библиографический отдел Мир русского слова : сборник информационно-библиографических материалов / Краснодар краев универс науч б-ка им. А. С. Пушкина; информ... |