Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба





Скачать 267.07 Kb.
НазваниеКомитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба
страница1/2
Дата публикации02.12.2014
Размер267.07 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2


Комитет по культуре

администрации Среднеахтубинского муниципального района

Организационно-методический отдел

Технологии социокультурной деятельности
Информационный сборник № 7





Средняя Ахтуба

2012 год

Уважаемые коллеги!
Общеизвестно, что одна из основных целей в организации работы учреждений культуры заключается в том, чтобы вызвать у людей интерес и привлечь их к участию в деятельности.

Информация, представленная в сборнике, призвана помочь Вам из всего многообразия средств, форм и методов социокультурной деятельности выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………..……

4

Глава 1. Формы и средства социально-культурной деятельности…………….....

5

1.1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культур....................................................................................................

5


1.2. Средства - основные инструменты социально - культурной деятельности………………………………………………………………………….

8

Глава 2. Методы социально - культурной деятельности…………………………..

11

2.1. Методы как пути достижения поставленной цели………………..….

11

2.2 Родовые методы…………………….……………….……………….….

13

Заключение……………………………………………………………………………

16


Введение

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - техническими и финансовыми возможностями.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений - это способ реализации их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народного гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства - это инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы - это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов используемая при осуществлении культурно - досуговых программ - это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Цель: Возникновение и диалектика развития термина «культурно - досуговая деятельность», обоснование его родовых методов, форм и средств. Взаимосвязь теории культурно - досуговой деятельности с историей общественно - просветительного движения в России, современными зарубежными социально - педагогическими и досуговедческими теориями.

Задача: Взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно - досуговой деятельности».

Глава 1. Формы и средства социально-культурной деятельности

1.1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры

К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности.

Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальные формы:

- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Основные исторические основания беседы находятся в философских приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистики. Помимо осуществления коммуникации беседы может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона - «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение). В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие беседы появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу - Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.

- Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

Групповые формы:

- Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно - урочной системе обучения. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно - познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Массовые формы:

- Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных праздников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

- Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары - эффективная форма подготовки инженерных и научно - педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары - в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.

Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно - досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно - досуговой деятельности.

Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно - досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные формы - это беседы, консультации и др. К групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

Форма не может изолированно от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно - досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм - программ культурно - досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.

1.2. Средства - основные инструменты социально - культурной деятельности

Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.

Они подразделяются на:

Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.

Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Хореография, пение, драматургия.

Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).

Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)

Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.

Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.

Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.). Видео отличается от кинематографии только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмке и цифровых кинопроекторов способствуют тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план.

Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)

Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политики, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание.

Средства интеллектуально - эмоционального воздействия в социально - культурной деятельности. Классификация и характеристика средств интеллектуально - эмоционального воздействия на личность.

Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художественных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconГодовой отчет отдела по культуре администрации муниципального образования...
Основные цели и задачи, над которыми работал отдел по культуре администрации муниципального образования Веневский район 2013 г…3
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconОтчет о деятельности мкук «Городской музей Г. И. Шелехова»
Учредителем и Собственником имущества Музея выступает Администрация Шелеховского муниципального района. Функции Учредителя осуществляет...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconОтдел образования Администрации Песчанокопского района Районный методический...
«Развитие системы поддержки одарённых и талантливых детей в Песчанокопском районе»
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconМетодические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского...

Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconКомитет образования администрации муниципального образования «рославльский...
Формы работы в организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, видами деятельности
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основными целями и задачами деятельности муниципального учреждения «Отдел культуры местной администрации Майского муниципального...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комитет по народному образованию администрации солнечногорского муниципального района муниципальное казённое общеобразовательное...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconОтдел образования, опеки и попечительства администрации иловлинского...
Иловлинского муниципального района, районного методического кабинета, районного методического объединения учителей математики, с...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба icon2012 2013 учебный год информационный сборник, выпуск №7
Представляет информацию о деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №144»...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconОтчет главы администрации тейковского муниципального района о результатах...
Цель и задачи деятельности органов местного самоуправления Тейковского муниципального района определены с учетом Стратегии социально-экономического...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заслушав и обсудив отчет Главы Иультинского муниципального района о результатах своей деятельности, деятельности Администрации Иультинского...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Распорядитель бюджетных средств: Комитет по культуре администрации Судогодского района
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconПубличный отчет директора муниципального образовательного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пугачёвская средняя общеобразовательная школа (далее Школа) является муниципальным гражданским...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconОтчётный доклад администрации муниципального района Иглинский район за 2007 год
«Об итогах работы администрации муниципального района Иглинский район за 2007 год», в котором подводятся основные итоги деятельности...
Комитет по культуре администрации Среднеахтубинского муниципального района Организационно-методический отдел Технологии социокультурной деятельности Информационный сборник №7 Средняя Ахтуба iconМуниципальный отдел образования администрации Катангского района...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск