Рабочая программа Учебной дисциплины





Скачать 160.77 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины
Дата публикации06.04.2015
Размер160.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра информатики и прикладной математики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

______История информатики и информатизация общества_____
Для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Профиля_информатика______________________________________________

(указываются наименование профиля)

Квалификация (степень) выпускника _бакалавр____________________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС ВПО)
Форма обучения_очная___________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «История информатики и информатизация общества»

Разработчики:

Кафедра информатики и прикладной математики ИМИ МГПУ, доцент Д.Б. Абушкин

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Г. Григорьев

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра информатики и прикладной математики, 2013

1. Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у будущих учителей информатики систематизированные знания в области истории информатики и по основным аспектам информатизации современного общества, которые могут быть использованы ими в процессе обучения школьников, в научно-исследовательской работе и т.п. Задачи дисциплины: создать представление о том, как возникали и развивались основные методы, понятия, идеи, связанные с информатикой; определить роль и место информатики и вычислительной техники в истории развития цивилизации; выяснить характер и особенности развития информатики и вычислительной техники в определенные исторические периоды, оценить вклад, внесенный великими учеными и конструкторами прошлого; проанализировать, каков исторический путь отдельных аспектов информатики и вычислительной техники, в какой связи с потребностями людей и задачами других наук шло информатики; создать представление о роли и значении информации и информационно-коммуникационных технологий на современном этапе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История информатики и информатизация общества» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  2. понимать сущность и значение информации в развитии современного общества (ОК-12);

  3. готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

компетенции в области педагогической деятельности:

  1. способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

Специальные компетенции (СК):

  1. готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе, овладеть системой знаний, умений и навыков, адекватных к изменяющимся условиям (коммуникацией, контактом, пониманием, эмпатией, симпатией, солидарностью, сотрудничеством) (СК-5);

  2. владеет необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания (СК-10).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные этапы развития информатики и вычислительной техники и их особенности, а также персоналии;

  • основные вопросы, связанные с информатизацией общества (особенности, проблемы, тенденции развития и т.д.).

уметь:

  • анализировать историю формирования и развития терминов, понятий и обозначений из области информатики;

владеть:

  • умением критически и конструктивно анализировать, оценивать идеи и концепции, связанные с историей информатики и информатизацией общества, применять их в практической педагогической деятельности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

57

57










В том числе:
















Лекции

39

39










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

51

51










В том числе:
















Подготовка к докладу

26

26










Подготовка реферата

25

25










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




ЗАЧ














































Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108













3













5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

История информатики

24




10




6

40

2

Информатизация общества

15




8




6

29

5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

История информатики

История систем счисления. История вычислительной техники. Языки программирование. Возникновение и становления понятия информация. Появление информатики. Информатика в СССР и в России.

2

Информатизация общества

Информационное общество. Информатизация образования. Современные проблемы информатики.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

История информатики

40/ 2

ОК-1

ОК-12

ОК-14

СК-5

СК-10







5

Информатизация общества

29/ 1

ПК-5

ОПК-1
















2


6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лабораторное

Все

Интернет. Компьютерные сети. Проекционная техника. Видеофильмы.

18

Лекционное

Все

Проекционная техника и компьютеры. Видеофильмы.

39


Рейтинговая оценка знаний обучающихся

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Деятельность

Баллов за единицу

Максимальное количество баллов

Посещение лекций

1 балл за лекцию

20

Зачет

От 1 до 10 баллов

10

Доклад на практическом занятии

25 баллов

25

Реферат

25 баллов

25

Посещение практических занятий

1 балл за занятие

9

Выполнение заданий на практическом занятии

1 балл за задание

9

Конспект всех лекций и практических занятий

2 балла за конспект не менее ¾ занятий.

2

Примечания. 1. 25 баллов за реферат ставятся только в том случае, когда реферат зачтен преподавателем. Реферат должен быть написан самостоятельно, в нем оформлен список литературы и ссылки на нее. В случае недостатков в реферате он может быть возвращен на переработку. В случае, если в реферате обнаружится плагиат, из общего числа баллов будет вычтено 15 баллов и студент лишается возможности переделать реферат. Реферат принимается до 31 октября включительно. За рефераты, сданные позже указанного срока, баллы не начисляются. Проверенные рефераты и требующие исправлений можно повторно сдавать до 15 декабря включительно. В случае, если по поводу написания реферата возникают вопросы, следует обратиться к преподавателю. Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с преподавателем. Рефераты, тема которых не была согласована, к проверке не принимаются.

2. На зачет выносится один из вопросов, связанных с историей информатики, рассмотренных в рамках лекционных и практических занятий. Ответ на данный вопрос оценивается от 1 до 10 баллов.

3. Промежуточная аттестация проводится по баллам, набранным студентом на момент проведения такой аттестации. Для получения аттестации необходимо набрать не менее 15 баллов.

4. Активная работа на практическом занятии подразумевает вопросы докладчику, обсуждение предложенной темы и т.п.

5. За доклад ставится 25 баллов, если докладчик смог его интересно сообщить, были иллюстративные материалы и докладчик смог ответить на все вопросы в аудитории. Количество баллов может быть понижено, если эти условия не были выполнены.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Возникновение и развитие способов передачи информации.

  2. Информационные революции.

  3. Примитивные методы счета.

  4. Греческая алфавитная система.

  5. Абак в античном мире.

  6. Абак в Китае.

  7. Абак в Европе.

  8. Абак в России.

  9. Самосчеты Буняковского.

  10. Счислитель Куммера.

  11. Машина Паскаля.

  12. Машина Шиккарда.

  13. Машина Лейбница.

  14. Машина Гана.

  15. Машины Беббиджа.

  16. Машина Якобсона.

  17. Арифмометр Болле.

  18. Арифмометр Чебышёва.

  19. Машина Томаса.

  20. Арифмометр Однера.

  21. История логарифмической линейки.

  22. Табулятор Холлерита.

  23. Электромеханические вычислительные машины.

  24. Вычислительная машина Атанасова—Берри.

  25. ЭВМ ENIAC.

  26. ЭВМ МЭСМ.

  27. ЭВМ БЭСМ-1.

  28. ЭВМ БЭСМ-2.

  29. ЭВМ серии «Урал».

  30. ЭВМ Стрела.

  31. Автоматическая цифровая вычислительная машина М-1.

  32. Быстродействующая цифровая вычислительная машина М-2.

  33. Электронная вычислительная машина М-20.

  34. Электронная вычислительная машина М-220.

  35. Электронная вычислительная машина БЭСМ-6.

  36. Малая цифровая вычислительная машина «Сетунь».

  37. Электронные вычислительные машины серии «Наири».

  38. ЭВМ серии «Минск».

  39. Единая серия ЭВМ

  40. Суперкомпьютеры.

  41. Отечественные калькуляторы.

  42. Нетрадиционные системы счисления.

  43. Информационное общество.

  44. Исторический обзор процессов внедрения информационных

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



  1. Контрольная работа «История информатики».

  2. Контрольная работа «Информатизация общества».


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Информатика как наука. Возникновение и развитие способов передачи информации. Основные имена в истории создания и развития информатики.

  2. Информационные революции.

  3. Основные этапы развития вычислительной техники. Поколения компьютеров. Искусственный интеллект.

  4. История счета. Вавилонская система счисления. Система счисления майя.

  5. Римская система счисления. Алфавитные системы счисления.

  6. Позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы.

  7. Узелковый счет. Абаки (древнеримский, суань-пан, соробан, русские счеты).

  8. Палочки Непера. Счислитель Куммера. Идеи Беббиджа.

  9. Машина Шиккарда. Машина Паскаля. Машина Лейбница.

  10. Арифмометр Томаса. Арифмометр Чебышёва. Арифмометр Однера.

  11. Табулятор Г.Холлерита. Релейные ЭВМ.

  12. Машины Цузе. Вычислительная машина Атанасова-Берри. ЭВМ ENIAC. Принципы фон-Неймана.

  13. ЭВМ МЭСМ. Серия БЭСМ. Серия М. ЭВМ «Стрела»

  14. ЭВМ серии «Урал». ЭВМ «Сетунь». ЭВМ серии «Минск». ЕС ЭВМ.

  15. Развитие элементной базы компьютеров. Эволюция характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

  16. Машинные языки. Языки ассемблера. Языки программирования высокого уровня. Парадигмы программирования и соответствующие им языки.

  17. Роль информации в обществе. Информационные революции. Индустриальное и постиндустриальное общество.

  18. Понятие информационного общества. Признаки и основные характеристики информационного общества. Человек в информационном пространстве.

  19. Современное информационное пространство и его институты. Интернет как составная часть мирового информационного пространства.

  20. Основные направления, средства, технологии информатизации образования.

  21. Проблемы взаимодействия человека и компьютера. Информационная безопасность.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
а) Основная литература

  1. Апокин И.А., Майстров Л.Е. История вычислительной техники. – М.: Наука, 1990.

  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. // Учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. – Томск: ТМЛ-Пресс – 2005.

  3. Крамаренко Е.Р. История развития вычислительной техники и кибернетики: методические указания / Е.Р. Крамаренко. – Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2007.

  4. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. – Киев, 1995.

  5. Полунов Ю.Л. От абака до компьютера: судьбы людей и машин. Книга для чтения по истории вычислительной техники в двух томах. – М.: Русская Редакция, 2004.

  6. Процесс информатизации России: современное состояние, проблемы, перспективы: материалы межрегиональной практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. // Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». / Ростов–на–Дону, – 2007.

  7. Хоменко Л.Г. История информатики в СССР. Киев, 1998.

  8. Цайгер М.А. Арифметика в Московском государстве XVI века. – Беэр-Шева, 2010.

  9. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  10. Шилов В.В. Хроника вычислительных и информационных технологий. Люди, события, идеи. // Информационные технологии, 2005, № 11; 2006, № 5,10; 2007, № 5.



б) Дополнительная литература

  1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Бурбаки Н. Очерки по истории математики – М.: КомКнига, 2007.

  3. Материалы сайта http://historyvt.narod.ru/ (История вычислительной техники)

  4. Материалы сайта http://www.computer-museum_ru/ (Виртуальный компьютерный музей)

  5. Материалы сайта http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_ru (Виртуальный европейский музей истории компьютерной науки и техники)

  6. Стиллвелл Д. Математика и ее история. – М.: Институт компьютерных исследований, 2004.

  7. Яглом М. Системы счисления. // Квант, 1970, № 6.

  8. Шилов В.В. Удивительная история информатики и автоматики / В.В. Шилов. – М.: НЦ ЭНАС, 2011.


в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей)

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Проекционная техника, компьютерный класс, сеть Интернет.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск