Скачать 201.18 Kb.
|
(Приложение 13) Тренинговые занятия с подростками направленные на профилактику игровой зависимости Составитель: Педагог-психолог Пронина С.А., ГБОУ ЦПМСС «Фили» Главная идея тренинговых занятий: любая зависимость (компьютерная, игровая, социальных сетей) – это уход от трудностей реальной жизни. Компьютерные игры – это возможность стать тем, кем я не являюсь в действительности; делать то, на что не хватает смелости или делать трудно. В подростковом возрасте – это, как правило, трудности в общении со сверстниками. Именно этот аспект и будет являться фокусом нашего внимания. Эффективная профилактика ухода в мир «игровой реальности» строится главным образом не на осознании вреда чрезмерной поглощенностью компьютерных игр, а на расширении представлений об альтернативах возможного времяпрепровождения, в частности, на понимании значимости межличностного общения. ЗАНЯТИЕ №1 (вводное) Тема: Компьютерные игры в нашей жизни. Цель: выявление представлений подростков о роли компьютера в их жизни. Задачи:
Методический комментарий:Данное занятие является вводным, его целью является не изменение представлений учеников средней школы об игровой зависимости, а лишь выявление этих представлений. Оборудование: бейджики(по количеству участников). Продолжительность: 1 астрономический час. Ход занятия: Вводная часть: - приветствие (представление тренера, краткая презентация тренинга); - принятие правил функционирования группы (1). Основная часть: - обсуждение целей и задач тренинга(важно, чтобы каждый участник понимал, где он присутствует и зачем). - групповая диагностика: тест «Есть ли у вас игровая зависимость?» (2). - работа со сказкой «В плену у компьютера» (3). Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы, осознание того, что было, постановка перспективы на дальнейшие встречи). Описание материала и упражнений:
Если вы ответили утвердительно хотя бы на 4 из 10 вопросов, у вас есть игровая зависимость.
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы. Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие! – Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки. – Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город. – Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка. «Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену. Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены. «Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы. – Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера. – Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего. – Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись… – Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться. – Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится. – Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик. – Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос. – Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку. – Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил: – Расскажи мне про рыбалку. – Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл. – Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ. Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов. Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате. – Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама. – Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома. Володя испуганно подскочил: – Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем. – Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор. – Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну. Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Прелести человеческого общения Цель: создание условий для интерактивного взаимодействия участников группы. Задачи:
Методический комментарий: Данное занятиеспособствует созданию атмосферы безопасности, снижению уровня психического напряжения, установлению искренних, доверительных взаимоотношений между участниками. Результатом должен стать составленный список «Прелести человеческого общения». Оборудование: бейджики(по количеству участников), маленькие листочки, фломастеры. Продолжительность: 1 астрономический час. Ход занятия: Вводная часть: - вспоминаем, что было на прошлом занятии (ответы на вопрос «Что не может дать компьютер?»); - упражнение «Паутина» (1). Основная часть: - обсуждение важности человеческого общения и реального взаимодействия друг с другом. - упражнения «Дальние коммуникации» (2), «Факты о нас» (3). - дискуссия «Прелести человеческого общения». Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы). Описание материала и упражнений:
Цель: настрой на дальнейшую работу, снятие эмоционального напряжения. Материал: отсутствует. Методика: Участники встают лицом в круг и протягивают в центр свою правую руку. Правая рука находит себе другую правую руку, образуются пары. Не разжимая рук, участники протягивают свои левые руки и также находят себе пару, пары правой и левой руки не должны повторяться. Получается запутанная паутина. Задача группы – распутаться.
Цель: преодоление барьеров в общении, создание безопасной атмосферы. Материал: отсутствует. Методика: 1-ый этап. Все участники должны рассчитать на «первый-второй». «Первые» – это внешний круг, «вторые» – соответственно внутренний. Участники внешнего круга стоят напротив участников внутреннего круга. Им дается минута, чтобы побеседовать на заданную тему, после чего участники внешнего круга по часовой стрелке перемещаются. Темы для обсуждения: - Как я провожу свободное время? - Какие качества в других людях я уважаю? Какие меня раздражает? - Друг – это... - Что мне нравится в нашем классе? Что не нравится? - Что я могу сделать, чтобы наш класс стал лучше? 2-ой этап. Все участники возвращаются на свои места. Каждый находит себе партнера по игре, сидящего напротив (желательно, чтобы это были не друзья). В течение минуты партнеры стараются узнать друг о друге как можно больше. Когда время заканчивается, партнеры презентуют друг друга, рассказывая о том, что они узнали. Вопросы для обсуждения:
Цель: формирование взаимного доверия, «личностное узнавание» особенностей друг друга. Материал: маленькие листочки по количеству человек, фломастеры. Методика: Каждому участнику раздается фломастер и маленький листочек, где он подписывает свое имя и фамилию, а затем дописывает факт из своей жизни или о своей жизни, который мало кто знает. После того как все напишут, листочки собираются ведущим, а затем зачитываются. Задача учеников понять о ком из их одноклассников идет речь. NB! Важно стимулировать учеников писать важные вещи: чем откровеннее будет записка, тем больше вероятности получить обратную связь или проверить свое предположение. Например, одна девочка написала «Мне кажется, что со мной общаются только из-за того, что у меня всегда можно списать». После того, как класс понял о ком идет речь, желающие высказали свое действительное отношение к этой девочке. ЗАНЯТИЕ №3 Тема:Агитационная компания Цель:расширение понимания важности и значимости межличностного общения. Задачи:
Методический комментарий: Данное занятиедает возможность качественно расширить представления о «прелестях человеческого общения»: осознать, прочувствовать их значимость. Оборудование: бейджики(по количеству участников), листы А3, маркеры, фломастеры, карандаши, журналы, клей, ножницы. Продолжительность: 1 астрономический час. Ход занятия: Вводная часть: - вспоминаем, что было на прошлом занятии. - упражнение «Улыбка» (1). Основная часть: - Проведение агитационной компании (2). Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы). Описание материала и упражнений:
Цель: развитие эмпатии, понимания друг друга. Материал: любой предмет. Методика: Вызывается один доброволец. Он выходит за пределы помещения. С остальными участниками обсуждается куда прятать предмет. Задача участников: невербально, используя только улыбку, направлять добровольца к предмету. Широкая улыбка означает, что выбранное направление верно, равнодушное выражение лица – неверно. NB!Данное упражнение хорошо показывает роль невербальных средств общения при взаимодействии с другими людьми. Не просто так же говорят: важно не что человек говорит, важно, как он это говорит.
Цель: развитие навыков группового взаимодействия, расширение представлений о значимости межличностного общения. Материал: листы А3, маркеры, фломастеры, карандаши, журналы, клей, ножницы, маленькие листочки для голосования, темные пакеты по количеству групп. Методика: На доске вывешивается лист с «Прелестями человеческого общения». 1 этап. Группа делится на микро-группы (4-5 человек) – агитационные компании.Каждая группа выбирает один пункт из списка, который им больше всего нравится. Задача каждой группы: презентовать данную «прелесть» так, чтобы за нее проголосовало как можно больше избирателей (участников тренинга). Форма презентации: выступление (мини-сценка), где содержательно раскрывается значимость выбранного пункта. По желанию можно дополнить мини-плакатом, раздачей листовок. Условия голосования: по итогам презентации всех агитационных компаний, каждый участник должен проголосовать за больше всего понравившуюся «прелесть». Голосовать запрещается за свою компанию. 2 этап. Работа в группах. Подготовка к презентации. 3 этап. Презентация каждой группой своей «Прелести». 4 этап. Голосование. Подсчет голосов. 5 этап. Анализ. Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ №4 Тема:Ролевая игра «Друг в виртуальной беде» Цель:моделирование проблемной ситуации, где подростки смогли бы использовать свои знания и осуществить попытку помочь другу, который стал компьютерным игроманом. Задачи:
Методический комментарий: Данное занятиенаправлено на погружение в проблему и понимание трудности оказания помощи людям, которые страдают игровой зависимостью. Оборудование: раздатки с описанием ролей, карточки с названием ролей, иголочки (двусторонний скотч). Продолжительность: 1 астрономический час. Ход занятия: Вводная часть: - вспоминаем, что было на прошлом занятии. - упражнение «Испорченный телефон» (1). Основная часть: - Ролевая игра «Друг в виртуальной беде» (2). Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы). Описание материала и упражнений:
Цель: сосредоточение группы, определение способности слушать и слышать друг друга. Материал: отсутствует. Методика: Чтобы выполнить следующее упражнение, где вам придется очень внимательно слушать друг друга, давайте для начала потренируемся это делать. Группа сидит на своих местах. Вызывается один доброволец, которому на ушко ведущий говорит следующую фразу: «Коля любит Олю, а Оля любит Колу». Затем данный участник передает услышанное следующему и так до конца. Когда последнему участнику будет передана информация, он озвучивает то, что услышал вслух. Вопросы для обсуждения:
Цель: расширение представлений о способах помощи зависимым людям Материал: раздатки с описанием ролей, карточки с названием ролей, иголочки (двусторонний скотч). Методика: Смысл игры: подросток стал игроманом. Родители обеспокоены. Одноклассники стали отдаляться, за исключением одного друга, который пытается помочь. Родители обращаются по помощью к друзьям, затем к психологам. Роли: подросток-игроман, родители, группа психологов, друзья, лучший друг, учителя. Задача: постараться помочь подростку-игроману, чтобы он вернулся к реальной жизни. 1 этап. Знакомство с правилами игры. Раздача ролей. NB! Описание роли никто не должен знать, кроме ее владельца. 2 этап. Погружение в роль. Каждый, кто получил единичную роль, расходятся. Те, кто получил роль родителей, друзей, учителей, психологов, объединяются в свои микро-группы. Ведущий тренинга подходит к каждому участнику (к каждой группе) и проверяет: правильно ли все поняли инструкцию к игре и свою роль. 3 этап. Ролевая игра. NB! В ходе игры ведущий является активным наблюдателем и помощником. Внему могут обращаться участники игры, при возникновении у них вопросов. 4 этап. Завершение. Вопросы для обсуждения:
ПОДРОСТОК-ИГРОМАН. Вы – подросток из очень обеспеченной семьи. Ваша мама очень добрая и хорошая хозяйка. Папа много работает и считает, что раз в семье все есть, значит все ок. Мама никогда не лезла к вам с расспросами, считая, что все в порядке, ведь у вас 5 айфон, планшет и много того, чего нет у большинства ваших одноклассников. 3 месяца назад в связи с переездом в новую квартиру вы перешли в новую школу. И сначала ваши отношения с одноклассниками складывались довольно неплохо. Но вот один из одноклассников, с которым вы начали больше всего общаться, «раскрыл вам глаза»: с вами общаются только из-за ваших денег, что вы можете угостить всю компанию или одолжить денег, если кому-то не хватает. Это «открытие» зародило в вас сомнения в других, в их искреннем к вам отношении. Вам обидно, что вас ценят только за ваши деньги. Поэтому вы решили свести все общение к минимуму, только к самому необходимому. И… стали играть в компьютерные игры, где никто не знает, сколько у вас денег, а значит, относится к вам только из-за ваших действий в игре. Вас это вполне устраивает. Ведь вам не хочется, чтобы с вами дружили только из безлимитного интернета на телефоне и количеству денег в кармане. Объяснять свое поведение вы никому не намерены. Они все равно не пойму. Родители обидятся еще, скажут «неблагодарный», ведь они работают, чтобы у вас все было. Лучший друг… Ничего… встретит и другого богатенького приятеля. Так что игры – то, что вам остается. И хотя вы бы очень хотели дружить со всеми как раньше, вам очень сложно поверить, что вас могут ценить за то, какие вы на самом деле, за то, что с вами интересно. Вы можете рассказать все ваши переживания кому-то только в том, случае, если почувствуете, что вы действительно важны для этого человека, нужны ему. МАМА.Вы – хорошая мама. В семье у Вас порядок. 3 месяца назад вы переехали в новую квартиру. Ребенок одет, накормлен. Назвать Ваши отношения ребенком можно назвать уважительными, хотя каждый из вас мало делится друг с другом. Вы считаете его не таким взрослым, чтобы посвящать в свои житейские проблемы. Однако в последнее время, Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал очень замкнутым: практически ничего Вам не рассказывает, на вопросы отвечает односложно, друзья не зовут его гулять, к тому же практически все свободное время он проводит, играя в компьютерные игры. Последнее как раз Вас и беспокоит больше всего. Вы хотите как-то на него повлиять, чтобы за игрой ребенок проводил не так много времени. Ваши действия:
ПАПА. Вы очень много работаете. Очень устаете. Вы – добытчик денег. И у вашей семьи много денег. 3 месяца назад вы переехали в новую квартиру. Дома у вас всегда чистота и порядок. Жена – умница, красавица. Ребенок-подросток вполне адекватный, особых проблем не доставляет. Поэтому считаете, что дома имеете полное право отдохнуть. ЛУЧШИЙ ДРУГ. Вы дружите со своим другом уже 3 года. За это время каких-то острых конфликтов не возникало. Ваш друг обычно был довольно весел добр. В помощи никогда не отказывал, но сам никогда ее не просил. Но с того момента как он перешел в новую школу, вы стали замечать, что с ним происходит что-то странное: он стал отдаляться, практически вам не звонит, вы вместе уже мало проводите время. Когда вы звоните ему и зовете гулять, ответ один (если он берет трубку): «Извини, я занят, у меня много дел по учебе» или «Не охота идти. Лучше в компьютер поиграю». Не смотря на то, что у вас есть и другие друзья, этого друга вы все равно не хотите терять. И вы хотели бы понять: в чем дело? Почему он так изменился? ОДНОКЛАССНИКИ. С Вашим одноклассником вы знакомы относительно недавно (3 месяца). Он хорошо учится. Поначалу он был активным, а потом почему-то стал отдаляться ото всех. Может поддержать дружескую беседу, но не более. Ну и вы считаете, что раз не хочет, то его право. ПСИХОЛОГИ. Если к вам обратятся за помощью, вам важно узнать: - в чем проблема? В чем трудность? - что пробовали сделать? - какое событие могло повлиять? Игровая зависимость – это уход из реального мира, где что-то идет не так, как хотелось бы. Поэтому только теплые искренние чувства могут помочь человеку, который увлечен играми. Родителям следует быть очень внимательными по отношению к своему ребенку. Доказать ему, что он им нужен. ЗАНЯТИЕ №5 Тема:Подведение итогов. Работа с целеполаганием. Цель:анализ и обобщение полученного опыта, постановка перспективы. Задачи:
Методический комментарий:Работа с целями – важное направление по профилактике любого рода зависимостей, т.к. цели оказываются довольно расплывчатыми. Оборудование: листы А3 (или стулья), рисунки «Лесенка на пути к цели» (по количеству участников), листочки, фломастеры. Продолжительность: 1 астрономический час. Ход занятия: Вводная часть: - вспоминаем, что было на прошлом занятии. - упражнение «Похвастайся соседом» (1). Основная часть: - Подведение итогов (2) - Упражнения «Автобус» (3), «Лесенка» (4). Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы). Упражнение «Спасибо» (5). Притча «Счастье» (6). Описание материала и упражнений:
Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать симпатию другому. Материал: отсутствует. Методика: Ведущий говорит: «Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравится? Вспомните, что он рассказывал о себе сегодня».
Вопросы для обсуждения:
Цель: достижение цели, которая кажется трудно достижимой. Материал: 4 стула или листы бумаги метр/метр. Методика: Как вам кажется, способны вы все уместиться на листе бумаги 50-50? Это, действительно, трудно. Однако это задание выполнимо. Любую цель невозможно достичь сразу, к ней нужно идти постепенно, в несколько этапов. Сейчас мы с вами начнем с большой территории, где вы свободно можете уместиться. Ребята встают на листы А3, выложенные в длину и ширину по одному метру. Затем постепенно листы убираются. Важно, чтобы группа осталась стоять на минимальном количестве листов, на которых они должны продержаться 30 секунд. Если они сумеют это сделать – цель достигнута. Вопросы для обсуждения:
Цель: развитие умения концентрировать желания, разбить достижение результата на этапы и облегчить переход от намерений к действиям. Материал: рисунки «Лесенка на пути к цели», листочки, фломастеры. Методика: Участников просят подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года и кратко их записать. Далее им раздаются рисунки «Лесенка на пути к цели» Напротив первой и последней ступеньки участников просят написать по 2-3 признака, обозначающие особенности ситуации, когда цель не достигнута, не доступна или достигнута полностью. После этого участников просят продумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать 2-3 ее главные характеристики. Когда эта часть работы завершена, перед участниками ставится главный вопрос: «Что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше?». Для размышления дается 2 минуты, после чего участников просят записать свои соображения напротив следующей ступеньки. В заключении задается вопрос: «Когда конкретно каждый из участников сделает то, что ему нужно для приближения к достижению цели на одну ступеньку?». Итогом является презентация каждым участником своей «Лестницы на пути к цели». Если у кого-то возникают какие-либо другие возможные варианты приближения к цели, они их высказывают. Вопросы для обсуждения:
Цель: подведение итогов, развитие умения быть благодарным. Материал: отсутствует. Методика: Каждый участник должен выразить благодарность любому человеку из группы, объяснив при этом, за что именно благодарит. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье», - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Резюме: все в ваших руках, вы являетесь творцами своей жизни. Старайтесь! |
Собственно рефератом является лист белой бумаги аспирантура Физического фак-та спбгу 2к Мастера дзен изначально отталкивались от даосистского принципа “Тот, кто знает, не говорит”, и только образом жизни, личным примером,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закон последствий: что посеешь, то и пожнёшь. Закон причины и следствия основной закон жизни | ||
Правила для учащихся обучающиеся в школе имеют право Не опаздывать к началу занятий 00. Учащиеся приходят в гардероб школы за 10—15 минут до начала первого урока | Федеральный закон от 02. 05. 2006 N59-фз Настоящий Федеральный закон (далее Закон) является первым комплексным российским нормативным правовым актом, регулирующим порядок... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Не опаздывать к началу занятий 30. Учащиеся приходят в гардероб школы за 10—15 минут до начала первого урока | Урок математики во 2 классе Учитель 2Б класса моу сош №19 Дубина... Проверить выполняется ли сочетательный закон сложения. Формировать вычислительный навык, используя сочетательный закон сложения | ||
Закон о защите чести и достоинства Каждый обучающийся имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом... | Закон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения... Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как... | ||
Закон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон " Федеральный закон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14. 3 Кодекса Российской... | Урок 100 (П) Класс: 10 Данный урок является одним из основных в разделе "Давление", т к объясняет основной закон сообщающихся сосудов, а этот закон объясняет... | ||
Статья 41. 1 говорит, что под Открытым аукционом в электронной форме... Фз в Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для... | Закон сохранения энергии общий закон природы, согласно которому энергия... Если материальная система подвергается внешним воздействиям, в результате которых она переходит из одного состояния в другое, то... | ||
Реферат Тема: «Понимание Священного Предания в современном православном богословии» Фес. 2: 15. Апостол Павел говорит христианам Фессалоник о Предании, объединяя в этом понятии все христианское вероучение. В переводе... | Закон демографического развития 25 Закон времени и Закон демографического... «холодной» войной между лагерем «социализма» и лагерем «капитализма»-«демократии» западного типа | ||
21 ноября 2011 года принят Федеральный закон «О бесплатной юридической... Федеральный закон, направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных... | Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче Федеральный закон от 31. 05. 2001 №73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности» (выдержки) |