Скачать 105.77 Kb.
|
ХОД УРОКА I. Закон сохранения энергии – общий закон природы, согласно которому энергия любой замкнутой материальной системы при всех процессах, происходящих в системе, сохраняется, превращаясь из одной формы в другую. Материальная система может рассматриваться как замкнутая, если можно пренебречь ее взаимодействием с окружающим миром. Если материальная система подвергается внешним воздействиям, в результате которых она переходит из одного состояния в другое, то возрастание (убывание) ее энергии равно убыли (возрастанию) энергии взаимодействующих с ней тел и полей. II. Ребята, мы сегодня решаем задачи на закрепление темы «Закон сохранения в механике». На дом были заданы §43-49, Р. 386, 391, пособие гл. 2.8 (25, 31, 34). Как справились с задачами? Р. 386 – 1ый ученик к доске Пока он делает эту задачу к доске выходят 2ой ученик и 3ий ученик (задачи по карточкам). Ребята, а мы с вами порешаем качественные и несложные расчетные задачи по данной теме.
кинетическая энергия мяча в начале броска? Ответ: == =
Ответ: в т.1 ЕР1= mg H в т.2 ЕР2= mgh ЕК1= 0 ЕК2 = ? mgh = ЕК2 + mgh ЕК2= mg (H – h)=3103=90 (Дж) ( у доски)
кинетическая энергия? Ответ: Увеличилась в 9 раз.
кинетическую энергию в конце падения. Ответ: Ек = Vу = V0у + gуt ЕК2 = = 3,5 кДж V = gt
Ответ: ЕК = V = = = 20 м/с 7. Вопрос. Если вы находитесь в движущемся со скоростью 20 м/с автомобиле. Чему равна кинетическая энергия находящегося в ваших руках полукилограммового мяча по отношению: а) к вам; б) к человеку, стоящему на остановке? Ответ: а) Ек = 0; б) Ек = == 100 Дж 8. Вопрос. Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж? Ответ: Е = mgh, m = = = 3125 кг 9. Вопрос. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равно потенциальной энергии? Ответ: в т.1 ЕК1 = в т.2 ЕК2 = ЕР1= 0 ЕР2= mgh =+ mgh=2 mgh (т.к. ЕК2= ЕР2) = 2 mgh h== 2,5 м 10. Вопрос. С наклонной плоскости высотой h скользит тело. Что можно сказать о кинетической энергии тела у основания наклонной плоскости (коэффициент трения µ)? Ответ: Ек < Еn на величину работы трения
расстояние l. В каком случае затраченная работа больше (коэффициент трения тела о поверхность µ, сопротивлением воздуха пренебречь)? Ответ: 1) При подъеме груза на высоту А1= mgh; 2) При перемещении груза по горизонтальной поверхности А2= µ mgh; Так как µ<1, то А2< А1 Объяснение 1ым учеником домашнего задания Р.386: Маятник массой m отклонен на угол ά от вертикали. Какова сила натяжения нити при прохождении маятником положения равновесия? Дано: в т.1 ЕР1= mgh в т.2 ЕК2 = ά ЕК1= 0 ЕР2= 0 m Е1= mgh Е2 = Т-? mgh = V2=2gh По II закону Ньютона may= Тy + (mg)y = Т– mg a = Т= m (+g) = m (+g) = mg (+1) V2=2gh из Δ ОАВ: cos ά = h=R – (1 – cos ά) Т= mg () + 1) = mg (3 – 2cos ά) Дополнительные вопросы 1му ученику.
Ответ: Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения или силами упругости, остается неизменной при движениях тел системы.
Ответ: Да (пример с пружинным пистолетом). III. Cамостоятельное решение задач из Р. (387, 389, 393, 394, 396) Для слабых учеников: Некоторые решают задачи на листочках по этим карточкам, потом сдают и приступают в тетрадях к решению задач по Рымкевичу. 4ый ученик сделает эту задачу на доске (карточка). Докажите, что при неупругом соударении 2х тел, одно из которых покоится, их общая кинетическая энергия ЕК2 после соударения меньше, чем кинетическая энергия ЕК1 до соударения. Ответ: До соударения: ЕК2 = += После соударения: ЕК2 = По закону сохранения импульса имеем: m1V1 + m2V2 = (m1 + m2) V V = = ЕК2 = () ()2 = = т. к. 1, то ЕК1 ЕК2 Проверим решение задач повышенной трудности и 2го и 3го учеников. Задача Тяжелый шарик соскальзывает без трения по наклонному желобу, образующему «мертвую петлю» радиусом R. С какой высоты шарик должен начать движение, чтобы не оторваться от желоба в верхней точке траектории? Рассчитайте силу давления шарика на петлю в т. В. Дано: в т.1 ЕР1 = mgh в т.2 ЕР2 = mg2R R ЕК1 = 0 (т. к. V0=0) ЕК2 = h - ? Е1 = mgh Е2 = mg2R + N - ? По закону сохранения энергии: ЕК1 + ЕР1 = ЕК2 + ЕР2 mgh = mg2R + По II закону Ньютона: may = Ny + (mg)y (в т.2 N = 0) т. к. при уменьшении высоты спуска скорость ma = mg шарика в верхней точке уменьшится, он пролетит т.2, лишь касаясь ее = mg h = = = = 2,5R 2gh = 4Rg+V2 в т.В: – ma = – N + mg N = m(a + g) N = m( + g) по закону сохранения энергии в т.В mgh = V2 = 2gh V2 = 2g2,5R = 5 Rg N = m(+ g) = 6 mg Задача. По наклонной плоскости с высоты h = 40 см соскальзывает брусок М = 0,12 кг и попадает на брусок m = 0,072 кг, лежащий на горизонтальной доске. Впереди бруска на небольшом расстоянии от него находится шероховатая бумага. На какое расстояние переместятся бруски на бумаге при коэффициенте трения µ = 0,37? Трением брусков о наклонную плоскость и горизонтальную доску пренебречь. Дано: h – 0,4 м M – 0,12 кг m – 0,072 кг µ – 0,37 V0 – 0 S – ? 1. По закону сохранения энергии (когда тело скользит без трения по наклонной плоскости) Mgh = V12 = 2gh2. По закону сохранения импульса (при соударении брусков)MV1 = (M+m)V2 V2 = Движение брусков по шероховатой бумаге, при котором за счет уменьшения кинетической энергии совершится работа сил трения. 3. А=ЕК2 – ЕК1= – ЕК1 (т. к. ЕК2=0) ЕК1= Fтр.S А=Fтр.S Fтр.= µN=µ(M+m)g S====0,42 м ЕК1= Для сильных учеников: Самостоятельное решение задач из КИМа для ЕГЭ. 1. Задача: Жесткая изогнутая трубка укреплена на доске, находящейся на гладкой горизонтальной поверхности стола. Левый конец трубки горизонтален и находится на расстоянии h от стола. В трубке на расстоянии 3h от стола удерживают шарик массой m, который может скользить по трубке без трения. В результате доска движется поступательно, не отрываясь от стола, и после вылета шарика из трубки приобретает скорость U. Чему равна масса доски с трубкой? Дано: V – скорость шарика h U – скорость доски 3h m По закону сохранения механической энергии: U mg (3h – h) = + М – ? По закону сохранения импульса: 0 = МU+mV МU = mV V = Рис. 7 4mgh = МU2+mV2 4mgh = МU2 + 4mgh – МU2 – МmU2 = 0 сократим на U2 М2 + Мm – =0 М = (–1) 2. Задача: Шар, подвешенный на нити длиной 90 см, отводят от положения равновесия на угол 60°и отпускают. В момент прохождения шаром положения равновесия в него попадает пуля, летящая навстречу шару со скоростью 300 м/с, которая пробивает его и вылетает горизонтально со скоростью 200 м/с, после чего шар продолжает движение в прежнем направлении и отклоняется на угол 39°. Определите отношение масс пули и шара. (Массу шара считать неизменной, диаметр шара – пренебрежительно малым по сравнению с длиной нити, cos 39°= 7/9). По закону сохранения импульса: Дано: MU+MV1= MU1+ mV2 l = 0,9 м ά = 60° – MU+ mV1= – MU1+ mV2 V1 = 300 м/с mV1 – mV2 = MU – MU1 V2 = 200 м/с m(V1 – V2) = M(U – U1) = cos 39°= 7/9 –? По закону сохранения механической энергии: = Mgh1 U = U = – скорость шара в нижней точке, cos 60°= h1 = l(1 – cos ά) до попадания пули = Mgh2 U1 = – скорость шара в нижней точке, после попадания и вылета из него пули cos 39°= = = 0,01 3. Задача: Летящий кусок пластилина нагоняет движущийся по горизонтальной поверхности стола брусок и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом сонаправлены и равны соответственно V0=4,5 м/с и 1/4V0 . Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом μ=0,2. На какое расстояние переместится брусок с пластилином к моменту, когда их скорость станет 4/15V0? Дано: V1=V0 = 4,5 м/с V2 = 1/4 V0 m1 = m m2 = 4 m μ = 0,2 U=4/15V0 S – ? По закону сохранения импульса: m1V1 + m2V2 = (m1+ m2)U0 mVo + =5mU0 2mVo = 5mU0 U0 = Vo по условию: Vo По закону сохранения механической энергии: А = ΔЕкин – = μ(4m+m)gS 2 μgS = Vo2 – Vo2 20 μS = Vo2() 20 μS = Vo2 S = == 0,45 м 5. Задача: Пушка, закрепленная на высоте 5 м, стреляет снарядами в горизонтальном направлении. Вследствие отдачи ее ствол, имеющий массу 1000 кг, сжимает на 1 м пружину жесткости 6·103 н/м, производящую перезарядку пушки. При этом относительная доля η = 1/6 энергии отдачи идет на сжатие этой пружины. Какова масса снаряда, если дальность его полета 600 м? Дано: h = 5 м 1. По закону сохранения импульса для системы «снаряд – ствол пушки»: M = 103 кг Δx = 1 м 0 = MU + mV k = 6· 103 н/м 2. Т. к. относительная доля η = 1/6 энергии отдачи идет на сжатие пружины, то: η = 1/6 η = = l = 600 м 3. Относительно оси x движение равномерное и дальность полета снаряда l = Vxt ; m – ? а относительно оси y: h = , отсюда: m = U2 = m == = 10 кг V = t = IV. Задание на дом: § 41 – 44 (повторить) Пособие 2.8 (16,27, 42, 44, 49) |
Программа Вопросы экологии на уроках физики Вопрос курса физики Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность. Закон Бернулли | Название диска Живая физика в 7 классе, начала кинематики, колебания, электростатика, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии | ||
1. Важнейшие понятия и законы химии Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях | Конспект урока закон сохранения и превращения энергии в механических... Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме | ||
Урок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения... Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Анализировать превращения энергии при колебаниях на примере... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание урока: Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Человек может родиться в любом месте, в любой стране, с любым цветом кожи, любой национальности. И это не зависит от его... | ||
Темы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного... Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов) | Рост промышленного производства, потребления товаров и услуг неизбежно... Идеальным способом любой утилизации является создание замкнутого цикла трансформации материалов и энергии, при котором материалы,... | ||
Конспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса» Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса” | Закон сохранения энергии Аннотированные вопросы к госэкзамену по Физике и теории и методике обучения физике | ||
Конспект урока «Решение задач на закон сохранения энергии». Шинкоренко Ольга Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37» | Тема урока: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки.... Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии», урок №1(13) | Доклад «Преобразование энергии в живых системах» (прочитан на заседании... Является ли это свидетельством того, что с появлением человека эволюция не завершается, либо здесь действует некий общий закон природы?... |