Физика 9 класс дата______________ Тема урока: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. Цели урока:
Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов Основные цели урока:
развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания;
развивать мыслительные операции, необходимые на этапе открытия нового знания: анализ, синтез, сравнение;
закрепить термины, связанные с понятием силы, импульса, импульса силы;
вывести формулу закона сохранения импульса;
вывести формулу закона сохранения, если скорости тел направлены в одну сторону;
вывести формулу закона сохранения, если скорости направлены в противоположные стороны;
построить алгоритм решения задач на ЗСИ;
формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование: шарики из пластилина, металлические шарики, тележки с магнитами.
Демонстрационный материал: 1)алгоритм решения задач по динамике;
2) алгоритм решения задач на закон сохранения импульса;
Раздаточный материал:
1) таблицы для рефлексии деятельности учащихся
№ задания
| + или -
| Задание 1
|
| Задание 2
|
| Задание 3
|
| Задание 4
|
|
|
| 2) цветные карточки (зеленый, желтый, красный);
3) листы для работы в группах;
4) конверты с заданиями для исследования;
5) текст для рефлексии:
зеленый цвет - понял, могу объяснить другим;
желтый цвет – понял, но нужен тренинг,
красный цвет – нужна консультация.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (импульс, сила).
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1.
На доске написан девиз:
«Я слушаю и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю»
Мати Ван Мейтс
Фронтальная форма работы.
- Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть. Мы с вами продолжаем изучать интересную тему. Какую? (Динамика).
- Почему так важна эта тема? (Потому что мы часто применяем понятия динамики в повседневной жизни).
- Скажите, какие законы лежат в основе динамики. (Три закона Ньютона).
- Какую физическую величину они позволяют найти? (Силу)
- Как находится сила? (F=ma)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель этапа:
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания (актуализировать знания и умения учащихся по теме «Законы Ньютона», «Импульс», зафиксировать формулу для расчета импульса.)
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
Вывести ЗСИ.
Построить алгоритм решения задач на ЗСИ.
Организовать обобщение актуализированных способов действий.
Мотивировать к выполнению индивидуального задания.
Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Создание мотива к познанию
Опыт №1. Брусок на листе бумаги сначала движется медленно по действием силы F, затем - быстро, что брусок остаётся на месте. Почему? (тело одно и то же, сила - одна и та же. Причиной изменения скорости является сила, а эффект - разный.) Наблюдение. Выдвижение гипотезы. Результат действия силы зависит от длительности, т.е. от времени.
Вопросы.
1. Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.
2. Стакан с водой находится на длинной полоске прочной бумаги. Если тянуть полоску медленно, то стакан движется вместе с бумагой. А если резко дернуть полоску бумаги - стакан остается неподвижный
3. Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной.
Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что необходимо знать направление силы, скорости, которая зависит от массы.
Конструирование основной части урока
Как же связаны масса и скорость? Какова их связь в физике и в жизни? Ищут информацию в учебнике § ____, вникают в её смысл. (Задание № 1)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать цели урока. СЛАЙД №3
Тема урока «Импульс тела», изучить новое понятие «импульс тела», дать определение, формулу, единицы измерения, уметь решать задачи.
Слайд № 4, 5, 6,7
тема урока «Импульс тела». Выпишите в тетрадь основные тезисы из данного параграфа. Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину “количеством движения”: “Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”. Импульс тела – это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость. Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы.
При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу. Слайд № 8,9, 10 Видео эксперимент с шарами, анализируют в парах.
Задача №1. Решим задачу Время выполнения 1 мин.
С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 200г, чтобы ее импульс был равен импульсу пули массой 10г, летящей со скоростью 600 м/с?
Р1= Р2, Р2 =М2V2 = 0,010кг×600м/с=6кг×м/с, V1=Р2/М1=6кг×м/с/0,2 кг=30м/с
Работа в тетрадях. (Правильность выполнения проверяем поднятием карточки. Делаем отметку в карточке по рефлексии. Задание № 2).
-Сейчас я вам предложу еще одну задачу. Давайте сравним их. Слайд
Задача № 2 .
Шар массой 3кг, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с догоняет второй шар массой 4 кг, движущийся со скоростью 1 м/с. После столкновения скорость его уменьшается до 0,5м/с. С какой скоростью стал двигаться второй шар?
- Чем отличаются эти задачи? (Во второй задаче движутся и взаимодействуют два тела).
- Выведем закон, по которому можно находить импульсы нескольких взаимодействующих тел. Для этого вам понадобится вспомнить уже известные законы.
Таблица на слайде, учитель заполняет ее под диктовку учащихся.
Вывод закона сохранения импульса
| 1.Записать 3-й закон Ньютона
| F1= - F2
| 2.Записать 2-й закон Ньютона
|
| 3.Записать формулу для ускорения взаимодействующих тел
|
| 4. Подставить формулу ускорения во 2-й закон Ньютона
|
| 5. Провести математические преобразования
|
|
- Сформулируйте 3-й закон Ньютона и запишите формулу.
- Сформулируйте 2-й закон Ньютона и запишите формулу.
- Запишите формулу для ускорения двух взаимодействующих тел.
-Помогите мне выполнить математические преобразования.
- Что представляет собой левая часть? ( Сумму импульсов тел до взаимодействия.)
- Что представляет собой правая часть? ( Сумму импульсов тел после взаимодействия).
- Как вы прочитаете все полученное уравнение?
-Это уравнение называется законом сохранения импульса. Слайд
-Закон сохранения выполняется только для определенных систем.
-Найдите в учебнике для каких. ( Для замкнутых).
- Какая система называется замкнутой? (Если в системе тела взаимодействуют только между собой, то есть не подвергаются внешнему воздействию).
-Для чего нам необходимо было вывести закон сохранения импульса? (Чтобы использовать его при решении задач).
- При решении задач мы пользуемся алгоритмом. На основании какого алгоритма можем построить алгоритм решения задач на закон сохранения импульса?
(На основании алгоритма решения задач по динамике.) ( Он размещен на доске в напечатанном виде, уже известен ученикам).
Построение алгоритма решения задач на закон сохранения импульса ( совместное обсуждение плана построения алгоритма).
-Какие шаги известного алгоритма остаются? (Сделать чертеж, записать закон в векторном виде и в проекциях на ось, выразить неизвестную величину и найти ее).
- Какие шаги изменяются? (На чертеже вместо вектора силы указываем вектор скорости).
На магнитной доске слева размещен алгоритм решения задач по динамике, справа по мере построения открываются шаги алгоритма на ЗСИ.
Сделать чертеж, указав направление скорости движущихся тел
тел до и после взаимодействия.
2) Выбрать направление оси координат.
2) Записать в векторном виде закон сохранения импульса.
3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат.
4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение.
- Сейчас вы сможете решить предложенную задачу? (Да) Слайд
-Решаем ее на интерактивной доске и в тетрадях. (Ответ: V=1,75 м/с). Отмечаем в карточке по рефлексии, задание №3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (коррекция зрения) -Итак, что вы повторили и что нового узнали? (Мы повторили законы Ньютона, понятие импульса и вывели закон сохранения импульса, построили алгоритм решения задач на ЗСИ).
-Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на затруднение) 3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа:
Организовать усвоение детьми формул закона сохранения импульса при решении данного типа задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Организация учебного процесса на этапе 5.
-Обобщите полученные новые знания (учащиеся еще раз проговаривают полученные формулы).
Работа в парах. Первую формулу проговаривает первый вариант, второй вариант слушает и проверяет, вторую проговаривает второй вариант, а первый слушает и проверяет.
- В каком случае вы исследовали упругий удар, а в каком - неупругий? (1-й и 2-й случаи – удар неупругий, а 3-й случай – упругий.)
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Демонстрируется видео «Выстрел из ружья»
- Почему происходит отдача в плечо после выстрела? (Импульс ружья равен импульсу пули)
Задача 1 варианта. Из ружья массой 5кг вылетает пуля массой 5 г со скоростью 600м/с. Найти скорость отдачи ружья. V2= M1V1/M2 = 0,6 м/с
Задача 2 варианта. Слайд с анимацией. Вагон массой 30т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5м/с, автоматически на ходу сцепляется с неподвижной платформой массой 20т. С какой скоростью движется сцепка?
V= 0,9 м/с, слайд
На решение 2-3 минуты.
Взаимопроверка по вариантам. Полученный результат проверяется по подробному образцу. Слайды
Сделайте отметку в карточке по рефлексии. Задание №4. 5. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия (использование формулы закона сохранения при решении качественных задач и объяснении результатов опыта).
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Какой основной вопрос мы постоянно задаем при изучении нового материала? (Зачем нам это надо? То есть, где в повседневной жизни мы можем применить эти знания?)
-Где применяется закон сохранения импульса? ( Движение ракет, катеров с водометными двигателями, кальмары). Слайды
- Опыт. Из надутого воздушного шарика выпустить воздух. Почему он двигается?
Задача решается устно, проговаривается решение, анализируется результат.
ЗСИ применяется:
1). При тушении пожаров (отдача пожарного рукава) Слайд
2). «Стреляющие» огурцы. Слайд
3). Движение кальмаров и осьминогов. Слайд
-ЗСИ лежит в основе реактивного движения, о котором мы поговорим с вами на следующем уроке. Слайд
Если останется время – решаем задачу: На тележку массой 200кг движущуюся со скоростью 0,2м/с сверху положили груз массой 200кг. С какой скоростью стали двигаться тележка и груз?
V= 0,04 м/с, слайд
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.
По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности.
Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Вы достигли своей цели?
- Как вы открывали новое?
- Как вы поясните девиз урока?
- Зачем нам нужно знать закон сохранения импульса? (Это пригодится в повседневной жизни.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Поднимите сигнальные карточки с оценкой своей работы, в соответствии со значением цвета карточки, которая указана в тексте. Что вам поможет оценить свою работу на уроке? (Личная карточка рефлексии, которую мы заполняли в течение урока).
Учитель выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа, отмеченных в карточках для рефлексии.
- Не все карточки зеленые, значит еще есть над чем поработать. Где вы можете потренироваться, чтобы закрепить или улучшить результаты вашей деятельности? (Дома)
- Запишите домашнее задание: параграф 19, 20, задачи из сборника задач А.П. Рымкевич №327, прочитайте задачи, вопросы есть? До свидания, вы хорошо поработали: были активны и показали отличные результаты.
|