Урока: образовательные





Скачать 77.69 Kb.
НазваниеУрока: образовательные
Дата публикации02.07.2014
Размер77.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Цели урока: Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела, ввести понятие – импульс тела. Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса.

Задачи урока:

образовательные:

- закрепление и применение полученных знаний для вывода понятия «импульса тела»;

- ввести понятие «импульс тела»;

- дать представление об импульсе силы;

- раскрыть понятие и значение импульса тела;

- сформировать умение рассчитывать импульс тела;

- вывести закон сохранения импульса;

- добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения импульса;

- научить школьников записывать уравнение закона в векторной форме для двух взаимодействующих тел;

- формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач на закон сохранения импульса

- показать практическую значимость изученного материала.

развивающие:

- развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;

- развивать внимание, память;

- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;

- выработка работоспособности, умения воспринимать и излагать новый материал;

- развитие вычислительных навыков при решении физических задач.

воспитательные:

- формировать интерес учащихся к изучению физики;

- побуждение к творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями; учебник «Физика. 9 класс под редакцией А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник.

Формы и методы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, с демонстрацией наглядных опытов, решение задач.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация работы

Объявление темы урока и порядка работы на уроке

Подготовка к работе на уроке

2. Повторение изученного

Проверка домашнего задания. Распределение индивидуальных заданий по карточкам.

Выполнение индивидуальных заданий и их проверка

3. Изложение нового материала

Изложение нового материала с использованием наглядных опытов

Восприятие и запись нового материала в форме опорного конспекта

4. Закрепление новых знаний

Фронтальный опрос (основные понятия новой темы)

Ответы на вопросы

5. Решение задач

Контроль работы учащихся на местах

Решение задач по новой теме

6. Рефлексия. Подведение итогов урока

Организация рефлексии, выставление оценок

Оценивают деятельность на урок

7. Домашнее задание

Задание на дом

Записывают задание на дом


1. Организационный этап (1мин)

2. Повторение изученного материала. (8 мин)

Индивидуальные задание на карточках по темам «Равномерное движение тела по окружности», «Искусственные спутники Земли».

3. Изложение нового материала. (20 мин)

Запись числа и темы урока на доске “Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса

Цели урока для учащихся: усвоить понятие импульса тела и импульса силы, понятие замкнутой системы, изучить закон сохранения импульса, научиться решать задачи на закон сохранения.

Зная основные законы механики, законы Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел.

Эксперимент. Бросим предмет с известной высоты. Можем ли мы найти скорость в данном случае?

Ответ: Да, v=(2gh)1/2. (с помощью 2 закона Ньютона)

Проведём ряд экспериментов и выясним, можно ли в этих случаях, используя только законы Ньютона, рассчитать параметры движения?

Эксперимент 1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела?

Ответ. Нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно.

Эксперимент 2. Скатывание нагруженной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути, дальше.

Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?

Ответ. Нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно.

Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.

Такие ситуации возникают при различных ударах и столкновениях твёрдых тел, их формы и условий столкновения, а также во время взрывов, когда давление газов от сгорания взрывчатки меняется по сложному закону. Для описания подобных ситуаций в механике введены специальные величины, значение которых не изменяется при взаимодействии тел. Одна из них - импульс тела.

Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину “количеством движения”. Слово “импульс” в переводе с латинского означает “толчок”.

Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела.

Пусть на тело массой m начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а.

Вспомните как читается 2 закон Ньютона?

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.

Запишем закон в виде F=ma

С другой стороны: a= v/t

Или Ft=mv (Получили формулу второго закона Ньютона в импульсной форме)

Обозначим произведение mv через р: р= mv

Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела. Ft – произведение силы на время – импульс силы.

Импульс р – векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела (Вспомнить: при падении тела вниз сила тяжести сонаправлена с ускорением свободного падения). Любое тело, которое движется, обладает импульсом.

Определение: импульс тела – это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость и имеющая направление скорости.

Как любая физическая величина, импульс измеряется в определенных единицах.

В каких единицах измеряется масса, скорость?

В кг, м/c.

Подставляем в формулу, получаем: [р] = (кг*м)/с. Таким образом: если тело массой 1 кг движется со скоростью 1 м/с, это значит, что его импульс равен 1 (кг*м/c)

Задача на закрепление (устно): Тело массы10 кг развивает скорость 5м/с. Какой импульс получает тело?

р=mv, p=10кг.*5м/с=50кг*м/с
При взаимодействии тел их импульсы могут изменяться.

Эксперимент 4. На нитях подвешиваются два шарика. Правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар. (рисунок в учебнике)

Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе. (граница применяемости есть у любого закона!)

Давайте вспомним границы применяемости Законов Ньютона и Закона всемирного тяготения.

Законы Ньютона – только для инерциальных систем. Закон всемирного тяготения – для материальных точек; для тел шарообразной формы; для шара, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела, находящегося на поверхности этого шара или вблизи неё.

Откроем учебник на стр.80 и прочитаем – какая система называется замкнутой.

Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами (т.е. не подвергаются воздействию внешних сил).

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

В этом заключается закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса выводится из второго и третьего законов Ньютона.

Рассмотрим замкнутую систему, состоящую из двух тел – шаров с массами m1 и m2, которые движутся вдоль прямой навстречу друг другу со скоростью v1 и v2. С небольшим приближением можно считать, что шары представляют собой замкнутую систему. Учебник рис. 43 стр. 80.

Из рисунка видно, что второй шар движется с большей скоростью (вектор изображен более длинной стрелочкой).

Математический вывод закона сохранения.

Используя законы математики и физики, сделаем математический вывод закона сохранения импульса.

m1v'1+ m2v'2 = m1v1+m2v2

р'1+р'2 = р1+р2.

Прочитаем вывод в учебнике.

Несмотря на то, что импульс каждого из шаров при взаимодействии изменился, векторная сумма их импульсов после взаимодействия осталась такой же, как и до взаимодействия.

Закон сохранения импульса – один из основных законов физики.

Между телами могут действовать любые силы, в том числе и силы трения, возможны слипание или дробление тел на более мелкие, взрыв, химическая реакция, ядерное превращение, но суммарное значение импульса не изменяется. Примеры: ружье и пуля в его стволе, человек спрыгивает с лодки, пушка и снаряд. (Подробно объяснить хотя бы один пример)

4. Закрепление изученного материала. (4 мин.)

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что называется импульсом тела?

- Запишите формулу импульса тела.

- Какова единица измерения импульса тела в СИ?

- Что такое замкнутая система тел?

- В чём заключается закон сохранения импульса?

5. Решение задач (8 мин.)

Железнодорожный вагон массой 35 т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой 28 т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5 м/c. Какова была скорость вагона массой 35 т перед сцепкой? (Задача решается на доске с подробным объяснением)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия (0,5).

Ребята, у каждого из вас на столе лежат жетончики красного, зеленого, желтого цвета. Кто хорошо понял тему, поднимите жетончики зелёного цвета, кто частично понял – жёлтого цвета, кто плохо понял – красного цвета.

7. Домашнее задание (0,5 мин).

Домашнее задание: § 21, упр. 20 (1, 2) – письменно.

Ответить на вопрос: В каком случае ружье стреляет дальше: когда оно неподвижно закреплено, или когда оно подвешено? – письменно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: образовательные iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков...
Урока: образовательные iconУрока Цели урока: Образовательные
Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо)
Урока: образовательные iconТема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,...
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты...
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,...
Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется...
Урока: образовательные iconУрока: "Слова с непроизносимыми согласными"
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести
Урока: образовательные iconКонспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные...

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия
Урока: образовательные iconКонспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and...
Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем
Урока: образовательные iconУрока: образовательные
...
Урока: образовательные iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста
Урока: образовательные iconУрока: изучения новых знаний Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск