Скачать 73.97 Kb.
|
5 класс Основы безопасности жизнедеятельности Тема: Опасные ситуации на дорогах и тротуарах Цели урока: - актуализировать знания об опасных ситуациях на дорогах; - сформировать знания о собственной и общественной безопасности на дорогах; - сформировать знания о последствиях опасных ситуаций, произошедших на дорогах. Задачи урока: образовательные: - актуализировать знания учащихся об опасных ситуациях на дорогах; - о собственной и общественной безопасности на улице; - сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах; развивающие: - развивать память, умение правильно понимать и истолковывать правила и рекомендации по безопасному поведению; воспитывающие: - побудить интерес к правилам безопасности и защите своей жизни; - воспитывать осторожность; - формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих; - указать на негативное, разрушительное действие опасных факторов; эстетические: - обратить внимание на целесообразность и благородство целей защиты любого живого организма. Тип урока: комбинированный Оборудование:
Ход урока 1.Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего урока, я уверена, после прочтения стихотворения вы мне назовете сами, можно хором. Слушайте: Движенья полон город, Бегут машины в ряд, Цветные светофоры И день, и ночь горят. Чтоб было безопасно, Всем нужно, без сомнения, Знать и выполнять….. (Правила дорожного движения). Верно. Но так как эта тема достаточно большая, сегодня мы остановимся на рассмотрении вопроса: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах». Итак, тема урока: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах». (Учитель записывает тему на доске, ученики в тетрадях, план на доске) 2.Проверка домашнего задания У нас на уроке присутствует сегодня гость, его зовут Спасик. Он помогает ребятам в трудных ситуациях на дорогах. Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, 180 тысяч получает травмы. Поэтому все важнее становится твое умение правильно ходить по улицам и площадям. Запомните: от ваших знаний правил дорожного движения зависит ваша жизнь. Однако некоторые «смельчаки» часто не придерживаются правил безопасности, появившихся в результате анализа тысяч и тысяч аварий и происшествий, а в итоге в считанные секунды здоровый, полный энергии и планов человек становится инвалидом… Давайте вспомним то, что мы должны знать о правилах дорожного движения. Учитель задает вопросы, учащиеся, используя свой жизненный опыт знания, полученные ранее, отвечают на вопросы изучаемой темы. Учитель корректирует ответы. Вопросы для активизации знаний: - Кто знает, чем регулируется движение на улицах и дорогах? (светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой) - Какие вы знаете виды светофоров? (транспортные и пешеходные) - Что обозначают цвета на светофоре? ( красный – движение запрещено, желтый – внимание (подготовка к движению), зеленый – движение разрешено) - Что такое дорожное движение? Дорожное движение – это все общественные отношения, возникающие в процессе перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорожное движение происходит по правилам дорожного движения: свод законов и неформальные правила которые вырабатываются со временем. Организованное дорожное движение имеет хорошо разработанную систему приоритетов проезда. Разметку и систему знаков, средства регулирования потоков транспорта и пешеходов на перекрестках. - Что такое проезжая часть, или мостовая? (часть улицы, предназначенная для транспорта). - Что такое улица? Улица – обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (просто участок земли), а может быть покрыта каким – либо прочным материалом (дерево, кирпич, камень, щебень, асфальт) Одним из отличий улиц является наличие тротуаров. По улицам часто проходят трамвайные рельсы, по середине бывают высажены деревья. - Какими бывают виды транспорта? Автомобили и мотоциклы, троллейбусы, автобусы и трамваи, мопеды и велосипеды. - Все ли транспорты одинаковы? Виды транспорта различаются: - по назначению (одни перевозят пассажиров, другие-грузы); - по габаритам (сравни десятитонный грузовик и велосипед). Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, легковые автомобили называются общественным транспортом. -Что такое тротуар? Тротуар – пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку от проезжей части улицы. Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно- эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками. - Кто такой пешеход? Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, детскую или инвалидную коляску. Правилами дорожного движения определяются права и обязанности пешеходов. Для пешеходов предназначены тротуары – пешеходная часть улицы. - Как должен вести себя пешеход на улице? Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а так же в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке и идти в один ряд по краю проезжей части. - Что такое правила дорожного движения? Какие правила дорожного движения вы знаете? ПДД – свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а так же технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения. - Что такое безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения: транспорта и пешеходов. - Что такое дорожно- транспортное происшествие? Дорожно-транспортные происшествия, происшествия, возникшие в процессе движения автотракторный транспортных средств и других самоходных машин, повлекшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др. - В чем причина аварий? Большая часть наездов на пешеходов случается там, где транспортные и пешеходные пути пересекаются: на наземных переходах, остановках общественного транспорта, у магазинов, школ, театров. ВЫВОД: Важные для нас правила дорожного движения поэт В. Семеркин изложил в стихотворении «Запрещается – разрешается!» (стр. 69). 3.Объяснение нового материала - А чтобы опасность не ворвалась в твою жизнь, нужно делать не так, как все, а так, как тебя учат родители и учителя. Рассказ о красном сигнале светофора (стр. 70) - Транспортные средства не должны ехать на красный свет, но некоторые недисциплинированные водители не всегда выполняют это правило. Поэтому даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, будь предельно внимательным и осторожным. Запомни: никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции. Значит, до полной остановки транспортное средство пройдет еще какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путем. (запись определения в тетради). - Познакомимся с безопасностью в общественном и личном транспорте. (Стр. 72-73). Вывод: для собственной безопасности в общественном транспорте необходимо соблюдать правила поведения в нем. - Но и в общественном транспорте может возникнуть такая чрезвычайная ситуация как пожар. Познакомьтесь с алгоритмом действий в случае пожара в общественном транспорте.( стр. 74). - В автомобилях опасностей гораздо больше, чем в автобусах. Самое опасное место в автомобиле - рядом с водителем, поэтому детям до 12 лет сидеть там запрещается. Обязательно нужно пристегиваться ремнями безопасности. В случае аварии нужно быстро выбраться из машины и отойти от нее на 15-20 метров, так как может произойти взрыв. А сейчас мы закрепим новый материал.
1. Решим задачу № 1 (стр. 72, 76 в учебнике) На расстоянии 16 м от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 м, второго на 4 м больше( 17м). Кто из водителей нарушил правила и почему?( Второй, тормозной путь его машины 17 м.) 2. Веселый тест ( стр.72 № 2). (Г) 3. Ответьте на вопрос: Почему не рекомендуется прислоняться к входной двери автобуса? 4. Рассмотри рисунок на стр. 75 учебника и выбери предметы, которыми можно разбить стекло при аварии автомобиля (автобуса, троллейбуса) 5. Расскажи, как надо себя вести при пожаре в автобусе, троллейбусе, автомобиле. 6. Учитель предлагает учащимся вспомнить основные рекомендации для пешеходов: - строго подчиняйтесь сигналам светофора; - не ослабляйте внимания при желтом сигнале светофора; - не перебегайте улицу, а переходите ее шагом и в прямом направлении, а не наискосок; - не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечитесь, а остановитесь и дайте возможность водителю объехать вас; - будьте внимательным и осторожным в ненастную погоду, особенно при обледенелом дорожном покрытии, когда водителю не всегда удается рассчитать тормозной путь его машины; - не сходите с тротуара на проезжую часть улицы вне пешеходных переходов; - не останавливайтесь в непосредственной близости от проходящего автомобиля, так как выступающие детали машины могут задеть за одежду и потащит за собой; - выйдя из общественного транспорта, сначала пройдите на тротуар и только после этого начинайте переход улицы; - при приближении специальных автомобилей (пожарных, милицейских, медицинской помощи) с включенным звуковым сигналом отходите в сторону, чтобы не мешать их следованию. 5. Самостоятельная работа
6. Подведение итогов урока Учитель обобщает результаты изучение материала и работы отдельных учащихся. Повторяет вместе с учащимися главные выводы по теме – главные правила поведения пешеходов. Выставляет оценки. Домашнее задание:
|
Тема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня | Урока: Образовательные Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения | ||
Урока: Образовательные Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе | Урока: Образовательные Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды | ||
Урока: Образовательные Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков... | Урока Цели урока: Образовательные Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо) | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Урока: Образовательные Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,... | ||
Урока: Образовательные Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется... | Урока: "Слова с непроизносимыми согласными" Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести | ||
Конспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные... | Урока: Образовательные Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия | ||
Конспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and... Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем | Урока: изучение нового материала Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | ||
Урока: изучения новых знаний Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | Урока Образовательные Цель урока: формирование представлений учащихся об электрическом поле и его свойствах; определение электрической силы и её зависимости... |