Тема урока:
П. И. Чайковский «Детский альбом».
Цель урока:
Познакомить с пьесами из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом».
Задачи урока:
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Развивающие: размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И. Чайковского.
Оборудование к уроку:
фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски, раздаточный материал, учебники.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга»; попевка «У кота-воркота»; Г. Гладков «Муха в бане».
Ход урока
Начало урока:
Музыкальное приветствие.
Введение в музыкальный мир эпохи, в которой жил и сочинял П. Чайковский.
Учитель:
Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы перенесемся на 150 лет назад, в то время, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевидения. Люди ездили не на машинах, автобусах и троллейбусах, а в каретах, запряженными лошадьми. А дети получали не такие подарки, как современные дети.
Учитель:
Какие подарки сейчас дарят мальчикам?
Дети:
- машинки, телефоны, компьютерные игры.
Учитель:
А какие подарки получают сейчас девочки?
Дети:
- кукол, телефоны, красивые платья.
Учитель:
Много лет назад мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками. А девочкам, также как и сейчас дарили кукол в красивых бальных платьях. Тогда же, почти 150 лет назад жил композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил пьесы, которые собрал в сборник под названием «Детский альбом». И подарил он их своему племяннику Володе Давыдову, чтобы ему было интересно учиться играть на фортепиано. Петр Ильич так написал в письме отцу Володи: «Скажи Бобику (так называли Володю дома), что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову». Эти пьесы – маленькие музыкальные картинки, о жизни детей, которые жили много-много назад. И сейчас дети, которые учатся в музыкальной школе и у нас, в гимназии, играют пьесы из «Детского альбома».
Основная часть
Учитель:
А сейчас закрыли глазки и со звуками музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все, взрослые и дети готовятся к приему гостей, и Володя тоже в ожидании праздника. Мы послушаем первую пьесу, и вы мне скажете, какая музыка по характеру, и что в этот момент может делать Володя.
Слушание пьесы «Сладкая греза».
Учитель:
Какая музыка?
Дети:
- нежная, ласковая, немного печальная.
Учитель:
А что же делает Володя?
Дети
- поет, играет на фортепиано, танцует, мечтает.
Учитель:
Эта пьеса называется «Сладкая греза» (на доске). Греза – это сладкая мечта, сладкий сон. Володя мечтает, что же ему принесут в подарок?
Учитель:
Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе? Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе? Слушание пьесы «Игра в лошадки». Учитель: Какая музыка? Дети: - радостная, игривая, резвая, скачущая. Учитель: Что же подарили Володе? Дети: - лошадку Учитель : Молодцы! Эта пьеса называется «Игра в лошадки» (на доске). Я сел на лошадку свою златогривую, Сел и помчался по дому, по комнатам, Мимо стола, этажерки и тумбочки, Мимо кота, на диване лежащего, Мимо сидящей с вязанием бабушки.
Учитель: Володе подарили большую красивую коробку. А что в ней лежит, мы сейчас узнаем. Мы будем слушать музыку, а вы пальчиками на парте попробуете изобразить, что можно делать под эту музыку. Слушание пьесы « Марш деревянных солдатиков». Учитель: Что же в коробке? Дети:- солдатики. Учитель: А что делали ваши пальчики? Дети: - маршировали. Учитель: Значит, что мы слушали? Дети: - марш. Учитель: А какая была музыка? Дети: - бодрая, задорная, кукольная, игрушечная. Учитель: Молодцы! Пьеса называется «Марш деревянных солдатиков» (на доске).
Показ иллюстрации к пьесе.
Учитель: Какая пьеса П. И. Чайковского вам понравилась больше и почему?
Вокально-хоровая работа.
Учитель: Володя наигрался, устал. Когда вы устаете от игр, ярких впечатлений, что вам хочется делать? Дети: - Отдохнуть, спать. Учитель: А как мама может помочь вам уснуть? Дети: - почитать книжку, рассказать сказку, спеть колыбельную. Учитель: Поднимите руки, кому мама пела колыбельную? Дома сами споете колыбельную своим родителям. А мы сейчас все споем маленькому Володе колыбельную песню. Попевка «У кота-воркота» Учитель: Что это за песенка? Дети: Это колыбельная песенка. Учитель: Володя уснул, а мы его разбудим.
Физкультминутка «Крокодил»
Крокодил живет в пещере, закрывает на ночь двери,
Зажигает 8 свечек, и стрекочет, как кузнечик.
Встали, распеваемся.
Заключительный этап. Обобщение.
Учитель:
У вас на парте лежит кроссворд. Мы сейчас разгадаем его.
Цифра 1 по вертикали – фамилия русского композитора, который подарил цикл пьес «Детский альбом» своему племяннику Володе Давыдову (Чайковский).
Цифра 2 по вертикали – музыкальная загадка. Что это за пьеса? Как она называется?
Слушание фрагмента пьесы «Марш деревянных солдатиков» в исполнении ансамбля «Виват».
А теперь отгадываем слово – музыкальный жанр, слово из названия пьесы (марш).
Цифра 3 по вертикали – жанр песни, которую поют мамы на ночь детям (колыбельная).
Цифра 4 по вертикали – музыкальная загадка – слово из названия этой пьесы.
Слушание фрагмента пьесы «Сладкая греза» в исполнении ансамбля «Виват».
Что же это за слово?
- греза.
Что оно означает?
- мечта.
По горизонтали мы получим профессию человека, который сочиняет музыку (композитор).
Учитель: Молодцы!
5 Домашнее задание:
нарисовать иллюстрацию к пьесе, которая вам больше понравилась.
Встали, поем «до свидания».
Спасибо, урок окончен.
Результативность изучения учебного материала.
Личностно – эмоциональные отношения к музыкальному материалу урока (цикл фортепианных пьес П. Чайковского «Детский альбом»).
Позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей учащихся.
Развитие творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, понимания музыкальных произведений П. И. Чайковского, Г. Гладкова.
Метапредметные результаты
Анализ, сравнение пьес фортепианного цикла П. Чайковского.
Оценка собственных учебных действий.
Умение воспринимать окружающий мир в музыкальных образах.
Предметные результаты.
Развитие художественного вкуса и интереса к различным видам музыкально-творческой деятельности: слушание, вокально-хоровая работа.
Умение размышлять о музыке.
Получить общее понятие о роли музыки в жизни ребенка (Володи Давыдова).
Использование умений и навыков, готовность применять полученные знания во внеурочной и внешкольной деятельности: исполнение пьес в ансамблевом музицировании, исполнение вокально- хоровых произведений. |