ГУО «СШ №3 г.Щучина»
Учитель Герасимчик Светлана Ивановна
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слова
Тип урока: изучения новых знаний
Образовательные цели урока:
Обучающая:
- изучить орфограмму «непроизносимые согласные» , найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста;
Развивающие:
- создать условия
для развития умения анализировать , сравнивать, делать выводы;
расширения словарного запаса учащихся через поиск однокоренных слов;
Воспитательные:
содействовать воспитанию:
- потребности в грамотном письме;
- коллективизма, умения работать в группах ;
- самостоятельности и аккуратности. Оборудование: мультимедийная установка, экран, домик – стихотворение, схемы – опоры, учебник « Русский язык 3» ( II часть), указка с «солнышком», рабочие тетради, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, тест, листы самоконтроля, карточки – настроения.
Ход урока
Ориентационно-мотивационный этап
|
Встаньте прямо, подтянитесь!
Друг на друга посмотрите
И друг другу улыбнитесь.
На меня все посмотрите,
Мне красиво улыбнитесь.
Сейчас вижу: все здоровы,
К языку вы все готовы!
Садятся девочки. Садятся мальчики. Зовут меня Светлана Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь, что помогу разжечь вашу любознательность новыми знаниями и новыми открытиями! Сегодня мы отправимся в научно – исследовательский институт и будем изучать звуки – приведения.
| Работа в зоне актуального развития
| Прежде чем заняться новыми открытиями, вам необходимо получить пропуск в исследовательский институт. Напишем буквенный диктант. Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Объявляется «Конкурс на самую лучшую осанку» между мальчиками и девочками.
- Ребята, как называется эта часть слова?
- Что такое корень?
- С какими орфограммами корня вы знакомы? (безударные гласные, безударные гласные не проверяемые ударением, удвоенные согласные, парные согласные)
1) Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Если гласный звук у вас вызовет сомненье,
Ты немедленно его ставь под ударенье! Я буду называть слова с безударными гласными в корне, а вы записывать соединения этих гласных в первой строке.
Кормушка, снегирь, маслёнка, вязать.
- Обведите соединение букв в овал.
-Сверьтесь с образцом.
- Встаньте, кто сделал правильно.
- Повторите этот узор ещё три раза. 2) как проверить написание безударной гласной в корне , не проверяемой ударением? Словарь
Запишите гласные:
Трамвай, конфета, рябина, метро.
- Обведите соединение букв в овал.
- Сверьтесь с образцом.
- Встаньте, кто сделал правильно.
- Повторите этот узор ещё три раза. 3) Как проверить написание удвоенных согласных в коне слова?
Словарь
Я буду читать предложения. Вам нужно найти слово с этой орфограммой и записать удвоенные согласные.
Мальчики играли в хоккей.
Построили новый бассейн.
Вся аллея утопает в зелени.
- Обведите соединение букв в овал.
- Сверьтесь с образцом.
- Встаньте, кто сделал правильно.
- Повторите этот узор ещё три раза. 4) Как проверить написание парных согласных в корне слова?
- Внимание, прочитайте слова о зиме.
У леса на опу…ке
Жила зима в избу…ке.
Она сне…ки солила
В берёзовой каду…ке.
- Знакома вам эта песенка. Споём.
- Запишите пропущенные орфограммы в 4-й строке.
- Обведите соединение букв в овал.
- Сверьтесь с образцом.
- Встаньте, кто сделал правильно.
- Повторите этот узор ещё три раза. Молодцы! Пропуск получили. Теперь мы в исследовательском институте.
| «Разрыв знаний». Проблемная ситуация.
| Выполним зрительный диктант.
В течение 4 секунд вы должны прочитать предложение и запомнить правописание каждого слова. Затем вы будете писать это предложение по памяти в тетрадь.
1-2-3-глазик посмотри!
У мамы чуткое сердце.
Светит яркое солнце.
. Здравствуйте, ребята!
Идут радостные дети.
- Проверьте 1 предложение,2, 3, 4.
- Встаньте, кто написал правильно.
- В каких словах были ошибки?
- В предложения были слова с новой орфограммой. Найдите их.
- Найдите опасное место в этих словах. ( написание букв л,д,в,т)
- А почему мы можем допустить в этих словах ошибку?
| Постановка целей и задач урока
| - Прочитайте 1 слово.
- произнесите его?
- Какой звук не произносится?
- А буква есть?
- Какой звук не произносится во2 , 3, 4 слове?
- Что общего у этих слов? ( звук не произносится, а буква есть)
- Как назовём звуки [л. д. т, в]? ( непроизносимые)
- Почему? ( звуки не произносим, не слышим, но буквы л,д,т.в, видим и пишем)
- Назовите тему нашего урока.
- Прочитайте тему. Сегодня мы будем изучать самую тяжёлую и и самую хитрую орфограмму. Можем ли звуки [л. д. т, в] назвать приведениями? - В какой части слова находится новая орфограмма?( корне)
- Прочитайте девиз. («зри в корень»)
- Чему будем учиться на уроке?
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
И как писать не ясно нам.
(Будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными, подбирать проверочные слова.)
| Изучение нового материала
| - У нас проблема: как проверить написание слов с непроизносимой согласной?
Подберите однокоренные слова к слову сердце. Поставьте непроизносимый согласный в сильную позицию, т.е. сделайте слышимым.
Появился ли звук д в слове сердце?
- А почему услышали звук д? Какая гласная стала после непроизносимой согласной?
Значит, как проверить непроизносимую согласную?
н, м, л, р, й - Подберите проверочные слова к слову солнце.
Какая буква стоит после л в слове солнечный? В русском языке буквы л, м, н, р,й – сонорные, так как и гласные ставят непроизносимые согласные в сильную позицию. - Подберите проверочное слово к слову здравствуйте. - Подберите проверочное слово к слову радостный? Появилась ли буква т в проверочном слове?
- Как проверить написание непроизносимых согласных в корне слова?
(подобрать родственное слово так, чтобы после непроизносимых согласных стала гласная, сонорный)
С.44. прочитайте правило. – Что нового узнали из правила?
| Закрепление нового материала.
| Станция «Эксперимент»
Работаем у доски ив тетради. Я буду называть слово с непроизносимой согласной, а вам нужно подобрать проверочное слово. Пары слов записывайте столбиком.
1 ученик: местный-место.
Подчеркни непроизносимую согласную в проверяемом слове и эту же согласную в сильной позиции. Обозначь сильную позицию – «+»
2 ученик: капустный – капуста
Подчеркни непроизносимую согласную в проверяемом слове и эту же согласную в сильной позиции в проверочном слове. Обозначь сильную позицию –«+».
3 ученик: звёздный – звезда.
Подчеркни непроизносимую согласную в проверяемом слове и эту же согласную в сильной позиции в проверочном слове. Обозначь сильную позицию –«+».
Умницы!
2. А теперь самое трудное задание со звёздочкой. Упр. 86. Прочитайте условие.
- Какие слова называются антонимами? (с противоположным значением)
Подберите слово антоним к выделенному слову.
Запишем слово – признак комментировано. (Пишу ненастная, потому что проверочное слово ненастный)
(ненастная, поздние, устный, грустная, несчастный)
- Что значит ненастная? (дождливая)
- Что значит устный ответ? (произносимый ответ)
Придумайте предложение со словосочетанием ненастная осень
Стоит ненастная осень. Яростный ветер срывает последние листья с деревьев.
Найдите в моём предложении слово с непроизносимой согласной.
Охотники за приведениями просят вас о помощи. Помогите отыскать непроизносимые согласные в словах. Объединитесь в группы и выполните задания по карточкам.
1 гр.- Отыщите непроизносимые согласные. Запишите проверочные слова.
Свис?нула-
Радос?ный-
2 гр. – От данных слов образуйте слова- признаки с непроизносимыми согласными:
Хруст-
Счастье –
3 гр.- Найдите слова с непроизносимыми согласными. Рядом запишите проверочные слова.
Мороз-
Честный-
Большой-
4 гр.-
Вставьте подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными. Объясните значение пословиц.
----------- матери лучше ------------ греет. ( солнце, сердце).
Фронтальная взаимопроверка.
Оцените работу группы.
| Контроль и оценка знаний
| А сей час ребята, я предлагаю выполнить тести проверить свои знания по теме.
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
1 вариант 2 вариант
Ненас...ный грус…ный
Звёз…ный ус...ный
Счас...ливый поз…ний
Сер...це мес…ный
Здра…ствуй со…нце Сверьтесь с листами самоконтроля.
Встаньте те ученики, кто выполнил задание правильно.
| Подведение итогов.
| -С какой новой орфограммой корня вы познакомились?
- Какие новые слова остались у вас в памяти?
- Есть ли непроизносимая согласная в слове ужасный? Подберите проверочные слова.
- Оказывается в русском языке есть слова «ловушки», в которых непроизносимую согласную писать не надо. С такими словами вы познакомитесь на следующем уроке. Выставление отметок:
- знание орфограмм корня
- умение подбирать проверочные слова
- грамотное написание слов и предложений
-активная работа на уроке
| Домашняя работа
| 1).Упр. 87. С. 44.Списать те предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Правило с.43-44.
2).Составить словарный диктант из 10 слов с пропущенной орфограммой
| Рефлексия.
| Если урок вам понравился, вы научились подбирать проверочные слова, поднимите солнышко?
Если урок вас оставил равнодушным, были сомнения – солнышко с облачком.
Если урок не понравился, у вас ничего не получилось – солнышко за тучкой
| |