1. Школы в Древнем Египте
Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).
?? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (Там готовили чиновников-писцов)
Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет.
?? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Почему?
2. Письменность?? Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать).
Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.
Первыми знаками для письма были рисунки.
?? Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?
(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).
Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.
?? Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
?? Многие слова изображались рисунками.
Задание:предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (ученики чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю).
?? Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?
В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).
?? Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить).
?? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.
?? Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).
А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?
Сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.
Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.
Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.
Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)
Попробуем разгадать друг другую надпись.
Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).
?? Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.
Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.
3. Знания египтян.?? Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету).
?? На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике
Для записи подсчетов египтяне использовали для этого специальные знаки.
Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы.
(Ученики отгадывает и записывают число в тетради)
Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:
1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
2. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).
3. запишите год своего рождения.
?? Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).
Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).
?? Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
?? Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был
локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения –
ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).
Итог урока:Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Домашнее задание: §12, подготовиться к контрольной работе (п.6-12)