Скачать 45.05 Kb.
|
Нестерова Надежда Николаевна Учитель истории МБОУ «СОШ №34 с уиоп» г. Старый Оскол Методическая разработка урока истории в 5классе (Учебник: А.А. Вигасин История древнего мира) Тема: «Письменность, знания древних египтян». Тип урока: комбинированный. Вид работ на уроке: беседа, работы исследовательского типа, практическая работа. Цель урока: Познакомить учащихся с письменностью Древнего Египта. Задачи: учить работать с документами, уметь анализировать полученный материал, уметь использовать на практике полученную информацию. Средства обучения: использование документов, использования средств технического обучения, использование обучающей программы на диске «История Древнего мира. (Загадки сфинкса)». Литература: Легенды и мифы Древнего Египта СПб; журнал «Нева», ИТД «Летний Сад», 1998 г. История Древнего мира. Египет А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек. Искусство Древнего Египта. М., «Искусство» 1970 г Ход урока. Вопросы по домашнему заданию: С какой целью сооружались пирамиды? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения? Зачем в гробницу Тутанхамона поместили его драгоценности? Опишите египетский храм. Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов, фараонов, вельмож? Сегодня, мы продолжаем говорить о древнем Египте, и узнаем, как возникла письменность. Я расскажу вам легенду о возникновении письменности в Египте. Слушая легенду, вы должны быть внимательны в ней будут зашифрованы египетские буквы, которые нам потребуются позже для выполнения задания (Легенда о боге Тот) Египтяне называли своѐ письмо «речь Бога», поскольку верили, что мудрый Бог Тот дал им и речь и письменность, чтобы речь записывать. Вот как они считали, это могло быть» Как научить египтян письму? Даже многомудрый Тот не сразу придумал решение для этой задачи. Но вот Бога осенило; ведь это просто! Есть, например, слово иару – камыш, так пусть изображение камыша обозначает первый звук слова «И», «А» – пускай обозначается рисунком руки, потому, что со звука «А» начинается слово ауи – две руки. «Т» – одна рука. «Н» – поверхность воды, потому, что это первый звук в слове нет – вода и в слове нуи – волны. «С» – деревянный засов для ворот. «К» - корзина для хлеба. «О» – узел. «Е» – метѐлки тростника. «К» – колено «М, С» - обозначали свернутую ткань. «А» – Орѐл. «П.» – комната.5 Иероглифов получилось много, но ведь, не для глупцов Тот придумал письмо. Так египтяне считали, что у них возникла письменность. С тех пор стены египетских храмов и гробниц, древние саркофаги, а иногда и простая посуда были покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу с длинным клювом, и льва. Но это не простые рисунки. Такие значки египтян ещѐ в древности называли иероглифами (священным письмом). Показ египетской стелы на диске «История Древнего мира. (Загадки сфинкса) ». В действительности, где и как возникла египетская письменность неизвестно. Одни ученные считают, что египтяне позаимствовали письменность у шумеров, другие считают, что письменность возникла во времена I династии, что отвергает теорию о заимствовании. Таинственные письмена египтян вдохновляли исследователей найти расшифровку и прочитать надписи. Удалось это сделать французскому ученому Шампольону (показ портрета Шампольона на диске) Работа с учебником «техника расшифровки по Шампольону. Трудно было выучить такое письмо. Человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом. На чѐм же писали в Египте? Писали в Древнем Египте на папирусе. Делали его из тростника. Стебель тростника разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху полоски клали в поперечном направлении. Всю эту кладку прижимали тяжестью, тростниковые волокна выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу, - его называли папирусом. Свиток папируса был самым распространѐнным материалом. Стандартная папирусная «книга» была свитком длиной до 6 метров, склеенная из отдельных листов. Более длинным свитком было неудобно пользоваться. Высота свитка была 20 – 30 см. Писали по внутренней поверхности свитка. Написанный текст можно было смыть влажной губкой. Папирус был не дѐшев, и сначала мальчиков учили писать на чѐм-нибудь другом. Чтобы научиться писать египтяне должны были ходить в школу. Детей в школе учили геометрии, арифметике, ученики решали задачи. Учиться в таких школах было очень трудно. Однако труд писца высоко ценился. Динамическая пауза. Дети давайте встанем и под стихотворение времен Древнего Египта немного разомнемся. Восстань же, о Ра, в святилище своём! ((встаютвстают) Силён Ра, Слабы враги! Высок Ра, Низки враги! Жив Ра, Мертвы враги! Сыт Ра, Голодны враги, Напоён Ра, Жаждут враги! Вознёсся Ра, Пали враги! <...> Есть Ра, Нет тебя, Апоп! (во время чтения учителем стихотворения дети показывают как они сильны, слабы, низки – приседают, высоки – тянутся ручками и т.д.) Работа с учебником. Документ «Поучения писцов ученикам» Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями, И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча, чтобы неслышно было ни звука из уст твоих. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут тебя бить. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осѐл. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь, избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, будучи доставлена с юга. Обучают даже львов и объезжают лошадей, но не тебя. Ты поступаешь по-своему. Как вы думаете, почему труд писца был желанным, для многих? Все ли ученики прилежно учились? Как учителя поддерживали дисциплину в школе? Итог урока Итак, мы познакомились с вами, на чѐм писали в древнем Египте, как возникла письменность, как она была расшифрована. А теперь, представим себя в роли ученных, и тоже попробуем расшифровать древнеегипетские письмена. Разгадав, эти надписи мы узнаем, как звучали имена правителей Египта правивших с конца IV в – нач. II в. до н. э. после завоеваний Александром Македонским. Задание на диске. «История Древнего мира». Домашнее задание параграф 12. |
Краткое содержание проекта Проект предназначен для учащихся 5 классов.... «Искусство древнего Египта». Проект направлен на формирование у учащихся представлений о культуре древнего Египта, ее значения для... | Учебник: 5 класс А. А. Вигасин, Г. И. Годер «История древнего мира» Учебник: 5 класс А. А. Вигасин, Г. И. Годер «История древнего мира» М. Просвещение 2009 г | ||
Конспект урока Индийские касты Ямкова Светлана Николаевна моу «оош... История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение,... | Урок №12. Боги Древнего Египта. Цели урока по линиям развития ученика Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм | ||
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение... | Тема: Воспитание маленького гражданина России ... | ||
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | 1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | ||
Письменность и знания древних египтян Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние... | Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб для 5 кл общеобразоват учреждений / А. А. Вигасин и др | ||
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира:... Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по... | Тема урока «Природа и люди Древней Индии» Тип урока Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | ||
Конспект урока по обществознанию (профильный уровень) Тема: Российская... ... | Конспект урока по технологии в 5 б классе учителя Шевакиной Е. Д.... Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Вигасин А. А., Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира»: учебник для 5-го класса. М., Просвещение, 2008 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Вигасин А. А., Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира»: учебник для 5-го класса. М., Просвещение, 2008 |