Тема урока: «Слово о погибели русской земли»





Скачать 43.06 Kb.
НазваниеТема урока: «Слово о погибели русской земли»
Дата публикации18.10.2013
Размер43.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №71» г.Рязани

Аверина Елена Васильевна
Тема урока: «Слово о погибели русской земли»
Цели по линиям развития личности ученика:

Овладение картиной мира: познакомить учеников с временами нашествия на Древнюю Русь монголов, образования ими государства Золотая Орда.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать эмоционально насыщенный образ Древней Руси периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия, вызвать сочувствие к судьбе родной страны.
Ход урока:


  1. Организационный момент.




  1. Постановка проблемы: почему так мало памятников культуры дошло до нас со времён Древней Руси. Слайд 2.




  • Вспомните, чем отличался внешний вид древнерусского города от села, деревни. (Городские стены, храмы, много домов, плотная застройка).

  • Какие памятники культуры могли остаться от времён Древней Руси? (Книги, украшения, иконы и т.д.).

На слайде появляется запись: «От времён Древней Руси могло остаться много памятников Культуры».

  • Осматривая сегодня Киев, Муром, Рязань и другие древние города, мы не увидим в них ни одного старинного жилого дома, лишь кое-где сохранившиеся храмы и остатки крепостных стен. До нас также почти не дошло ни ремесленных изделий, ни книг, ни дорогих украшений той поры.

На слайде появляется запись: «От времён Древней Руси памятников культуры осталось очень мало».

  • Какое вы заметили противоречие? (Памятников культуры должно было остаться много, а осталось мало).

  • Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времён Древней Руси?»


  1. Актуализация знаний, версии детей.


Предположения учеников оформляются в виде первого столбца таблицы «Исчезновение памятников древней культуры». Слайд 3.


Что мы знаем

Что мы не знаем

  1. До наших времён дошли только каменные постройки.

  2. Деревянные постройки не сохранились (разрушились от времени, сгорели от пожаров).

  3. Виновниками пожаров могли быть сами жители или завоеватели, напавшие на город.

  4. Ни кочевники, ни европейские рыцари не завоевали Русь (тема 7).

  1. Какие беды ослабили древнюю Русь?

  2. Какие враги погубили, завоевали Русское государство?

  3. Куда исчезли памятники древней культуры?




  • Обратите внимание, как называется наш урок – «Слово о погибели Русской земли». Можно ли набеги половцев и события на северо-западе Руси назвать «погибелью»? (Скорее всего, нет, так как завоевания всего государства не было).

  • Что же случилось с Древней Русью? Поищем ответ на реке времени. Какое событие произошло в XIII веке? (Батыево нашествие).

  • Но Русь не справилась с Батыевым нашествием (это видно по тому, как круто изменила река своё направление), хотя до этого успешно справлялась с другими врагами. Возможно, какие-то беды ослабили Русь. Заполним второй столбик таблицы «Знаем – не знаем».




  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).




  1. Новые беды Руси XII – XIII веков.




  • Откройте карту «Русь и соседи в IX – XI веках» (с.30 учебника). Докажите, что Древняя Русь была государством. (Единая территория, закрашенная одним цветом, границы, столица, в которой находилось правительство).

  • Сравните карту «Русь и соседи в IX – XI веках» с картой «Древнерусское государство в XIII веке» (с.43 учебника). В чём разница? (Одна и та же территория с названием Русь на первой карте закрашена одним цветом, а на второй – разными цветами. Это говорит о том, что единое государство распалось на несколько отдельных, в каждом из которых – своя столица, своё правительство, своя армия.)

Чтение фрагмента текста из учебника «И пошёл брат на брата». Слайд 4.

Вывод: распри между князьями привели к разобщению, а затем и к разорению русских земель самими же жителями Руси; раздробленность отразилась на обороноспособности Руси, так как князья не помогали друг другу в отражении внешней опасности.


  1. Чтение фрагмента текста из учебника «Пришла беда горше прежних бед». Слайд 5.

Вывод: войска монгольских ханов разорили и погубили Древнюю Русь.


  1. Золотая Орда. Слайд 6.

  • Посмотрите на карту на с.43. Что обозначают стрелки на карте? (Нападение монголов).

  • Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель? (Государство золотая Орда).

  • Проверьте своё предположение по тексту фрагмента «Новое государство на просторах России».

  • Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду? (Продукты питания, изделия ремесленников, ювелиров, добыча охотников и рыболовов).

Вывод: в XIII – XV веках многие изделия ремесленников и ювелиров, лучшие ткани и др. либо погибли во время набегов, либо были вывезены в Орду в виде дани.


  1. Работа со вторым столбиком таблицы. Слайд 7.

Отвечаем на поставленные вопросы.

  • Какие беды ослабили древнюю Русь?

Войны между князьями ослабили Древнюю Русь.

  • Какие враги погубили, завоевали Русское государство?

Войска монгольских ханов погубили, завоевали Русское государство.

  • Куда исчезли памятники древней культуры?

Памятники древней культуры либо погибли от набегов, либо были вывезены в Золотую Орду.

После того как будут найдены ответы на все вопросы, нужно поменять слова «Мы не знаем» на слова «Мы узнали».


  1. Выражение решения проблемы.




  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времён Древней Руси?)

  • Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что от времён Древней Руси до нас дошло так мало памятников культуры, потому что они были утеряны в результате войн между князьями и монгольского завоевания. Слайд 8.


  1. Применение нового знания.

Дети отвечают на вопросы 1-3 после текста учебника.


  1. Итог урока.

Ученики оценивают свою работу, говорят, кому что показалось трудным и непонятным, а что самым интересным.


  1. Домашнее задание: прочитать тему 8 в учебнике целиком, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconКонспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс»
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «История» по...
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconУрок по окружающему миру "Слово о погибели Русской земли. Монгольское нашествие", 3-й класс
Завоевании монголов, о государстве Золотая Орда, о религии ислам. Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность....
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconЭпиграфы по теме
«Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати»
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconКонспект урока «История азбуки»
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconКонспект урока. Организационная информация
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconСлово о гибели Русской земли
Древней Руси периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия, вызвать сочувствие к судьбе родной страны
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconТематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика...
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconРеферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»
Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconУрока ритмики во 2 классе. Тема: «Богатство русской хореографии»
Элементы: battement tendu, releve; расширить знания детей о богатстве русской хореографии
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconКонспект педагогического мероприятия «Богатыри земли русской»
Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconПлан конспект урока тема занятия: Движение Земли вокруг Солнца. Цель...
Организует работу групп. Объясняет выполнение задания (опыта). Организует проверку
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» iconТема урока: «Вода на Земле»
Цель урока: Начать формирование представлений у учащихся о гидросфере – водной оболочке Земли


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск