Конспект урока «История азбуки»





Скачать 52.31 Kb.
НазваниеКонспект урока «История азбуки»
Дата публикации06.09.2013
Размер52.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Государственное Образовательное учреждение

Прогимназия № 1893

Города Москвы

Конспект урока
«История азбуки»

подготовила

учитель начальных классов

Фоминых Татьяна Алексеевна

г. Москва

2011

Основные цели:

  1. Сформировать представление об истории создания славянской азбуки.

  2. Раскрыть понятия кириллица, глаголица, рукопись, буквица и сформировать представление о создателях славянского алфавита - Кирилле и Мефодие.

  3. Обозначить основные правила, позволяющие сохранить родной язык.

Оборудование:

  1. Надпись: «История Азбуки».

  2. Изображение Смайлика, Кирилла и Мефодия

  3. Слова «буквица», «азбука».

  4. Заготовки для работы в парах- черно-белые контуры буквиц.

  5. Карточки с буквами для индивидуальной работы.

  6. Карточки с правилами работы в парах и группах.

Ход занятия:

Мотивация к учебной деятельности.

-Однажды Смайлик попал в старшую школу в кабинет географии, остановился около карты мира и задумался: «Чем отличаются разные народы, живущие на Земле друг от друга? Что должен ценить и беречь каждый народ?». Вы уже говорили об этом на уроках? (Нет.)

-Значит, сегодня вы будете открывать новое. Смайлик пришел к нам, чтобы помочь в этом разобраться. Расскажите ему, как вы открываете новое

-Начнем с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

−Скажите, что ценит человек в родном языке? (…)

-Что должен делать человек, чтобы сохранить свой язык? (…)

-А что самое главное для любого языка, без чего оно погибнет? (алфавит)

-Значит, для любого языка –нашего или иностранного дерева самым ценным является алфавит. А как зародился наш алфавит? (…)

-Все, что вы назвали, важно.

-Итак, о чем нам предстоит поговорить?

Об истории создания нашей азбуки мы и будем говорить сегодня на уроке.

-А какова тема нашего урока, вы мне скажете после прочтения стихотворения. СЛАЙД

-Как бы вы назвали наш урок? (История азбуки)

-Вы знаете, что эта неделя посвящена великому, красивому и могучему русскому языку. Вот и мы с вами сегодня попробуем проплыть к истокам реки, которая называется Русский язык.

-Не всегда буквы нашего алфавита, азбуки были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

-Вот, например, так выглядела страница самой древней славянской рукописи. СЛАЙД

Проблемное объяснение нового знания.

  • Значит, что вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать, как зародился наш язык.)

-А начиналось все в стародавние времена. История русской письменности началась очень давно, когда в столице Византийской империи (включавшей в свой состав представителей различных народов и религий) появились посланцы от князя –правителя славянского государства. Он обратился к византийскому императору и патриарху-главе церкви (так как священнослужители были самыми просвещенными людьми) прислать в славянское государство просветителей-учителей. Чтобы они могли составить славянскую азбуку и перевести на их родной язык Святое Писание и молитвы.

После долгих раздумий император направил в далекое славянское государство двух братьев- Кирилла и Мефодия. СЛАЙД

-Именно они стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного алфавита. СЛАЙД

-Кирилл и Мефодий создали азбуку, которую назвали кириллицей. СЛАЙД

-А вот так выглядела одна из страниц букваря, написанного кириллицей. СЛАЙД

-Во времена жизни Кирилла и Мефодия книги очень ценились, дороже золота.

-Послушаем рассказ знакомой уже нам летучей мыши Степки о книгах того времени. СЛАЙД-ЗАДАНИЕ (В анимационной форме герой рассказывает ребятам о том, как создавались и оформлялись книги в стародавние времена. А так же дает задание создать свою буквицу.)

Работа в парах

-Итак, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать в парах, как братья Кирилл и Мефодий.

-Вспомните, правила работы в парах.

-Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки.

http://prihodr.ucoz.ru/_ph/15/2/841529255.jpg

Дети работают в парах. После того как буквицы готовы, ребята их вывешивают на доску.

-Шли годы СЛАЙД, буквы изменили свое название, некоторые буквы и вовсе исчезли.

Включение в систему знаний.

-И сейчас перед нами уже другой алфавит, современная азбука. СЛАЙД

Загадки

-А сейчас вас ждут загадки, которые вам приготовила азбука. СЛАЙД (5 загадок)

В презентации приготовлены загадки на каждую букву алфавита. Дети выбирают букву и загадку.

-Как я уже сказала, азбука изменилась. Теперь алфавит мы можем встретить в виде вышивки на ткани, деревянных кубиков, самотканой скатерть, чеканки и так далее. СЛАЙД

Самостоятельная работа

-Вот и мы с вами сейчас будем создавать свою азбуку, азбуку 1 класса. Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку название слова, которого начинается с этой буквы. Можете оформить свою букву как захотите.


фото


(Каждый получает вот такую предварительную заготовку)

-Нашим гостям я тоже предлагаю поработать вместе с нами.

c:\users\таня\pictures\рисунок1.png

-Итак, азбука готова! Вы молодцы!

Рефлексия деятельности на уроке.

  • Пришло время подвести итог. О чем новом и очень важном вы узнали на этом уроке? (...)

  • Какие знания о русском языке и азбуке вы сегодня открыли?

  • Какую информацию вы вспомнили? (….)

  • Что может произойти, если не беречь родной язык? (…)

  • Те, кто разобрался, зачем человеку нужен родной язык и может рассказать об истории создания русской азбуки, прикрепите смайлика на верхней ступеньке «Лесенки успеха». А если эти знания пока вам не понятны, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте Смайлика на ступеньке, ниже. А на сколько ниже, решите сами.

  • Кто хочет объяснить свой выбор?

-Закончить хочется такими словами: «Русский язык – это увлекательный мир! Загляните в этот мир! Вам обязательно понравится!»

-Но это еще не все. Вы сегодня все очень старались. Мне понравилось, как вы работали. Поэтому я приготовила для вас вот такой волшебный ларец, совсем как во времена создания азбуки. Вытаскивайте свой сюрприз с закрытыми глазами.

-Спасибо за занятие!dsc03486

Список использованной литературы


1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:"Просвещение", 2010.

3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – Москва "Просвещение", 2011.

6. Фотографии детских работ из личного архива.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. http://pravinfo.narod.ru/info_r4.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «История азбуки» iconУрок Создание славянской азбуки Цель урока
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства (проектор, компьютер)
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект виртуальной экскурсии
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект урока «История азбуки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомить детей с Кириллом и Мефодием – создателями славянских букв и славянской азбуки
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио...
Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока с применением мультимедийного учебника «История России...
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект урока «История азбуки» iconПлан-конспект урока с применением
Данная рабочая программа курсов «История России» и «Всеобщая история» предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной...
Конспект урока «История азбуки» iconПлан-конспект урока Предмет История России
Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока Тип урока : комбинированный
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва»
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока по кубановедению 5 класс тема урока: Греческие колонии...
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс»
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема урока Способы выражения подлежащего
...
Конспект урока «История азбуки» iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект урока «История азбуки» iconКонспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества...
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск