Скачать 52.31 Kb.
|
Государственное Образовательное учреждение Прогимназия № 1893 Города Москвы Конспект урока «История азбуки» подготовила учитель начальных классов Фоминых Татьяна Алексеевна г. Москва 2011 Основные цели:
Оборудование:
Ход занятия: Мотивация к учебной деятельности. -Однажды Смайлик попал в старшую школу в кабинет географии, остановился около карты мира и задумался: «Чем отличаются разные народы, живущие на Земле друг от друга? Что должен ценить и беречь каждый народ?». Вы уже говорили об этом на уроках? (Нет.) -Значит, сегодня вы будете открывать новое. Смайлик пришел к нам, чтобы помочь в этом разобраться. Расскажите ему, как вы открываете новое -Начнем с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. −Скажите, что ценит человек в родном языке? (…) -Что должен делать человек, чтобы сохранить свой язык? (…) -А что самое главное для любого языка, без чего оно погибнет? (алфавит) -Значит, для любого языка –нашего или иностранного дерева самым ценным является алфавит. А как зародился наш алфавит? (…) -Все, что вы назвали, важно. -Итак, о чем нам предстоит поговорить? Об истории создания нашей азбуки мы и будем говорить сегодня на уроке. -А какова тема нашего урока, вы мне скажете после прочтения стихотворения. СЛАЙД -Как бы вы назвали наш урок? (История азбуки) -Вы знаете, что эта неделя посвящена великому, красивому и могучему русскому языку. Вот и мы с вами сегодня попробуем проплыть к истокам реки, которая называется Русский язык. -Не всегда буквы нашего алфавита, азбуки были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас. -Вот, например, так выглядела страница самой древней славянской рукописи. СЛАЙД Проблемное объяснение нового знания.
-А начиналось все в стародавние времена. История русской письменности началась очень давно, когда в столице Византийской империи (включавшей в свой состав представителей различных народов и религий) появились посланцы от князя –правителя славянского государства. Он обратился к византийскому императору и патриарху-главе церкви (так как священнослужители были самыми просвещенными людьми) прислать в славянское государство просветителей-учителей. Чтобы они могли составить славянскую азбуку и перевести на их родной язык Святое Писание и молитвы. После долгих раздумий император направил в далекое славянское государство двух братьев- Кирилла и Мефодия. СЛАЙД -Именно они стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного алфавита. СЛАЙД -Кирилл и Мефодий создали азбуку, которую назвали кириллицей. СЛАЙД -А вот так выглядела одна из страниц букваря, написанного кириллицей. СЛАЙД -Во времена жизни Кирилла и Мефодия книги очень ценились, дороже золота. -Послушаем рассказ знакомой уже нам летучей мыши Степки о книгах того времени. СЛАЙД-ЗАДАНИЕ (В анимационной форме герой рассказывает ребятам о том, как создавались и оформлялись книги в стародавние времена. А так же дает задание создать свою буквицу.) Работа в парах -Итак, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать в парах, как братья Кирилл и Мефодий. -Вспомните, правила работы в парах. -Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки. Дети работают в парах. После того как буквицы готовы, ребята их вывешивают на доску. -Шли годы СЛАЙД, буквы изменили свое название, некоторые буквы и вовсе исчезли. Включение в систему знаний. -И сейчас перед нами уже другой алфавит, современная азбука. СЛАЙД Загадки -А сейчас вас ждут загадки, которые вам приготовила азбука. СЛАЙД (5 загадок) В презентации приготовлены загадки на каждую букву алфавита. Дети выбирают букву и загадку. -Как я уже сказала, азбука изменилась. Теперь алфавит мы можем встретить в виде вышивки на ткани, деревянных кубиков, самотканой скатерть, чеканки и так далее. СЛАЙД Самостоятельная работа -Вот и мы с вами сейчас будем создавать свою азбуку, азбуку 1 класса. Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку название слова, которого начинается с этой буквы. Можете оформить свою букву как захотите. фото (Каждый получает вот такую предварительную заготовку) -Нашим гостям я тоже предлагаю поработать вместе с нами. -Итак, азбука готова! Вы молодцы! Рефлексия деятельности на уроке.
-Закончить хочется такими словами: «Русский язык – это увлекательный мир! Загляните в этот мир! Вам обязательно понравится!» -Но это еще не все. Вы сегодня все очень старались. Мне понравилось, как вы работали. Поэтому я приготовила для вас вот такой волшебный ларец, совсем как во времена создания азбуки. Вытаскивайте свой сюрприз с закрытыми глазами. -Спасибо за занятие! Список использованной литературы 1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:"Просвещение", 2010. 3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – Москва "Просвещение", 2011. 6. Фотографии детских работ из личного архива. Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1. http://pravinfo.narod.ru/info_r4.htm |
Урок Создание славянской азбуки Цель урока Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства (проектор, компьютер) | Конспект виртуальной экскурсии План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: познакомить детей с Кириллом и Мефодием – создателями славянских букв и славянской азбуки | Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио... Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | ||
Конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России... План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | План-конспект урока с применением Данная рабочая программа курсов «История России» и «Всеобщая история» предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной... | ||
План-конспект урока Предмет История России Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор | Конспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | ||
Конспект урока Тип урока : комбинированный Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | Конспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва» План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Конспект урока по кубановедению 5 класс тема урока: Греческие колонии... А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | Конспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока Способы выражения подлежащего ... | ||
Тема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | Конспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества... Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) |