Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»





Скачать 203.06 Kb.
НазваниеРеферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»
Дата публикации21.12.2014
Размер203.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
МОУ СОШ № 1 г. Городище Пензенской области

Р Е Ф Е Р А Т
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила: ученица 9-Б класса Хоцян Дина.
Учитель литературы: Лимонова Ирина Владимировна

2009 год

2

ПЛАН

1 .Древнерусская литература. 2.Происхождение «Слова...» 3.Историческая эпоха.отраженная в «Слове...»:

а) историческая основа «Слова...»;

б) основной смысл произведения.
4. «Слово о полку Игореве»:

а) композиция, сюжет «Слова...»;

б) жанр и поэтический язык произведения:

в) образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»:

  1. образ родины;

  2. персонажи слова.

5.Значение «Слова о полку Игореве» и его отражение в картинах

художников.

б.Повесть о Мамаевом побоище.

7.Поэтическая повесть «Задонщина» в сравнении со «Словом о

полку Игореве».

8. «Повесть о разорении Рязанской земли Батыем».

9.Вывод

3

Работая над рефератом, я исследовала историю возникновения «Слова о полку Игореве» и других произведений Древней Руси. Я пользовалась литературой писателей, которые работали над проблемой, отраженной в этих произведениях. Эта проблема нравственного характера об объединении русских сил в борьбе с врагами Угатарами, половцами и дрЛ. Проблема того, как важно быть вместе, быть сильнее в этих войнах. Ведь борьба ведется за благополучную жизнь будущих поколений. И находились такие люди,которые могли объединять вокруг себя народ для борьбы с врагами.

Это князь Игорь, князь Всеволод, князь Дмитрий Иванович и др. Они со своими войсками до последней капли крови отвоевывали каждый кусочек Русской земли и с победой возвращались домой, но если и погибали, то сохранили о себе незапятнанные воспоминания. Мне удалось отразить эти моменты в своем реферате. Не удалось написать в своем реферате о жизни авторов этих древнерусских произведений, о тех людях, которые оставили рукописную память об 11-12 веках, так как их имена неизвестны. Я взяла эту тему, потому что мне показалась интересной история создания произведений Древней Руси. Я ставила перед собой цель написать о защитниках русской земли, о тех, кто объединял вокруг себя народ, кто шел в бой не боясь за свою жизнь, а боясь за Русскую землю. Русской землей в те времена называли не только Русскую страну, но и русский народ, русское войско.



Русская художественная литература зародилась в 11-12 веке. Литературные памятники седой старины свидетельствуют о высокой и самобытной культуре Древнерусского государства. Книга пользовалась на Руси любовью и почетом. До нас дошли лишь немногие произведения 11-12 веков. Опустошительные набеги кочевников и частые пожары уничтожали старинные рукописи. Однако и то, что пощадило время, говорит о творческих способностях нашего народа, о талантливости первых русских писателей.

£ Древняя Русь подарила человечеству замечательный и удивительный памятник литературы - поэму «Слово о полку Игореве». Более 8 веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных произведений последовало за ним. В начале 90-х годов 18 века известному любителю и собирателю древних рукописей графу А.И. Мусину -Пушкину привезли из Ярославля рукописный сборник древнерусских произведений. Кроме одного, остальные были известны и раньше. Неизвестное до того времени и было «Слово о полку Игореве». Весть о замечательной находке быстро распространилась и в нашей стране, и за границей. «Слово...» было переписано, и список был отправлен Екатерине 11. Печатное издание «Слова...» вышло в 1800 году. Из-за трудности чтения текста списка, который относится по-видимому, к 16 веку, когда в Новгородской или Псковской области был переписан этот сборник, в печатное издание вкралось много ошибок, а некоторые места так и остались темными и непонятными. Исправить же их в более позднее время стало еше труднее, так как во время пожара Москвы в 1812 году дом Мусина-Пушкина сгорел; сгорела и вся его библиотека, в том числе и найденный в Ярославле сборник. Сохранились первое печатное издание «Слова...» и тот рукописный экземпляр, который был послан Екатерине 11. Ученые стремились и стремятся сейчас объяснить феномен «Слова...», точнее и полнее донести до нас его смысл. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Зм Но «Слово...» не могло появиться на пустом месте. Оно вдохновлено реальными событиями русской старины. Начиная с 11 и до конца 12 века, когда было написано «Слово...», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские

5 междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтом лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Слово...» рассказывает о походе на половцев храброго князя небольшого Новгород - Северского княжества Игоря Святославовича в 1185 году. С небольшими силами Игорь, «не сдержав молодости», как о нем говорит летопись, отправляется в тяжелый и опасный поход на половцев, мечтая дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежащие ей земли. Захватить половцев врасплох, на что рассчитывал Игорь, не удалось. Поражение князя имело несчастные последствия для всей Руси, во-первых, потому, что победа над русскими воодушевила половцев и вызвала их набег на Русь. Злополучный поход Игоря послужил материалом для содержания поэмы, стал её темой.

Основной идеей «Слова...» является, говоря словами Маркса, «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ». Автор «Слова...» ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить народное мнение против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё «Слово...». Она раскрывается в образах героев, в картинках событий и пейзажах, изображенных в «Слове...», она определяет композицию произведения и его язык.

Композиция «Слова...» в одно и то же время стройная и сложная. Стройность её выражается прежде всего в плане поэмы. Все «Слово...» делится на три части \основные \:

  1. поход Игоря;

  2. вещий сон Святослава и его «золотое слово;

  3. возвращение Игоря из плена.

Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. Прославляя воинские подвиги русских князей, Боян мысленно уносился под облака. В первой части^Слова...» изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Стойко сражаются русские воины. Но напрасны богатырские усилия русских воинов: под натиском половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей уводят в плен. Вторая часть «Слова...» переносит читателя в Киев. Мы

6

видим киевского князя Святослава, богатого опытом полководца и государственного деятеля. Он сетует на своих братьев - Игоря и Всеволода. Великое горе принес родине их необдуманный поход. К «золотому слову» Святослава - к его размышлениям о судьбе Руси - присоединяет свой голос автор поэмы. Обращаясь к удельным князьям, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославовича». Перед третьей частью, повествующей о возвращении Игоря из плена, следует «Плач» Ярославны. Ефросинья Ярославна горестно оплакивает мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю. Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена. Об этом рассказывает третья часть поэмы. Вся поэма глубоко песенна. В нежных, задушевных тонах передаются причитания жен о мужьях, ушедших в поход, и особенно плач Ярославны.

Чтение «Слова...» не простое занятие. Автор не придерживается в повествовании строгой последовательности событий, не подводит читателей к ним постепенно. Мы как бы сталкиваемся с ними, попадая сразу в самую гущу событий. Автор писал «Слово...» для своих современников, хорошо знавших обстоятельства похода Игоря, это позволило построить произведение фрагментарно, оттеняя главные эпизоды. Автор стремится создать у слушателей нужное ему настроение. Яркое, необычное начало повествования описание затмения настраивает читателей на тревожный лад:

Солнце тьмою путь заступало, ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила... Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. Затем автор говорит о выступлении Игоря против половцев и подбором слов, всем описанием старается передать предчувствие неудачи, ожидающей русских \вой волков, возбуждающий ужас, клёкот орлов, созывающий зверей на трупы, лай лисиц, звериный свист, скрип половецких телег, напоминающий крик распуганных лебедей \. Описывая битву, автор старается передать гром мечей, треск копий, клики половцев, стон земли.

7 Поэтичны и красивы эпитеты «Слова...». Князья сравниваются с «четырьмя солнцами», в бою «трепещут синие молнии» сабель, грозит «дождь стрелами». Сама битва дается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы. При помощи этих картин проводится идея защиты мирного труда. Игру Бояна на гуслях автор сравнивает с соколиной охотой. В народном творчестве сокол чаще всего - символ героя. С кукушкой - символ тоски - сравнивается Ярославна, тоскующая о муже. Автор «Слова...», показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.

В развитии событий, составляющих сюжет поэмы, деятельную роль играет природа. Природа русской земли - олицетворение добра. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к Родине.

К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова...». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его родную страну. Свой призыв к единению, чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово...» посвящено всей Русской земле в целом. Но Русская земля для автора «Слова...» не только русская природа и русские города, это прежде всего русский народ .Героем произведения является не какой-нибудь из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Повествуя о походе Игоря, автор «Слова...» не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю родную»; его воины - это «русичи». Поражение Игоря принесло горе всему его народу. Жены воинов оплакивают своих мужей, погибших в битве за Русь. Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению

8

радуются жители городов и сел. Автору «Слова...» дорог мирный труд русских пахарей, а он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствие народ.

При чтении поэмы перед нами встает величественный образ Руси. Для автора «Слова...» Русь - это не только «земля» в прямом смысле слова, её природа и города, это, в первую очередь народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей Родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к её врагам, он призывает русский народ на её защиту.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!

Не ваши ли воины

золочеными шлемами по крови плавали?

Не ваша ли храбрая дружина

рыкает, как туры,

раненые саблями калеными

на поле незнаемом?

Вступите же, господа, в золотые стремена

за обиду сего времени,

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославовича. Образ Русской земли - существенная часть «Слова...» как и призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, и патриотический призыв.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно странное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова...» способствуют выявлению основной мысли - объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей -Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедшие на

9

объединившихся половцев «за славой», но открывшим ворота врагам на Русь.

Темно было в третий день:

два солнца померкли,

оба багряные столба погасли,

и с ними два молодых месяца -

Олег и Святослав

тьмою заволоклись

и в море погрузились,

и великую смелость возбудили в хиновах.

На реке Каяле тьма свет полкрыла -

по Русской земле простерлись половцы,

точно выводок гепардов». Русская земля в «Слове...» живет как бы отдельной жизнью, как отдельный герой, но в то же время очень сильно связана с тем, что происходит. На каждое действие князей и половцев она реагирует по своему, стараясь или помешать, или, наоборот, помочь в чем-то.

Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории своей Родины. Автор раскрывает главным образом их отношение к насущным интересам отечества. Игорь Новгород -Северский показан любящим Родину, смелым, неустрашимым военачальником. Со своими дружинниками он связан крепкой боевой дружбой. В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство: лишь «третьего дни к полудню под напором многочисленных вражеских полчищ «падоша стязи \знамена \ Игоревы». В изображении автора «Слова...» Игорь благородный человек. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить в беде брата Всеволода; выручая его, он сам попадает в плен.

Привлекает читателей и отважный Всеволод. Рисуя этого храброго витязя на поле брани, поэт применяет прием гиперболы. Всеволод сражается как настоящий былинный богатырь. В пылу битвы брат Игоря забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дорожит он и своей жизнью.

Восхищение подвигами Игоря и Всеволода не мешает автору «Слова...» осудить их за вину перед Родиной. Горьким упреком князьям-братьям звучат строки поэмы, рассказывающие о разгроме

10 Игорева войска и последствиях неудачи Новгород -Северского князя. Читателю становится ясно, что поход Игоря был вызван не только стремлением защитить Русскую землю от половцев, но и жаждой личной славы. Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани воинов, попавших в беду. В плену Игорь томится. Все это позволяет автору славить князя и привлечь сочувствие к сознавшему свою вину Игорю. Ведь бесстрашный Игорь нужен отечеству. Он тяжело переживает свою ошибку. Родина прощает Игорю его временное заблуждение.

Безупречный положительный герой «Слова...» князь Святослав. Автор называет его великим, грозным, рисует его человеком глубокого ума. В «золотом слове» Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.

Обаятелен образ нежной и верной жены Игоря - Ярославны. Её переживания раскрываются в монологе-плаче. Во время плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание стихийных сил природы, и мольба о помощи, и тоска о милом сердцу человеке. Но глубине чувства, по мелодичности и задушевности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны. Нежная, любящая Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы. Жена Игоря способна думать не только о своем личном горе. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается о его храбрых воинах - стойких защитниках родины. Вот как передает это советский поэт Н. Заболоцкий давший прекрасный вольный перевод «Слова...» на современный русский язык:

Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

11

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный.

Горем переполнило колчан? Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове...», и это очень важно и ценно.

Большая роль отводится в поэме собирательному образу дружины. В нем воплощена неколебимая верность родине, свойственная русским людям. Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточенный бой, когда «кровавого вина не доста», т.е. некому стало проливать кровь. Автор укоряет Игоря за то, что он погубил богатство и оставил «русское золото» на дне Каялы, реки половецкой. Этим иносказательным выражением поэт дает понять, что погибшие сыны русские, смелые, самоотверженные воины -самое ценное достояние родины. Не случайно в конце поэмы воздаётся слово безымянным героям -дружинникам Игоря и Всеволода.

JT7 «Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художественное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от врагов, призыв к защите мирного труда, в нем выразилась горячая любовь автора к страдающей русской земле. Образ родины в «Слове...» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной истории, о её настоящем и будущем. «Слово...» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной великой опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода, оно дает и оценку. Задачей «Слова...» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единении родной земли. В патриотическом настрое «Слова...» кроется секрет его долголетия и переходящей ценности. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным. «Слово...» ценно как правдивая картина жизни феодальной Руси 11-12 веков. Внутрикняжеские отношения, положение народа даны в поэме с исторической точностью. Выразительны и исторически точны портретные характеристики многих древнерусских князей.



Серов изобразил на своей картине удалое русское войско,
которое настороженно смотрит в сторону врага. Действие
происходит утром, после бессонной ночи, но воины бодрые,
смелые и всегда готовы вступиться за свой народ, свою Родину.
Все они сплотились для борьбы с врагом и в бою не бросают друг
f друга. Удалой князь на коне призывает воинов идти вперед и

направляет свой острый меч на противника. Все воины настроены на то, что будут биться до последней капли крови, до последнего вздоха за свою Русскую землю. В том, что все войско едино и заключается смысл картины. Серов хотел показать именно это,и ему удалось.

На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» на сюжет «Слова о полку Игореве» показаны убитые русские воины, над которыми кружатся ястребы. Картина проникнута печальными мотивами поражения.







12 Оптимистический конец «Слова...» - это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро, как основы мира. Именно поэтому «Слово...» привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени. «Слово о полку Игореве» оказало большое влияние на русскую литературу. Выдающиеся поэты Жуковский В.А., Деларю М.Д., Вельтман А.Ф.. Минаев Д., Мей Л., Гербель Н., МайковА.Н., Заболоцкий Н., Новиков И., Шторм Г., Семеновский Д.Н. переводили и переводят «Слово...» на современный русский язык. Вскоре после опубликования «Слова...» было переведено на разные языки. «Читая поэму, - говорил знаменитый польский поэт А. Мицкевич, -каждый славянин испытывает её очарование. Многие из выражений и образов «Слова о полку Игореве» постоянно встречаются у позднейших поэтов русских, польских, чешских. Пока не изменится натура славянина, эту поэму будут всегда считать национальным произведением, она сохранит даже характер современности». «Слово о полку Игореве» вдохновляло композиторов и художников. На сюжет «Слова...» композитор А.П. Бородин написал оперу «Князь Игорь»; у художников В. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха, В. Фаворского есть картины, навеянные «Словом о полку Игореве».

Не только «Слово...», но и другие произведения Древней Руси имеют огромное художественное и идейное значение в русской литературе. Нашествие татар на Русскую землю нашло себе отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житейского характера. Одним из таких произведений является повесть о Мамаевом побоище. В 1380 году произошла Куликовская битва, нанесшая сокрушительный удар татарам войсками русских князей, под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Исход битвы был очень крупным политическим событием в истории Руси. С одной стороны, победа русских на Куликовом поле явилась предвестием окончательного освобождения Руси от татарского ига, с другой - она возвысила и укрепила власть московского князя, главного организатора победы. В этой повести уже выдвигается на первый план московский князь Дмитрий Иванович, который, в союзе с двоюродным братом князем

13

Владимиром Андреевичем Серпуховским и с двумя Ольгердовичами, Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, одержал победу над татарами.

Повесть рассказывает о том, что на Русь пришел нечестивый царь Мамай при поддержке изменника - рязанского князя Олега Ивановича и литовского князя Ягайла. Дмитрий Иванович, стоящий во главе коалиции, выступившей против татар, как благочестивый человек, перед отправлением в поход молится Богу и просит благословения у епископа Герасима. Мамай затем терпит поражение от хана Тохтамыша и убегает в Каффу, нынешнюю Феодосию, где и погибает. Дмитрий Иванович возвращается победителем, с добычей. Узнав о насилиях Олега Рязанского, он посылает против него войско.

Ближайшей хронологической после летописной повести литературной обработки сюжета о Мамаевом побоище нужно считать поэтическую повесть, известную под названием «Задонщина». Её возникновение следует относить к концу 14 века -началу 15 века. Автором ей был рязанский священник Софония. На стиль «Задонщины» повлияла поэма «Слово о полку Игореве». В той же манере, как и в «Слове...» поминается вещий Боян. Автор «Слова...» предпочел бы, чтобы поход Игоря воспел Боян и сравнивает его с соловьем. Автор «Задонщины» так же обращается к соловью. Как участников похода Игорева, так и участников похода Дмитрия Ивановича сопровождают зловещие знамения природы: «.. .встают сильные ветры с моря, пригоняют они тучу великую на Русскую землю. Из тучи выступили кровавые зори, а в них трепещут синие молнии...». Зловещий крик птиц и зверей, о котором сказано в «Слове...», звучит и в «Задонщине». По сравнению со «Словом...» в «Задонщине» события развиваются в обратном порядке: в «Слове...» - сначала победа русских, потом их поражение, в «Задонщине» наоборот: русские войска сначала терпят поражение, а потом, оправившись, наносят татарам сокрушительный удар. Параллельно тем местам в «Слове о полку Игореве», где речь идет о плаче русских жен и затем о плаче Ярославны, в «Задонщине» передается плач воеводиных жен, из которых одна обращается с просьбой к Дону «при^лелеять» её господина, как о том же просит Ярославна, обращаясь к Днепру. «Задонщина» заканчивается рассказом о том, что Дмитрий

14 Иванович на поле Куликовом, вместе с братом своим Владимиром Андреевичем и со своими воеводами становится на костях павших русских воинов и произносит им похвальное слово. Будучи в основном подражанием «Слову о полку Игореве», «Задонщина» не лишена самостоятельных поэтических достоинств; в ней имеются яркие художественные образы. Все же есть в «Задонщине» и отличия. При всей своей зависимости от «Слова.. » «Задонщина» все же не следует за «Словом « там, где в нем выступают элементы язычества. Ни разу в ней не упоминаются языческие божества. Зато в соответствии с той ролью, какую стала играть в ту пору церковь, в «Задонщине» очень заметно проступает церковно-религиозная струя. Несколько раз Дмитрий Иванович о борьбе с татарами говорит не только как о борьбе за «землю Русскую», но и как о борьбе «за веру христианскую» и даже «за святые церкви». Перед битвой он молится Богу и Богородице. От «Слова...» «Задонщина « значительно отличается и в идеологическом отношении. Понятие Русской земли в ней уже готово ассоциироваться с понятием Московского княжества во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем, объединяющим вокруг себя русских князей для борьбы с татарами.

Русском народу, принявшему на себя бремя татарского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. «России определено было высокое предназначение, - писал Пушкин, - её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». Первое столкновение русских с татарами произошло в 1223 году, на юге, на реке Калке, когда русские, соединившиеся с половцами, были разбиты татарским войском. В связи с этим поражением, в промежуток между 1223 и 1237гг, возникла в пределах Киева повесть, перенесенная затем на север и вошедшая в начале 14 века в состав общерусского летописного свода. Судя по этой повести, татары при появлении их на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие их оказалось неожиданным, и о них говорили как о неведомом народе.

15

Появление татар на Русской земле рассматривалось как предвестие конца мира. Автор рассказывает о том зле, какое татары причинили Русской земле и иным землям, и о гибели целого ряда князей.

$) В связи с опустошением Батыем в 1237 году Рязанской земли создана была «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она известна в текстах только начиная с 16 века. Рассказывает эта повесть о том, что в 1237 году пришел на Русскую землю хан Батый и встал со своими войсками на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к князю Юрию Ингоревичу Рязанскому своих послов, прося десятины в князьях, в людях, в конях и во всем. Услышав это, князь Юрий Ингоревич посылает в город Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу, прося помощи. Но Георгий Всеволодович не прислал свои войска, желая самостоятельно вступить в единоборство с Батыем. Тогда Князь Рязанский послал за своими братьями - Давидом и Глебом и за другими князьями. Начали они совещаться, как утолить Батыя дарами. И послал князь Юрий Ингоревич своего сына князя Федора Юрьевича Рязанского к хану Батыю с разными дарами и моленьями, чтобы он не воевал с Рязанской землей. Батый, приняв дары, лживо обещал не воевать, но за это стал просить у русских князей взамен их сестер, жен и дочерей. Князья же в ответ сказали, что не прилично христианам отдавать нечестивому царю своих жен. Татарский царь, сильно рассвирепев, велел убить князя Федора Юрьевича и других нарочитых князей и воинов. Один из воинов все же уцелел и скрылся, и увидев мертвое тело своего князя горько заплакал и поспешил к жене князя Евпраксии, чтобы известить ее о смерти мужа. От горя княгиня бросается с превысокого храма с сыном на руках. Долгое время плакала вся Рязань. Едва отойдя от великого плача и рыдания, князь Юрий Ингоревич стал собирать свое войско для преследования Батыя. Помолившись Богу, простившись с матерью, Юрий Ингоревич отправляется в поход против хана Батыя. Он встретил его близ Рязанской земли и напал на него. Пали многие батыевы полки. Силы Батыя были так велики, что русские бились «один с тыщей, а два - с темою». Когда князь увидел убийство своего брата Давида Ингоревича, то вскричал: «О братие моя милая! Князь Давид, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы сея чаши не пьем!» Долго и мужественно бились рязанские воины. Но все же одолели их

16

сильные татарские полки. Затем автор продолжает рассказ о дальнейших столкновениях русских войск с Батыем. Перечисление этих столкновений заканчивается сообщением о взятии города Рязани. Хан Батый со своими войсками разрушил почти весь город. Вслед за этим идет красочный эпизод повести, в котором выступает богатырь Евпатий Коловрат, мститель за обиды и поругания, нанесенные Батыем Рязанской земле. Услышав о разорении Рязанских земель, Евпатий Коловрат вышел из Чернигова с малой дружиной и вскоре прибыл в Рязань. Он увидел опустошенную землю, сожженные церкви, разоренные города, убитых людей. Собрав малую дружину погнался вслед за Батыем, и нагнав его в Суздальской земле, начал беспощадно бить. Храбро и мужественно дрался Евпатий Коловрат, что даже сам Батый дивился его силе. Но все же убит был могучий и смелый богатырь. Когда его тело принесли хану Батыю, тот сказал, что если бы у него служил такой воин он держал бы его «против сердца своего». Враг оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его храбростью и мужеством. В порыве великодушия Батый отдает тело Евпатия уцелевшей, окончательно изнемогшей его дружине и отпускает её, не причинив ей никакого вреда. В заключительно эпизоде повести рассказывается о том, что князь Ингварь Ингоревич, у которого был Евпатий в Чернигове, последним приходит в Рязанскую землю и видит ее обездоленной. В повести перечисляются убитые князья - защитники Рязанской земли. Далее следует похвала рязанским князьям.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - это памятник нашей ранней повествовательной литературы воинского жанра. Ей отводится едва ли не второе место после «Слова о полку Игореве».

Все произведения древнерусской литературы содержат призыв к объединению и защите Русской земли. Под Русской землей подразумевается русский народ, русская природа, русские города. А кто же являются защитниками Русской земли? Это те отважные воины и князья, о которых говорится в поэме «Слово о полку Игореве», повести «Задонщина», в «Повести о разорении Рязани Батыем», и многих других произведениях Древней Руси.

17

ЛИТЕРАТУРА

1 .Хрестоматия по древнерусской литературе 11-17 веков

Н. Гудзий Издательство Учпедгиз, Москва 1947 год

2. История древнерусской литературы.

Н.В .Водовозов Издательство «Просвещение», Москва 1966год.

3.Русская литература
f^ СМ. Флоринский

Издательство «Просвещение», Москва 1968 год.

4.Русская литература

Н.И. Громова Издательство «Просвещение», Москва 1974 год.

5.»Слово о полку Игореве»

Д. Лихачев Издательство «Художественная литература», Москва 1985 год.

л>

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconРеферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconТемы контрольных работ по древнерусской литературе Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
Житийная литература XI-XII веков. Оригинальные русские жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»)
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconРеферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве»
А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconТворческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве»
«Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconПояснительная записка к методической разработке уроков по литературе...
«Слово о полку Игореве» для учащихся 9 класса по программе под редакцией В. Я. Коровиной
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» icon«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс)
И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений памятник древнерусской...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconТема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве»
Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconКлассный час на тему Урок чистоты
Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconТемы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе...
Традиции мировой и русской драматургии в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» («Недоросль Д. Фонвизина, «Гамлет» У. Шекспира, «Мизантроп»...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconУрока сроки изучения Содержание материала (тема урока)
«Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconВосприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
«Слово о полку Игореве»: Вся природа в «Слове» наделяется человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает...
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» icon«Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский...
Вступление с. 3-4
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconУчебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» iconУрока Тема урока и содержание
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск