№ урока
| Тема урока и содержание
| Применение И КТ
| Дата
|
1
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека..
|
| 01.09
|
2
| Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
| Древнерусская летопись в переложении С.М. Соловьёва.
| 02.09
|
3
| Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…»
|
| 04.09
|
4
| Из русской литературы 18 века
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
|
| 08.09
|
5
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения.
| Сообщение о писателе.
| 09.09
|
6
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
|
| 11.09
|
7
| Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
| Сообщение о писателе.
| 15.09
|
8
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
| 16.09
|
9
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
| Сообщение о писателе.
| 18.09
|
10
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
| 22.09
|
11
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
| Сообщение о писателе.
| 23.09
|
12
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
| 25.09
|
13
| Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
|
| 29.09
|
14
| Из русской литературы 19 века
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
| 30.09
|
15
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
|
| 02.10
|
16
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
|
| 06.10
|
17
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| Сообщение о писателе.
| 07.10
|
18
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
|
| 09.10
|
19
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
|
| 13.10
|
20
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
|
| 14.10
|
21
| Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
|
| 16.10
|
22
| И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
|
| 20.10
|
23
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
| 21.1016
|
24
| Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
|
| 23.10
|
25
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.
| Звукозапись.
| 27.10
|
26
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу стихотворения.
|
| 28.10
|
27
| А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
|
| 30.10
|
II четверть
|
28
| Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
| 10.11
|
29
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
|
| 13.11
|
30
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
|
| 17.11
|
31
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
| Звукозапись.
| 18.11
|
32
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
|
| 20.11
|
33
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
| 24.11
|
34
| Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.
Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин».
|
| 25.11
|
35
| Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
|
| 27.11
|
36
| А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
|
| 01.12
|
37
| М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно…»
| Звукозапись.
| 02.12
|
38
| Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
|
| 04.12
|
39
| Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
|
| 08.12
|
40
| Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.
|
| 09.12
|
41
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
|
| 11.12
|
42
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч».
|
| 15.12
|
43
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
|
| 16.12
|
44
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
|
| 18.12
|
45
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
|
| 22.12
|
46
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Контрольная работа по лирике
М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».
|
| 23.12
|
III четверть
|
47
| Подготовка к сочинению.
|
| 12.01
|
48
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
|
| 13.01
|
49
| Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.
|
| 15.01
|
50
| Образ города в поэме «Мёртвые души».
|
| 19.01
|
51
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
|
| 20.01
|
52
| «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках Белинского.
Подготовка к сочинению.
|
| 22.01
|
53
| Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
|
| 26.01
|
54
| Анализ сочинения.
|
| 27.01
|
55
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в рус. литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
| Сообщение о писателе.
| 29.01
|
56
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
|
| 02.02
|
57
| Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев в произведениях А.П.Чехова».
|
| 03.02
|
58
| Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.
|
| 05.02
|
59
| Из русской литературы 20 века
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
|
| 09.02
|
60
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| Сообщение о писателе.
| 10.02
|
61
| Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.
|
| 12.02
|
62
| М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.
| Сообщение о писателе.
| 16.02
|
63
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
|
| 17.02
|
64
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
|
| 19.02
|
65
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
|
| 24.02
|
66
| Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
|
| 26.02
|
67
| А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
| Сообщение о писателе.
| 02.03
|
68
| Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи.
|
| 03.03
|
69
| Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков.
|
| 05.03
|
70
| Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей.
| Звукозапись.
| 09.03
|
71
| А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире».
| Сообщение о писателе.
| 10.03
|
72
| А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
|
| 12.03
|
73
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»
| Звукозапись.
| 16.03
|
74
| Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина.
|
| 17.03
|
75
| В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
| Сообщение о писателе.
| 19.03
|
IV четверть
|
76
| М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой.
| Звукозапись.
| 30.03
|
77
| Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
|
| 31.03
|
78
| Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.
|
| 02.04
|
79
| А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.
| Звукозапись.
| 06.04
|
80
| Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
|
| 07.04
|
81
| Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака.
| Сообщение о писателе.
| 09.04
|
82
| А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».
|
| 13.04
|
83
| А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки). Мечта о преображении родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.
|
| 14.04
|
84
| Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв.
| Звукозапись.
| 16.04
|
85
| Зачётное занятие по русской литературе 20 века.
|
| 20.04
|
86
| Из зарубежной литературы .
Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
|
| 21.04
|
87
| Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
| Сообщение о писателе.
| 23.04
|
88
| У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
|
| 27.04
|
89
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
| 28.04
|
90
| И.-В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
|
| 30.04
|
91
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
| 04.05
|
92
| Резервные уроки
|
| 05.05
|
93
| Резервные уроки
|
| 07.05
|
94
| Резервные уроки
|
| 11.05
|
95
| Резервные уроки
|
| 12.05
|
96
| Резервные уроки
|
| 14.05
|
97
| Резервные уроки
|
| 18.05
|
98
| Резервные уроки
|
| 19.05
|
99
|
Рекомендации к летним каникулам.
|
| 21.05
|