№ урока, 68 часов
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Тема урока. Основное содержание
| Дата проведения
|
|
| I четверть (18 часов)
|
|
1.
| Беседа Тестирование
| Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
2.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Мифы Древней Греции. Скотный двор царя Авгия.
|
|
3.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид
|
|
4.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Легенда об Арионе.
|
|
5.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| Гомер. «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
|
|
6.
| Рассказ учителя. Беседа
| Мифы древних славян
|
|
7.
| Рассказ учителя. Беседа
| Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.
|
|
8.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Пословицы и поговорки.
|
|
9.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Знакомство с Библией.
|
|
10.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Древнерусская литература. «Сказание о Кожемяке». «Сказание о Белгородском киселе»
|
|
11.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».
|
|
12.
| Обучение чтению.Беседа.
| А.С.Пушкин. «Дубровский» Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
|
|
13.
| Беседа. Практикум.
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
|
|
14.
| Обучение устному рассказу. Беседа.
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
|
|
15.
| Урок развития речи.
| Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
|
|
16.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.
|
|
17.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.
|
|
18.
| Беседа. Практикум.
| М.Ю.Лермонтов. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
|
|
|
| II четверть (14 часов)
|
|
19.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством».
|
|
20.
| Беседа. Практикум.
| Картины народной жизни в повести «Ночь перед рождеством»
|
|
21.
| Беседа. Практикум.
| Приключения кузнеца в поисках черевичек.
|
|
22.
| Беседа. Практикум.
| Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед рождеством»
|
|
23
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.В.Гоголя.
|
|
24.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
|
|
25.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.С.Лесков. Слово о писателе. . «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
|
|
26.
| Беседа. Практикум.
| «Ужасный секрет» тульских мастеров.
|
|
27.
| Беседа. Практикум.
| Судьба левши.
|
|
28.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова.
|
|
29.
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
|
|
30.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…» Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
|
|
31.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» И.С.Никитин. Стихотворения. А.Н.Майков . Стихотворения. А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы»
|
|
32.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
|
|
|
| III четверть (20 часов)
|
|
33.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире».
|
|
34.
| Беседа. Практикум.
| Талант мастера и человека в рассказе «В прекрасном и яростном мире».
|
|
35.
| Беседа. Практикум.
| Внеклассное чтение. А.П.Платонов. Сила любви в рассказе «Корова».
|
|
36.
| Беседа. Практикум.
| М.М.Зощенко. «Галоша».
|
|
37.
| Беседа. Практикум.
| М.М.Зощенко. «Встреча».
|
|
38.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
|
|
39.
| Беседа. Практикум.
| Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
|
|
40.
| Урок развития речи.
| Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.
|
|
41.
| Урок контроля.
| Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
|
42.
| Беседа. Практикум.
| Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный»
|
|
43.
| Беседа. Практикум.
| Ю.М.Нагибин. Настоящая и мнимая дружба в рассказе «Мой первый друг, мой друг бесценный»
|
|
44.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству А.П.Платонова,М.М. Пришвина, М.М.Зощенко, Ю.М.Нагибина.
|
|
45.
| Урок развития речи.
| Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
|
|
46.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
|
|
47.
| Беседа. Практикум.
| Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
|
48.
| Урок развития речи.
| В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
|
49.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
|
|
50.
| Беседа. Практикум.
| Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
|
|
51.
| Беседа. Практикум.
| Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
|
|
52.
| Урок развития речи.
| Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».
|
|
|
| IV четверть (16 часов)
|
|
53.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
|
|
54.
| Беседа. Практикум.
| Ф.Искандер. Юмор и его роль в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».
|
|
55.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Ф.Искандера
|
|
56.
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.А.Блок. Стихотворения. А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.
|
|
57.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
|
|
58.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству А.А.Блока, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова.
|
|
59.
| Беседа. Практикум.
| М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека.
|
|
60.
| Беседа. Практикум.
| М.Твен. Их поведение в критических ситуациах. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
|
|
61.
| Беседа. Практикум.
| Д.Лондон «»Любовь к жизни»
|
|
62.
| Беседа. Практикум.
| Э.Сетон-Томпсон «Снап»
|
|
63.
| Беседа. Практикум.
| Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга»
|
|
64.
| Беседа. Практикум.
| Рей Брэдбери . «Каникулы»
|
|
65.
| Беседа. Практикум.
| Рей Брэдбери . «Зеленое утро»
|
|
66.
| Урок контроля.
| Контрольная работа или тестирование по творчеству зарубежных писателей.
|
|
67.
| Урок контроля.
| Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
68.
| Уроки развития речи.
| Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.
|
|