Скачать 54.64 Kb.
|
Конспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация». Учитель Кузнецова А.С. Цель урока: сформировать понятие о солях и их классификации и закрепить умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности. Задачи урока
1. Познакомить с понятием солей. 2. Рассмотреть состав и название солей. 3. Продолжить обучение школьников определению валентности элементов в сложных соединениях. 4. Научить составлять формулы солей. II. Воспитательные. Формирование всесторонне развитой личности; показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы III. Развивающие. Умение анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы. Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы. Итак, первый вопрос: Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них. (предполагаемый ответ – Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка). Названия классов соединений повешены на доске: Оксиды Основания Кислоты Распределите перечисленные вещества по группам (учащиеся вытягивают карточку с названием вещества, определяют класс соединения и дают характеристику): Al2O3, FeO, CaO, Cr2O3, SO3, WO3, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, HCl, HNO3, H2CO3, HF, H2SO4, H2S. Молодцы, все активно работающие учащиеся получат отметки. А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока, записываем в тетрадях тему: «Соли и их классификация» Название соли вам должно быть знакомо, где вы встречались с солями и какие соли вам известны? (предполагаемый ответ: при приготовлении пищи – пищевая соль, в воде – морская) Да, действительно соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов. В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция. Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения. Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %. Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна. Вот какие удивительные и полезные вещества соли! Посмотрите на образцы солей и подумайте чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску) Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав. Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют! Все перечисленные ниже вещества соли. Что общего в этих соединениях и чем они отличаются: Na2SO4 K3PO4 BaCl2 K2S Cu(NO3)2 CaSiO3 Все они состоят из металла и кислотного остатка. Давайте запишем определение солей. Cоли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка Общая формула солей - MexAy, где Ме- метал А – кислотный остаток x, y – число атомов А теперь давайте попробуем выбрать из перечня вещества только формулы солей: Na2S LiCl K3PO4 Mg(OН)2 Fe(OH)2 NH3 K2SO4 Ca(NO3)2 Na2O Правильно, Na2S, LiCl, K3PO4, K2SO4, Ca(NO3)2 – это все формулы солей. Как мы можем различить растворы кислоты и основания, оба прозрачные жидкости? Только с помощью специального индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий. А какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? В зависимости от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли: синяя, красная или может вообще не изменять окраску. (опыт) Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2, а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем (опыт). А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью следующей схемы:
Пользуясь таблицей на странице 123, составим названия следующих солей: KNO3 - нитрат калия BaSO4 – сульфат бария AlCl3 – хлорид алюминия Теперь сделаем обратное задание по названию соли составим ее формулу: нитрат магния Для этого необходимо: 1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность 2. Найти наименьшее общее кратное 3. Разделить полученное число на валентность каждого элемента 2 II I Mg(NO3)2 А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив следующие задания:
Zn…Cl… Ba…NO3... Ca…PO4… Al…S… Na…SO4…
Нитрат меди (II) Хлорид ртути (II) Силикат магния Нитрат натрия Карбонат кальция Итак, подведем итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений Соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия. Запишите домашнее задание: §33, упр. 1-4, задачник № 5-106 (в,г) |
Конспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка... Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с... | Урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов» Технологическая карта урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов». Сулима Е. Ю. учитель высшей категории | ||
Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | Конспект урока по теме «Техника безопасности про проведении практических... Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1 | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Конспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина... Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях | ||
Конспект урока (9 класс) Тип урока Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом” | Конспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»... Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока 5 класс Учитель: Пономарева И. В. Тема урока: Гимнастика... Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия | ||
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока по английскому языку (4 класс). Тема урока: Scotland an English-speaking country Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | ||
План-конспект урока химии дата проведения: 29 февраля 2012 года Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... |