№ п\п
|
Тема
| Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Домашнее
|
задание
|
| І четверть – 27 ч.
|
|
|
1.
| Введение (1час)
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
|
Беседа.
|
Конспект статьи учебника с. 4-8
|
2.
| Древнерусская литература (6ч.+2ч.) Особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало, православно-христианские корни. Многообразие жанров.
|
Лекция.
|
Чтение «Слова о полку Игореве….», с. 11-33
|
3.
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| Лекция. Беседа
| Выразительное чтение фрагментов, с. 29-30
|
4.
| Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания. Проблема авторства.
| Лекция. Беседа
| Конспект статьи учебника с. 8-11
|
5.
| Сюжет, историческая основа. Жанр и композиция «Слова…»
| Практикум.
| Аналитическое чтение фрагментов
|
6.
| Образ русской земли. Патриотизм. Образ русских князей. Образ Ярославны как идеальный образ русской женщины.
|
Лекция. Беседа
| Отрывок «Плач Ярославны» наизусть.
|
7.
| Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика языка, символика. Значение, переводы и фольклорная традиция «Слова…»
| Практикум
| Ответить на вопросы с. 33-34
|
8.
| Р\р. Подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореве…»
| Аудиторное сочинение.
| Подготовиться к сочинению. Ответить на вопрос 3 с. 34
|
9.
| Р\р. Написание сочинения.
| Аудиторное сочинение.
| Инд.задания.
|
10.
| Литература XVІІІ века (7ч.+2ч.) Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма
|
Лекция
|
Материал лекции или с. 35-41 учебника.
|
11.
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии
| Лекция. Практикум Беседа.
| Ответить на вопросы с. 49-50.
Отрывок наизусть
|
12.
| Вн/чт. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»
| Урок внеклассного чтения
| Анализ стихотворения с. 63-64
|
13.
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Оценка собственного поэтического творчества в стихотворении «Памятник». Философская проблематика произведений.
| Практикум
| Отрывок наизусть
|
14.
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности . Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
| Рассказ учителя. Беседа.
Практикум
| Пересказ глав.
|
15.
| Р/р Подготовка к сочинению «Литература XVІІІ века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)
| Аудиторное сочинение.
| Подготовиться к сочинению, ответить на вопрос 9 с. 74 учебника.
|
16.
| Р\р. Написание сочинения
| Аудиторное сочинение.
| Инд.задания.
|
17.
| Литература XІX века (65ч+6ч.) Общая характеристика русской и мировой литературы XІX века. Понятие романтизма. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Черты романтизма в лирике. Тема человека и природы. Мечты и действительности.
|
Лекция.
Практикум
|
Материал лекции и с.105-113 учебника.
Выр.чтение стихотворений с. 120-124
|
18.
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга
| Лекция.
| Чтение комедии «Горе от ума»
|
19.
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен.
| Беседа.
| Анализ списка действующих лиц
|
20.
| Особенности композиции комедии. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| Беседа
| Выписать афоризмы, заполнить таблицу.
|
21.
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| Беседа
| Характеристика фам.общества.
|
22.
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов.
| Беседа
| Характеристика Чацкого
|
23.
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов.
| Беседа
| С.151-157, инд.-презентация.
|
24.
| «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.
| Практикум.
| Анализ эпизодов по вариантам.
|
25.
| Р/р Язык комедии. Преодоление канонов классицизма.
| Урок развития речи
| Конспект статьи учебника с.161-164
|
26.
| Р/р И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
| Урок развития речи
| Написать домашнее сочинение.
|
27.
| А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. «Пущину»
| Лекция. Беседа
| Выучить стихотворении «Пущину» наизусть. Опережающие задания к семинару.
|
| ІІ четверть – 21 ч.
|
|
|
28.
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
| Беседа
| Составление тезисного плана по теме, инд. – презентации.
|
29.
| Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
| Семинар
| Выучить наизусть стихотворение по выбору.
|
30.
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»
| Практикум
| Анализ стихотворения, с. 188-192.
|
31.
| Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики. «Деревня», «Осень».
| Практикум.
| Анализ стихотворений. Подготовиться к контрольной работе.
|
32.
| Контрольная работа по романтической лирике начала XІX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
| Урок контроля
| Чтение романа «Цыганы», с.195-198
|
33.
| Вн/чт. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы
| Урок внеклассного чтения
| Ответить на вопросы 3-8 на с. 198-199
|
34.
| Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
| Урок внеклассного чтения
| Чтение романа «Евгений Онегин»
|
35.
| Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.
| Лекция
| Групповые задания, 215-247
|
36.
| Образ Онегина и тип «лишнего» человека.
| Беседа.
| Заполнить таблицу «Лишние» люди в произведениях литературы, изученных ранее»
|
37.
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
| Беседа
| Сравнит.характеристика, с.222-232
|
38.
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга
| Беседа
| Эссе, с.232-236
|
39.
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
| Практикум
| Отрывок «Письмо Татьяны»или «Письмо Онегина»наизусть, опережающее задание к семинару.
|
40.
| Тема любви и долга в романе.
| Беседа.
|
|
41.
| Темы лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».
| Практикум
| Заполнить таблицу
|
42.
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
| Беседа
| Подготовиться к семинару
|
43.
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.
| Семинар
| Конспект статьи с.240-241, 246-247
|
44.
| Проблема финала.
| Беседа.
| Письменно ответить на вопрос: «Возможны ли отношения между Татьяной и Онегиным»
|
45.
| Реализм и энциклопедизм романа. «Онегинская строфа»
| Практикум.
| Анализ эпизода.
|
46.
| Р/р Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
| Аудиторное сочинение.
| Составление тезисного плана, подготовка к сочинению.
|
47.
| Р\р. Написание сочинения.
| Аудиторное сочинение.
| Читать «Моцарт и Сальери», с.209-212 читать статью.
|
48.
| Вн/чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
| Урок внеклассного чтения
| Сообщения о Лермонтове, инд.-презентации
|
| ІІІ четверть – 30 ч.
|
|
|
49.
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
| Лекция. Беседа
| Материал лекции и с.250-262 учебника
|
50.
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
| Практикум
| Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть поэта», с.263-264
|
51.
| Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
| Практикум
| Подготовиться к семинару
|
52.
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание».
| Семинар
| Наизусть стихотворение на выбор из учебника.
|
53.
| Тема России и ее своеобразие.«Родина». «Когда волнуется желтеющая нива…». Характер лирического героя и его поэзии
| Практикум.
| Чтение романа «Герой нашего времени»
|
54.
| М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
| Лекция
| Читать статью учебника с.188-194
|
55.
| Содержание и композиция романа. Век М.Ю.Лермонтова в романе «Герой нашего времени».
| Практикум
| Коммент. Чтение глав «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
56.
| Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
| Беседа
| Коммент.чтение глав «Тамань» и «Княжна Мери»
|
57.
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя
| Беседа
| Коммент.чтение главы «Фаталист»
|
58.
| Повесть «Фаталист»и её философско-композиционное значение.
| Беседа
| Сообщение по теме «Дружба в жизни Печорина».
|
59.
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
| Практикум
| Сообщение по теме «Любовь в жизни Печорина».
|
60.
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
| Практикум
|
|
61.
| Р\р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
| Семинар
| Конспект критич.статьи Белинского
|
62.
| Р\р. Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
| Аудиторное сочинение.
| Подготовиться к сочинению.
|
63.
| Р\р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| Аудиторное сочинение.
| Подготовиться к контрольной работе.
|
64.
| Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
| Урок контроля
| Инд.-сообщения о жизни и творчестве Батюшкова.
|
65.
| К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». «Лёгкая поэзия». Особенности стихотворений Батюшкова.
| Лекция.
Практикум.
| Инд.-сообщения о жизни и творчестве Кольцова.
|
66.
| А.В.Кольцов. слово о поэте. «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес». Особенности стихотворений Кольцова.
| Лекция.
Практикум.
| Инд.-сообщения о жизни и творчестве Баратынского.
|
67.
| Е.А.Баратынский. слово о поэте. «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение». «Поэзия мысли».жанр элегии в творчестве. Тема поэта и поэзии. Национальный характер.
| Лекция.
Практикум.
| Инд.-сообщения о жизни и творчестве Гоголя, презентация.
|
68.
| Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества.
| Лекция.
| Инд.-сообщение «Загадка смерти Гоголя».
|
69.
| «Мертвые души». Смысл названия поэмы, история замысла, жанр и композиция.
| Лекция.
| Аналитическое чтение 1-6 глав. «Мёртвые души»
|
70.
| Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
| Беседа
| Заполнить таблицу «Помещики»
|
71.
| Роль детали в создании образов.
| Практикум.
| Составить схему: «Образ-деталь»
|
72.
| Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
| Практикум
| Анализ эпизода.
|
73.
| Образ города в поэме «Мертвые души»
| Беседа
| План характеристики Чичикова, с.344-350
|
74.
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
| Беседа
| Подготовиться к семинару
|
75.
| Авантюра Чичикова как основа сюжетной линии.
| Беседа.
| Подготовить цитаты, подтверждающие тему урока.
|
76.
| Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.
| Практикум.
| Анализ эпизода.
|
77.
| Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
| Практикум.
| Анализ эпизода.
|
78.
| «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора
| Семинар
| Чтение критической статьи
|
| ІV четверть – 24 ч.
|
|
|
79.
| Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).
|
Практикум.
| Анализ эпизода.
|
80.
| Своеобразие гоголевского реализма.
| Практикум.
| С. 325-335 – конспект статей.
|
81.
| Р/р. «Мертвые души» - поэма о величии России. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
| Аудиторное сочинение
| Подготовиться к сочинению
|
82.
| Р/р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
| Аудиторное сочинение
| Инд.-сообщение по жизни и творчеству А.А.Фета
|
83.
| А.А.Фет. Жизнь и творчество. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…». Тема «невыразимого» в лирике. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
| Лекция
| Инд.-сообщение по жизни и творчеству Н.А.Некрасова
|
84.
| Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. «Вчерашний день, часу в шестом…». Тема поэта и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
| Лекция.
Практикум.
| Читать рассказ «Смерть чиновника»
|
85.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
| Лекция
| Читать рассказ «Тоска», с.29-35
|
86.
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Комическое и трагическое в прозе Чехову
| Беседа.
| С.39 вопросы 4-8
|
87.
| Литература XX века (7ч.)
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
|
Лекция.
Практикум
|
С. 41-43 учебника, вопрос 1,2
Выучить наизусть стихотворение на выбор (с.73-74)
|
88.
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» .Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
| Беседа
| Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая…»
|
89.
| А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
| Беседа
| Выучить наизусть стихотворение
на выбор.
|
90.
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба героя и судьба Родины
| Беседа.
| Выделить особенности языка Шолохова в рассказе
|
91.
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
| Беседа. Практикум
| Прочитать рассказ «Матрёнин двор» с.241-277
|
92.
| А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи
| Беседа
| Ответить на вопросы в тетради.
|
93.
| Литература народов России
Г. Тукай Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
| Беседа, практикум.
| Сообщения о жизни и творчестве Катулла.
|
94.
| Зарубежная литература
Античная лирика
Вн/чт. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Противостояние жестокости и властолюбию Рима. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»
|
Урок внеклассного чтения
|
Сообщения о жизни и творчестве Данте Алигьери.
|
95.
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
| Лекция
| Инд. – сообщения об иллюстрировании «Божественной комедии»
|
96.
| Трёхчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
| Лекция
| Сообщения о жизни и творчестве У. Шекспира.
|
97.
| Литература эпохи Возрождения
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.
| Лекция
| Инд. – сообщения об истории театральных постановок трагедии «Гамлет»
|
98.
| Вн/чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как «вечный образ» мировой литературы
| Урок внеклассного чтения
| Сообщения о жизни творчестве Гёте.
|
99.
| Европейская литература эпохи Просвещения. (18век)
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Интерпретация народной легенды. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита.
|
Лекция
|
Инд. – сообщения об экранизации и постановках «Фауста».
|
100.
| Вн./чт.«Фауст» как философская трагедия. Фауст как вечный образ мировой литературы.
| Беседа.
| Сообщения о жизни и творчестве Байрона.
|
101.
| Европейская литература эпохи романтизма.(19век)
Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии. Своеобразие героя, загадочность поступков. Максимализм авторской позиции.
|
Лекция.
Беседа.
|
Подготовиться к тестированию.1
|
102.
| Контрольный тест за курс 9 класса..
| Урок контроля.
| Задание на лето.
|