Скачать 109.25 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №72 МОДЕЛЬ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» Учитель русского языка и литературы Полударова Наталья Терентьевна Кривянское поселение 2009 – 2010 учебный год МОДЕЛЬ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» Полударова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы. Тип урока - обобщение и систематизация знаний. Вид урока – урок - соревнование. Структура урока:
программе В.В.Бабайцевой;
• образовательные: -повторить изученное по теме «Деепричастие»; -проверить умения учащихся видеть деепричастие и деепричастный оборот, навык нормированного построения предложения с деепричастием; проконтролировать умение учащихся образовывать деепричастие от глагола, правильно писать НЕ с деепричастием; • воспитательные: -воспитание любви к русскому языку; -формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач; -воспитание умения учащихся работать сообща, в группах; • развивающие: -развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; -развивать умения аргументировать, доказывать; -работать над развитием речи,познавательного интереса. Цели для учащихся: -закрепить умение находить деепричастие в текстах и отличать от других частей речи; -уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом; -совершенствовать умение образования деепричастия от глагола; -закрепление навыков нормированного употребления деепричастий. При подготовке к уроку был использован учебник « Русский язык: практика», 7 класс/ под ред.С.Н. Пименовой. М., Дрофа,2006г. В ходе подготовки возникла необходимость в дидактическом материале для разнообразных форм деятельности учащихся. На уроке использованы средства:
работа с учебником, выборочный диктант;
Виды деятельности учителя и учащихся - речевая, коммуникативно-диалоговая, монолог учителя. Результативность урока: -повысилась мотивация к изучению русского языка; -в соревновательной форме закрепилось умение решать орфографиче- ские и грамматические задачи; -в ходе урока решался комплекс воспитательных задач:умение организовывать работу, внести свой вклад в урок, воспитание ответ- ственности за свою работу; -проведенный контрольный диктант показал повышение качества знаний с 50% до 53%. На предварительном этапе подготовки класс был разбит на две команды, примерно равные по способностям, учащиеся получили домашние задания ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Этап целеполагания. Ребята, цели нашего урока обобщить и систематизировать знания по теме "Деепричастие".(озвучить цели урока, записанные на доске). Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок- урок соревно- вание. Вы должны закрепить знания, умения и навыки в употреблении деепричастий. Попробуете свои силы в разных видах деятельности. Соревноваться у нас будут две команды: "Знатоки" и "Веселые и наход- чивые".На предварительном этапе вы уже выбрали капитанов и штурма- нов. Капитаны команд, представьтесь. Штурманы будут пролагать путь к победе и следить за успехами своей команды,заполнять "Листок успеха".Каждый правильный ответ оценивается по 5-тибалльной системе. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: "Где красота, там доброта". Я надеюсь, ваше настроение будет соответствовать этим обаятельным человечкам. (слайд 1). 3. Начинаем наше соревнование с синтаксической пятиминутки (слайд №2). Из слов, записанных на ромашке, составьте предложение и запишите его для частичного синтаксичексого разбора.( По одному ученику от команды работают у доски). 1 команда. Зеленые деревья обступили донские берега, придвинулись близко к воде, отражаясь в зеркальной глади широкой реки. 2 команда. Медленно и плавно идет Дон, широко разливаясь в низовьях, свободно и вольно вливается в синее Азовское море. -Какие изобразительные средства встретились в предложениях? (олицетворения-деревья обступили,придвинулись; идет Дон; эпитеты- зеркальной глади, зеленые деревья, синее море). -А теперь из каждой команды выйдет к доске по одному человеку. Им нужно выписать деепричастие из предложения и сделать морфологический разбор.Аналогическую работу проделает каждый из вас в тетради. Подведение итогов. 4. Приступаем к следующему этапу нашего соревнования, к разминке. Это было вашим домашним заданием. Члены команд задают друг другу вопросы на знание правил о деепричастии. 1 команда. -Какая часть речи называется деепричастием? -Какие признаки глагола есть у деепричастия? -Есть ли общие грамматические признаки у деепричастия и причастия 2 команда. -Какие общие черты у деепричастия и наречия? -В чем особенность пунктуации в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом? -Когда одиночные деепричастия не обособляются? Приведите пример. Подведение итогов. 5. Объяснительный диктант (слайд№3). От каждой команды выходит по одному человеку. Им нужно будет в пред- ложениях, спроецированных на интерактивную доску, вставить пропущен- ные буквы-орфограммы, расставить знаки препинания, сделать частичный синтаксический разбор.Остальные члены команд работают в тетрадях. 1 команда. Ночью в полях под напевы метели Дремлют, качаясь, березы и ели. Зодчий работал не покладая рук. - Какое изобразительное средство встретилось в предложении? ( олицетворение - дремлют березы). - Что означает слово "зодчий"? (архитектор). 2 команда. То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал. Он читал книгу лежа на диване. - Повтор какого звука помогает автору передать звучание грома? Как называется такой прием? (звукопись, аллитерация). - Какой вывод мы с вами можем сделать? (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обычно обособляются на письме). Подведение итогов. 6. Русский язык поэтичен. Выразительность, лиричность присущи не только стихам, но и произведениям УНТ. Не даром пословицы и поговорки называют жемчужинами народной мудрости. Вашим домашним заданием было подобрать несколько пословиц и поговорок, где употребляются деепричастия с частицей НЕ. Проверим наше домашнее задание. 1 команда: Не зная броду, не суйся в воду. Не думая, сказку не сложишь. Не убив медведя, шкуру не продают. 2 команда: Говорить не думая - что стрелять- не целясь. Не накормив лошадь, далеко не уедешь. Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем. - Объясните, пожалуйста, значение пословиц. - Из каждой команды выйдет по одному человеку и запишет по одной пословице.Остальные делают аналогичную работу в тетради. - Сделаем вывод: как пишется частица НЕ с деепричастием. - А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастием? Подведение итогов. 7. Переходим к следующему заданию. (слайд №4). На интерактивной доске - список суффиксов. Из общего списка вам нужно назвать суффиксы деепричастий. -ем, -вш, -ян, -_а, -ан, -я_, -в-, -енн, -ши, -нн, -вши. А сейчас внимание на доску (слайд №5).От данных глаголов нужно образовать все возможные формы деепричастий. От каждой команды выходит по одному человеку, остальные работают в тетрадях. 1 команда: глядеть (глядя), отнять (отняв, отнявши), баловаться (балуясь), узнать (узнав). 2 команда: запереть (заперши), любить (любя), устроиться (устроившись), знать (зная). Подведение итогов. 8.Каждая группа получила телеграммы. Их, видимо, составляли люди не совсем хорошо знающие грамматику. Вам необходимо исправить эти тексты. Находятся они в нашем учебнике, в упражнении №265. 1 команда берет первые два предложения, вторая - третье и четвертое. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. Сделав уроки, у меня заболели глаза. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас. - Какой же вывод мы можем сделать, исходя из проделанной работы? (Деепричастие обозначает добовочное действие, относится к глаголу- сказуемому, следовательно оно должно обозначать действие одного лица). Подведение итогов. 9.Сейчас мы с вами проведем небольшое соревнование. Посмотрим, научились ли вы отличать деепричастие от причастия. Разделите тетрадный лист на две части. Я читаю текст, а вы выписываете только причастия и деепричастия, разнося их по двум колонкам. Консервированные грязнули. Взять несколько вываленных в грязи мальчиков,добавив к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их всех в стеклянную банку, плотно закрыв крышкой, и поставить ее в темное место, чтобы никто их никогда не мог увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол. Подведение итогов. 10. Итог. -Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили: -морфологические признаки деепричастия; -знаки препинания в предложении с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом; -правописание частицы НЕ с деепричастием; -употребление деепричастий в речи. Скажите, где нам могут пригодиться знания о деепричастии и деепричастном обороте? (в речи. при написании сочинений, изложений). Комментирование и выставление оценок. 11. Объяснение домашнего задания. - Напишите лингвистическую сказку о деепричастии, используя в ней выразительные средства языка. 12. Резервное задание. - Восстановите деепричастие по данным элементам: За...-у-в У-...-а-в. Пере...-вши. При...-е-в. ......-а-я-сь. , |
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности | Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М. Т.... Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение... | Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение... Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник... | ||
Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | Урок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология» Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится... | Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема... Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1) | ||
Конспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе... Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе | Конспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение... Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях | ||
Методическая разработка урока по Алгебре и началам анализа в 10 классе... Образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений | План-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения... Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия) | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала | ||
Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | Урок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие» Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия... |