Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»





Скачать 110.71 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Дата публикации18.09.2013
Размер110.71 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».

Задачи:

-Повторить грамматические признаки имени существительного.

-Развивать познавательный интерес к предмету, умения и навыки грамотного письма, развивать устную объяснительную речь;

-Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра-путешествие.

Оборудование: компьютер.

Ход урока.





Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные


Учитель:Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». В него отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты».. В каждом из них есть капитаны.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное» .

Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только специалисты в своём деле. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль своей подготовки, ведь без необходимых знаний можно заблудиться, затеряться и не вернуться на Землю.

На интерактивной доске карта с названием наших планет, куда мы отправимся в путешествие.

За успешно выполненные задания, правильные ответы вам будут вручаться звёзды, та команда, которая наберёт наибольшее количество звёзд, будет победителем.

Мы не просто космонавты сегодня- мы космонавты-лингвисты.

(Звучит музыка «Зодиак» , слайд с фрагментом видео о летящих космических аппаратах во Вселенной)

СЛАЙД Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой планеты с названиями.

Учитель: Вы знаете, что существуют множество планет (СЛАЙД), но мы посетим свои особые, лингвистические планеты.

-Грамматическая.

-Занимательная.

-Шифровочная.

-Орфографическая.

-Орфоэпическая.
На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»


2.

Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Показать умение определять грамматические признаки имени существительного.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно определять грамматические признаки имени существительного , выявить затруднения в деятельности учащихся;
Методы организации работы: словесные, эвристические.

Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.

Учитель: Чтобы попасть в нашу Галактику , нужно пролететь сквозь Звёздные врата, которые охраняют инопланетяне , ответить на их каверзные вопросы.(СЛАЙД )

(Учащиеся с помощью сигнальных карточек выражают свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет- "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен".
Вопросы для беседы:

1.Какая часть речи называется именем существительным? В чём отличие имени существительного от других частей речи?

2. Какими морфологическими признаками обладает существительное?

( на экране в презентации появляются категории- ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.

3. Как изменяются существительные?

4.Что вы знаете о категории рода?

-Ребята, а почему Арману (ученик из Армении, плохо говорит по-русски) тяжело даётся категория рода?) (Ответ: категория рода существует не во всех языках, также как пажежная система)

5. Какова синтаксическая роль имен существительных?

(Вручаются звёзды самым активным за правильные ответы)
Учитель: Теперь мы готовы к полёту. Все члены наших экипажей получили допуск. Послушайте мои инструкции, нас ждёт исследовательская деятельность, а поэтому совет такой:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы умным стать и ловким.


3.

Основная часть.

Систематизация, повторение , обобщение изученного на предыдущих уроках материала на более высоком уровне.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Продемонстрировать свои знания об имени существительном. Показать умение применять на практике свои знания в работе с языковым материалом по теме урока.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для систематизации знаний на более высоком уровне, закрепления и формирования устойчивых правописных навыков Формирование языковой и коммуникативной компетенции на данном этапе. Выявить степень сформированности правописных навыков

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка, вручение звёздочек.


1. Учитель: Наши звездолёты приближаются первой планете «Грамматическая», я вижу: впереди туманность из слов, которые перемешались, давайте наведём порядок, каждая команда будет выбирать из списка своё слово:
СЛАЙД : Пельмени, чипсы, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель, брюки, жмурки, молодёжь, студенчество, воск, вода, сметана, пятнашки, столы, порох, молоко, каникулы, бельё, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин.

1 команда

2 команда

3 команда

Сущ. только во мн.числе

Сущ. только в ед.числе

Сущ. имеющие обе формы.

Индивидуальное задание: составить меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе

Проверка. СЛАЙД с ответом. Сверить с доской.

2. Задание: Образовать форму множественного числа от существительных:

Это задание поможет вам усвоить материал, который будет проверяться на экзаменах и в 9 классе, и на ЕГЭ.

СЛАЙД














1 команда

2 команда

3 команда

директор-

доктор-

мастер

почерк-

маляр-

профессор-

договор-

тренер-

герб-

очередь-

шофёр-

месяц-

торт-

госпиталь-

приз-



К доске выходят те, кто первым справился с заданием, записывают, выделяя окончание, расставляя ударение. Проверка с доской и с интерактивной доской.


3.Планета «Орфоэпическая» (СЛАЙД )

Как правильно сказать?

Боязнь, дремота, досуг, свёкла, хвоя, цемент, щавель,

Составьте словосочетание, поставив существительное из скобок в нужной форме:

- много (места, сапоги, макароны, апельсины, помидоры, томаты, офицеры, болгары, армяне, солдаты)

4.Учитель: Мы устали, путешествуя по Галактике «Имя Существительное», нужно провести физкультминутку. Для глаз.(СЛАЙД )

-Глаза наши отдохнули, а теперь встаньте все в проходы между партами, давайте подвигаемся как космонавты в невесомости. Звучит космическая музыка

Вот теперь можно лететь:

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

5. Планета «Шифровочная»

Учитель: Ребята, на нашем пути встретились космические пираты. Они очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.

В этом письме очень много ошибок. Исправьте их. Выписать слова, в которых есть ошибки, исправляя их.
Письмо-шифровка.(СЛАЙД )
В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.
6. Планета «Занимательная»(СЛАЙД )
Учитель: Превратите нарицательные имена существительные в собственные.

Птица орел -

Цветок роза -

Воздушный шарик -

Плодородная земля –
7. Учитель: Мы приближаемся к планете «Орфографическая», и нам нужна дозаправка, чтобы завершить наше путешествие по галактике «Имя Существительное» (СЛАЙД )

Экспресс-опрос:

-Какие правила правописания имени существительного изучены нами ?

-Как пишутся имена собственные?

-Когда на конце существительных пишется Ь?

-От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных?

-Когда в окончаниях имён существительных пишется буква И ?

8.Тестирование.

-Ребята, перед вами тест, обведите правильные ответы, выполните морфологический разбор.


1 вариант

2 вариант

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) в революции

Г) семьей

4. Укажите существительные, в которых

пишется окончание И:

А) о песн..

Б) о професси…

В) об отношени…

Г) у дорог…

5. В окончании каких существительных

пишется О:

А) борщ..м

Б) ковш..м

В) дач.й

Г) гордец..м

6. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

7. Сделайте морфологический разбор

существительного: писать сочинение



1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по: А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) печью

Б) лошадкой

В) на лекции

Г) образованием

4. укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) на улиц…

Б) в арми..

В) по географи…

Г) к насып…

5. В окончании каких существительных пишется О:

А) с луч..м

Б) грач..м

В) суш..й

Г) молодц..м

6. В каких существительных нужен Ь:

А) много груш…

Б) лещ…

В) помощ…

Г) глуш…

7. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст




4.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Возвращение на Землю.

Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь “Звездные врата”. А для этого вам нужно написать синквейн с именами существительными: урок, ученики, настроение, знания.

Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное». Несправившихся с такой трудной работой, думаю, нет

Синквейны:

  • Урок

  • Интересный, яркий

  • Учимся, узнаём, радуемся

  • На уроке было интересно.

  • Польза




  • Существительное

  • Полезное, нужное

  • Украшает, называет, помогает

  • Имя существительное нужно изучать.

  • Знания

-Подарите мне свои тучки, если на уроке вам было неинтересно, и солнышко, если вам было интересно. А теперь оцените свою работу с помощью солнышка и тучки.? Солнышко-" я доволен своей работой", тучка -"я не доволен своей работой"

Учитель: подсчитайте количество звёздочек ( выставление оценок).

5

Домашнее задание.

Цель: закрепить умение выполнять разбор имени существительного .

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять постоянные и непостоянные признаки существительного, выполнять разбор имени существительного.Закрепить умения и навыки по теме «Имя Существительное» Приготовиться к итоговому контролю.

1. Сильные ученики:

-Составить свой тест с заданиями, подобными тем, которые встретились в классной работе.

2.Все остальные –тетрадь на печатной основе: тест № 5 (2 вариант)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» icon«Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М. Т....
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconОбобщение по теме «Имя существительное» Цели урока
Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение...
Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» icon«имя существительное»
Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация»
Виды деятельности учителя и учащихся речевая, коммуникативно-диалоговая, монолог учителя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск