Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».
Задачи:
-Повторить грамматические признаки имени существительного.
-Развивать познавательный интерес к предмету, умения и навыки грамотного письма, развивать устную объяснительную речь;
-Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра-путешествие.
Оборудование: компьютер.
Ход урока.
№
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу;
-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
|
Учитель:Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». В него отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты».. В каждом из них есть капитаны.
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное» .
Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только специалисты в своём деле. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль своей подготовки, ведь без необходимых знаний можно заблудиться, затеряться и не вернуться на Землю.
На интерактивной доске карта с названием наших планет, куда мы отправимся в путешествие.
За успешно выполненные задания, правильные ответы вам будут вручаться звёзды, та команда, которая наберёт наибольшее количество звёзд, будет победителем.
Мы не просто космонавты сегодня- мы космонавты-лингвисты.
(Звучит музыка «Зодиак» , слайд с фрагментом видео о летящих космических аппаратах во Вселенной)
СЛАЙД Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой планеты с названиями.
Учитель: Вы знаете, что существуют множество планет (СЛАЙД), но мы посетим свои особые, лингвистические планеты.
-Грамматическая.
-Занимательная.
-Шифровочная.
-Орфографическая.
-Орфоэпическая. На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»
| 2.
| Опрос учащихся по заданному материалу.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
Показать умение определять грамматические признаки имени существительного.
Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно определять грамматические признаки имени существительного , выявить затруднения в деятельности учащихся; Методы организации работы: словесные, эвристические.
Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ
Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.
| Учитель: Чтобы попасть в нашу Галактику , нужно пролететь сквозь Звёздные врата, которые охраняют инопланетяне , ответить на их каверзные вопросы.(СЛАЙД )
(Учащиеся с помощью сигнальных карточек выражают свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет- "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен". Вопросы для беседы:
1.Какая часть речи называется именем существительным? В чём отличие имени существительного от других частей речи?
2. Какими морфологическими признаками обладает существительное?
( на экране в презентации появляются категории- ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.
3. Как изменяются существительные?
4.Что вы знаете о категории рода?
-Ребята, а почему Арману (ученик из Армении, плохо говорит по-русски) тяжело даётся категория рода?) (Ответ: категория рода существует не во всех языках, также как пажежная система)
5. Какова синтаксическая роль имен существительных?
(Вручаются звёзды самым активным за правильные ответы) Учитель: Теперь мы готовы к полёту. Все члены наших экипажей получили допуск. Послушайте мои инструкции, нас ждёт исследовательская деятельность, а поэтому совет такой:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы умным стать и ловким.
| 3.
| Основная часть.
Систематизация, повторение , обобщение изученного на предыдущих уроках материала на более высоком уровне.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
Продемонстрировать свои знания об имени существительном. Показать умение применять на практике свои знания в работе с языковым материалом по теме урока.
Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для систематизации знаний на более высоком уровне, закрепления и формирования устойчивых правописных навыков Формирование языковой и коммуникативной компетенции на данном этапе. Выявить степень сформированности правописных навыков
Методы организации работы: словесные.
Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ
Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка, вручение звёздочек.
| 1. Учитель: Наши звездолёты приближаются первой планете «Грамматическая», я вижу: впереди туманность из слов, которые перемешались, давайте наведём порядок, каждая команда будет выбирать из списка своё слово: СЛАЙД : Пельмени, чипсы, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель, брюки, жмурки, молодёжь, студенчество, воск, вода, сметана, пятнашки, столы, порох, молоко, каникулы, бельё, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин. 1 команда
| 2 команда
| 3 команда
| Сущ. только во мн.числе
| Сущ. только в ед.числе
| Сущ. имеющие обе формы.
| Индивидуальное задание: составить меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе
Проверка. СЛАЙД с ответом. Сверить с доской.
2. Задание: Образовать форму множественного числа от существительных:
Это задание поможет вам усвоить материал, который будет проверяться на экзаменах и в 9 классе, и на ЕГЭ.
СЛАЙД
|
|
|
| 1 команда
| 2 команда
| 3 команда
| директор-
доктор-
мастер
почерк-
маляр-
| профессор-
договор-
тренер-
герб-
очередь-
| шофёр-
месяц-
торт-
госпиталь-
приз-
|
К доске выходят те, кто первым справился с заданием, записывают, выделяя окончание, расставляя ударение. Проверка с доской и с интерактивной доской.
3.Планета «Орфоэпическая» (СЛАЙД )
Как правильно сказать?
Боязнь, дремота, досуг, свёкла, хвоя, цемент, щавель,
Составьте словосочетание, поставив существительное из скобок в нужной форме:
- много (места, сапоги, макароны, апельсины, помидоры, томаты, офицеры, болгары, армяне, солдаты)
4.Учитель: Мы устали, путешествуя по Галактике «Имя Существительное», нужно провести физкультминутку. Для глаз.(СЛАЙД )
-Глаза наши отдохнули, а теперь встаньте все в проходы между партами, давайте подвигаемся как космонавты в невесомости. Звучит космическая музыка
Вот теперь можно лететь:
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись,
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
5. Планета «Шифровочная»
Учитель: Ребята, на нашем пути встретились космические пираты. Они очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.
В этом письме очень много ошибок. Исправьте их. Выписать слова, в которых есть ошибки, исправляя их. Письмо-шифровка.(СЛАЙД ) В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой. 6. Планета «Занимательная»(СЛАЙД ) Учитель: Превратите нарицательные имена существительные в собственные.
Птица орел -
Цветок роза -
Воздушный шарик -
Плодородная земля – 7. Учитель: Мы приближаемся к планете «Орфографическая», и нам нужна дозаправка, чтобы завершить наше путешествие по галактике «Имя Существительное» (СЛАЙД )
Экспресс-опрос:
-Какие правила правописания имени существительного изучены нами ?
-Как пишутся имена собственные?
-Когда на конце существительных пишется Ь?
-От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных?
-Когда в окончаниях имён существительных пишется буква И ?
8.Тестирование.
-Ребята, перед вами тест, обведите правильные ответы, выполните морфологический разбор.
1 вариант
| 2 вариант
| 1.Какого признака нет у существительного:
А) рода
Б) числа
В) падежа
Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью
Б) полотенцем
В) в революции
Г) семьей
4. Укажите существительные, в которых
пишется окончание И:
А) о песн..
Б) о професси…
В) об отношени…
Г) у дорог…
5. В окончании каких существительных
пишется О:
А) борщ..м
Б) ковш..м
В) дач.й
Г) гордец..м
6. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
Б) мощ..
В) камыш…
Г) полноч…
7. Сделайте морфологический разбор
существительного: писать сочинение
| 1. Какого признака нет у существительного:
А) рода
Б) числа
В) падежа
Г) времени
2. Имя существительное изменяется по: А) родам
Б) числам
В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) печью
Б) лошадкой
В) на лекции
Г) образованием
4. укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) на улиц…
Б) в арми..
В) по географи…
Г) к насып…
5. В окончании каких существительных пишется О:
А) с луч..м
Б) грач..м
В) суш..й
Г) молодц..м
6. В каких существительных нужен Ь:
А) много груш…
Б) лещ…
В) помощ…
Г) глуш…
7. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст
|
| 4.
| Итог урока. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
| Возвращение на Землю.
Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь “Звездные врата”. А для этого вам нужно написать синквейн с именами существительными: урок, ученики, настроение, знания.
Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное». Несправившихся с такой трудной работой, думаю, нет
Синквейны:
Урок
Интересный, яркий
Учимся, узнаём, радуемся
На уроке было интересно.
Польза
Существительное
Полезное, нужное
Украшает, называет, помогает
Имя существительное нужно изучать.
Знания
-Подарите мне свои тучки, если на уроке вам было неинтересно, и солнышко, если вам было интересно. А теперь оцените свою работу с помощью солнышка и тучки.? Солнышко-" я доволен своей работой", тучка -"я не доволен своей работой"
Учитель: подсчитайте количество звёздочек ( выставление оценок).
| 5
| Домашнее задание.
Цель: закрепить умение выполнять разбор имени существительного .
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять постоянные и непостоянные признаки существительного, выполнять разбор имени существительного.Закрепить умения и навыки по теме «Имя Существительное» Приготовиться к итоговому контролю.
| 1. Сильные ученики:
-Составить свой тест с заданиями, подобными тем, которые встретились в классной работе.
2.Все остальные –тетрадь на печатной основе: тест № 5 (2 вариант)
| |