Скачать 99.36 Kb.
|
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». Цели:Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное»; расширение знаний о гласных в суффиксах существительных;Умение составить рассказ на грамматическую тему. 2. Развивающие: развить наглядно-образное мышление; развитие исследовательских и творческих навыков. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
- Что это за гости пожаловали к нам? Давайте послушаем, что они хотят нам рассказать. (Появляются Правдин, Митрофан, Стародум, госпожа Простакова, Простаков) Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка? Простаков. Каково, мой отец? Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен. (Уходят, садятся на свои места). - На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите. (Ответы учащихся) - Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя существительное. (Ответы учеников) -А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока (см.1 слайд) и закончите фразу: Существительное – это … ПОВТОРЕНИЕ
Задание для всего класса Обозначьте склонения существительных: осень, рассвет, озеро, туман, дымка, премия, тишина, утро, тень, строение, ночь, глубина, место, день, лекторий, мозоль, рояль, госпиталь, яблоня, шампунь, победитель, приземление, хлебозавод, правоведение, чаепитие, животноводство. Разобрать по составу подчеркнутые слова: по 4 слова двум учащимся. Разносклоняемые имена существительные Теоретический блок
Практический блок Тему новую опять надо мне запоминать. Как упомнить все слова? Разболелась голова! Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя: У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее мирный путь… Сказку нашу не забудь! Объяснительные диктанты I. 1) Весной из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. (И. Соколов-Микитов) II. 1) Я не пожалел о потраченном времени. 2) Утро холодное сияло на темени гор, но в дивном замке все молчало. 3) Небо время от времени прояснялось. 4) Солдаты принимали присягу у полкового знамени. 5) Мать рано состарилась под бременем забот. 6) В солнечную осень свет источают и заросли рыжих кустарников, и горящие неподвижным пламенем черемухи, и выгоревшая трава. (Э. Шим) Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных Теоретический блок - Дать понятие о несклоняемых именах существительных. - Как определить род несклоняемых имен существительных? - Как определяется род сложносокращенных слов? Практический блок
Правописание не с существительными Теоретический блок - Рассказать о правописании не с существительными. Практический блок. (см.ранее) или 1. Устать с непривычки; пришел в негодность; нерешительность характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не решительность, а робость; сказать неправду; возможны всякие неурядицы; явная нелепость; рассказывал небылицы; неразбериха; не правда, а ложь; не приятель, а настоящий друг; не внимание, а рассеянность. 2. Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы: Каждая (не)удача пр..бавляет ума. (Не)силой борю(т,ть)ся, а умением. (Не)правдой (не)проживешь. (Не)бросай друга в (не)счастье. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.. Помогла нам отнюдь не удача. Не грамотность только нужна будущему специалисту. Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. РАЗМИНКА ДЛЯ УМА. В совхозе начался сбор абрикосов, персика. В каждом ребенке надо воспитать внимательные отношения к взрослым. Наша страна поддерживает дружеское отношение со многими странами мира. Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-) Теоретический блок
Практический блок - От данных слов посредством суффиксов -чик- или -щик- образуйте имена существительные со значением лица. Суффиксы подчеркните двумя черточками, а согласную перед ними - одной: учет, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемет, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, буфет, ремонт, заказ, фонарь, носить, загонять, газета. - Списать, вставляя пропущенные буквы:
Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик Теоретический блок - Как различить на письме суффиксы -ек- и -ик-? Практический блок - От данных слов образуйте имена существительные, используя суффиксы -ек, -ик, причем каждое вновь образованное слово пишите сначала в именительном падеже единственного числа, а затем в одном из падежей: родительном, дательном, творительном или предложном. Устно объяснить правописание суффиксов. Выполните фонетический разбор выделенного слова Куст, брелок, вагон, дуб, крючок, корж, ломоть, диван, карандаш, шалаш, орех, лист, глаз, кирпич, сынок. Объяснительный диктант Кривой клювик; жесткий сухарик; построить шалашик; шелковый платочек; кусочек пирога; удобный диванчик; теплый дождичек; золотой ключик; твердый орешек; желтый песочек; аккуратный сверточек; душистый горошек; яркий зонтик; дубовый листик; заросший овражек; маленький садик; зеленый стебелечек; ароматный цветочек; забавный котеночек; серенький комочек; маленький ящичек; прибрежные кустики; осколочек вазы; красивый карманчик; острый ножичек; положить в мешочек; озорной внучек; зажечь фонарик; прелестный букетик; забавный хвостик; кудрявый барашек; редкий ельничек. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Словарный диктант Ветхая одежонка; маленькая ручонка; клочок неба; прелестная собачонка; узкая речонка; веселая девчонка; глоточек воды; дубовый сучок; пучок шерсти; кудрявый барашек; мягкая игрушечка; стручок перца; хрустальный башмачок; мягкая подушечка; зеленый горошек; кленовый листочек; серенький мышонок; маленький добрячок; рыболовный крючок; хитренький зайчонок; шелковый лоскуточек; уютный палисадничек; белый снежок; интересная книжонка, положить в мешочек; озорной внучек; зажечь фонарик; прелестный букетик; забавный хвостик; Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются
Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки. 8. Исправить речевые ошибки: На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у). 9. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь, тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма. Домашнее задание:образовать от неодушевленных собственных существительных нарицательные одушевленные существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка, Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка. Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.) Итог урока. КАРТОЧКА. ЗАДАНИЕ№1.Вставьте пропущенные буквы. Огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, следить за матч...м, великолепным дворц...м, черпать ковш...м, вдохновиться пейзаж...м, стать врач...м, ударить бич...м, зар...сти камыш...м, держать руку над свеч… ЗАДАНИЕ №2. Вставьте пропущенные буквы. Боч...нок, бумаж...нка, комоч…к, котеноч…к, лавч...нка, шапч...нка, ноч...вка, горош...к, небольш...й овраж...к, кукуш…нок. ЗАДАНИЕ №3. Вставьте пропущенные буквы и произведите синтаксический разбор предложения. На со...нце темный лес зардел, В д...лин... пар беле...т тонкий, И песню ран...юю запел В лазур... жаворонок звонкий... В.Жуковский ЗАДАНИЕ №4. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните грамматические основы. 1. Вчера я был на открыти... выставк... 2. Вечером мы подошли к окраин... деревн... 3. С другом я встретился на лекци... в музе... 4. Деревья были в ле...ком ин... 5. Мы бродили по отмел..., вид...ли к...рабли на рейд... 6. Па...ажирский поезд остановился у маленькой станц... 7. Мы побывали в башн... крепост... 8. Пров...ряй друга в опас...ност... ЗАДАНИЕ №5. Развиваем словарный запас! Замениет иноязычные слова русскими. Аналогия, абстрактный, гипотеза, ресурсы, архитектор, кашне, кашпо. Слова для справок: ваза, шарф, сходство, отвлеченный, зодчий, средства, предположение. ЗАДАНИЕ №6. Исправь ошибки! Лужочик, начальничик, огородик, огурчик, орешик, пакетек, паровозик, кузнечик, платочик, цветочик. ЗАДАНИЕ №7. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
ЗАДАНИЕ №8. Раскройте скобки. (НЕ) смерть страшна, а твоя (НЕ)милость. (НЕ)опытность ведет к беде. Это (НЕ) досада, (НЕ)злость, а просто (НЕ)доумение. (Не)внимание на уроке – причина многих бед. (НЕ)вежа тот, кто позволяет себе грубость. Д/З. 1. Объясни значения пар слов и составь с ними СС: адресат – адресант, абонент – абонемент, практик – практикант, фабрикант – фабрикат. 2. Расставьте недостающие знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложений. Выполните морфемный и морфологический разборы слов (около слов стоят еобходимые цифры). Лучик2 солнца3 блеснул из-за леса коснулся верхушек2 деревьев2 отыскал в листве шарики зеленых яблочек3. Дрожь света пробежала по саду3 и заискрились алмазами росинки2 на придорожной траве. Пчелы делают круги над пасекой выбирают направление2 и улетают в леса в луга. Разгорелось солнце, и словно пламенем2 вспыхнули густые ветки3 деревьев…………………………………………………. |
Урок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока | ||
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль... | Конспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются... | ||
Урока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;... | Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,... | ||
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» | ||
Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | Имя существительное Моу “Шалинская средняя общеобразовательная школа” Пестречинского муниципального района рт | ||
Конспект открытого урока русского языка Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ||
Программа по английскому языку для абитуриентов Имя существительное Употребление артикля и местоимений some и any с именами существительными нарицательными | Понятие о словах, обозначающих предметы. Имя существительное Цель урока: Первоначальное ознакомление с именами существительными (общее значение, вопросы) |