Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока





Скачать 59.54 Kb.
НазваниеОбобщение по теме «Имя существительное» Цели урока
Дата публикации25.07.2014
Размер59.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Обобщение по теме « Имя существительное»

Цели урока:

Образовательная- 1) повторить и систематизировать ранее изученное по теме « Имя существительное», его морфологические признаки, роль в предложении

Развивающая 1) формирование умения распознавать существительные среди других частей речи.

2) формирование орфографической зоркости, развитие логического мышления, развитие устной монологической речи.

Воспитательная – воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма урока: Игра – путешествие

Оформление: компьютер, мультимедийный просмотр

Ход урока:

  1. Орг.момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости

Посмотрите вокруг себя. Какие предметы вы видите? ( окно, доска, стол и т.д.)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас-,

Означено словами.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о имени существительном)

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране « Имя существительное». ( цели сказать)

Ребята, а что обозначает слово « путешествие»?

Путешествие – поездка или передвижение.

Путешествие – дело довольно трудное, ведь без необходимых знаний можно и заблудиться. Чтобы попасть на наш автобус, надо приобрести билеты, а чтобы их получить , нужно правильно выполнить задания. Откройте, ребята, путевые листы, запишите сегодняшнее число и тему урока. Если вы правильно выполните задание, мы сможем отправиться в наше путешествие.

Весенние потоки солнечного света заливают лесные поляны.

Лесные , света.
В нашем путешествии нам поможет карта, мы побываем на разных остановках, задержимся и блеснем своими знаниями.

Начало нашего путешествия начинается с остановки « Теоретической»

  1. Дайте определение имени существительному.

  2. Назовите грамматические признаки имени существительного ( постоянные\ непостоянные)

  3. Как изменяется имя существительное ( по числам и по падежам)

  4. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.


Молодцы! Теоретическую часть вы знаете. Продолжаем путешествие дальше.

Мы приблизились к деревне Собственников.

- Как вы думаете какие существительные здесь живут? ( собственные и нарицательные)

- Верно. Какие слова будем относить к собственным ( дети называют, а на слайде появляются правильные ответы

- У собственных существительных кто по соседству живет? ( существительные нарицательные)

- Что они обозначают? ( общее название для всех однородных предметов и явлений.)

Задание 1. Чтобы нам дальше отправиться в путь, распределим данные слова в 2 столбика. ( Нарицательные собственные)

Дождь, (И,и)лья (М,м)уромец, (Б,б)айкал, (В,в)олк, книга, Жучка, « Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, весна, «Бородино», солнце, рентген, стол

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? ( собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.

- Кто был внимателен, тот заметил, что одно и то же слово написано дважды: в одном случае с большой, в другом с маленькой буквы. Почему? ( собственные существительные иногда переходят в нарицательные)

- Может наблюдаться и обратный процесс.

Задание 2. Превратите нарицательные имена существительные в собственные.

Птица орел – город Орел

Цветок роза – девочка Роза

Воздушный шарик – собака Шарик

Плодородная земля – планета Земля.

- Дальше у нас на пути река с названием « Олицетворяемая»

- Если искупаться в этой реке, то может произойти чудо.

- Как вы думаете, какое? ( неживой предмет может стать живым)

- Кто помнит, как называется в литературе прием, когда о неодушевленном предмете говорится как о одушевленном. ( олицетворение)

- О каком постоянном признаки существительного мы должны вспомнить?

( о признаке одушевленности – неодушевленности)

- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? ( вопросы кто? или что?, смысл ( живой или неживой), форма мн.ч. В.п.)

- Давайте посмотрим на слайд и сделаем вывод?

У одушевленных сущ-ых она совпадает с формой Р.п.

Мн.ч Мн.ч.

Вижу учеников - нет учеников

В.п. == Р.п.

У неодушевленных существительных

В.п. = Им.п.

Лежат книги – вижу книги
- Давным давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: кто придумает для моих слов – существительных знаки различия то будет вознагражден.

- Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы?

- По какому еще признаку можно отличать друг от друга имена существительные?

Мы подъехали в село Родное. Название села служит нам подсказкой. ( по признаку рода).

Если можно сказать «он мой» - это м.р., если « она моя» - ж.р., а если « оно мое» - ср.р.

- Ребята, какое сейчас время года? ( весна

- А первый месяц весны какой? (март) Посмотрите на текст.

Март – первый месяц весны. Кругом еще лежит снег, но весеннее солнце ярче и теплее. Небо голубеет и голубеет. Высоко в воздухе запел жаворонок. Показалась первая зеленая травка. Проснулась белоствольная березка. Скоро ее покроет зеленая листва. По небу плывут красивые облака. Много работы в поле.

- О чем этот текст? ( о весне)

- В каком предложении содержится основная информация? ( в 1)

- Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить по этому тексту, если мы говорили о роде существительных? ( распределить существительные по родам)

Задание 3. 1 ряд – сущ-ые м.р. ( март, месяц, снег, воздух, жаворонок)

2 ряд – сущ –ые ж.р. ( весна, травка, березка, листва, работа)

3 ряд – сущ –ые ср.р. ( солнце, небо, облако, поле)

Физминутка

Станица « Склоняемая»

- А здесь что мы должны с вами вспомнить? ( склонение существительных)

- Что называется склонением? ( это изменение слов по падежам и числам)

Молодцы! Значит, вы без труда скажите на сколько групп поделены жители данной станицы? ( на 3)

- А как определить правильно склонение имени существительного? ( поставить в И.п. выделить окончание и определить род)

- Какие существительные относятся к 1 , 2, 3 склонению?

Задание 4 .

самостоятельно записываем слова, определяем склонение.

Молодежь, фарфор, свекла, хлопок, оттепель, раздолье, вьюга, ширь, простор, дядя.

- Чтобы дальше отправиться в путешествие, мы должны проехать улицу падежей.

- Сколько домов на этой улице? ( 6)

Жители станицы « Склоняемая» довольны нашими ответами, на нашем пути хутор

« Численный»

По названию хутора о каком непостоянном признаке жителей идет речь? ( число)

Да, жители эти непостоянны То о них можно сказать «один», то «несколько», то «много».

- Это какой признак, ребята? ( ед.и мн.число)

Мы с вами знаем, что большинство существительных имеют и ед и мн.число. Приведите примеры.

- Посмотрите снова на карту, недалеко от хутора есть 2 маленьких хуторка.

На одном живут доброта и счастье – ед.ч.

На другом – очки, ножницы – мн.ч,

- Что мы можем сказать об этих существительных?

- Изменяются ли они по числам? (нет, эти существительные имеют только одно число – ед. или мн.ч.)

Задание 5. Игра на внимание.

( учитель диктует имена существительные, ученики должны определить число, подняв руку.


- Наконец, мы прибываем в город «Орфографический»

- Кто правит в этом городе? ( орфограммы)

- какие орфограммы мы изучили по теме «имя существительное»?

1. грач…, передач…, мыш…., луч…, возле дач…

2. помогать подруг…, обрадоваться новост…, на опушк… леса, вершина елк.., книга в портфел..

3. врач…м, кольц…, горц..в, сердц….ключ..м
Итоги урока

Мы проехали по всему запланированному пути, справились с заданиями, еще раз давайте обобщим.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

Дом.задание :

вопросы стр.223, упр.562, подготовиться к контрольному диктанту
И в заключении вам нужно заполнить отчет о нашем путешествии, поработав самостоятельно. На столе у каждого лежит тест, состоящий из 8 вопросов, О результатах нашего путешествия вы узнаете на следующем уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока icon«имя существительное»
Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное»
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение...
Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название....
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация...
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;...
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного....
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное»
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока iconКонспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна
Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск