Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»





Скачать 67.76 Kb.
НазваниеУрока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Дата публикации25.07.2014
Размер67.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Обобщение изученного по теме «Имя существительное»

( 6 класс)
Цели урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;

формирование языковой и речевой компетенций;

совершенствование практических навыков в определении основных признаков

данной части речи;

воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: уровневая дифференциация;

ИКТ
Оборудование: мультимедиапроектор;

таблицы;

разноуровневые карточки для индивидуальной работы;

рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста. 6 класс».
Ход урока.
1. Оргмомент

- проверяется готовность к уроку;

- записывается число.

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского.

Слайд № 1

________________________________________________________________________________

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык.

________________________________________________________________________________

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.

Слайд № 2

________________________________________________________________________________

Имя существительное как часть речи

  • Значения существительных

  • Признаки существительных

  • Синтаксическая роль

________________________________________________________________________________
3. Актуализация опорных знаний

- Один из лингвистов сказал об этой части речи так: «Имя существительное – дирижёр

грамматического оркестра».

- Что он хотел сказать этим сравнением?

- Что такое имя существительное?

- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные.
( после ответов учащихся на слайде появляется схема)

Слайд № 3

_______________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________


Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



  1. Индивидуальная работа у доски по карточке.

  2. Класс выполняет задание со слайда № 4 .



Слайд № 4

___________________________________________________________________________

Распределите существительные в соответствии с их значением.

Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна,

отдых, весна.


Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет












_____________________________________________________________________________

  1. Самопроверка (по слайду).

  2. Проверка индивидуального задания (способы образования существительных).


- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает

имя существительное?

(после ответов учащихся появляется слайд № 5)

Слайд № 5

_____________________________________________________________________________

Постоянные признаки:

  • Собственное/ нарицательное

  • Одушевлённое/ неодушевлённое

  • Род

  • Склонение

Непостоянные признаки:

  • Число

  • Падеж

______________________________________________________________________________
- Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



  1. Морфологический разбор существительного ( в рабочей тетради «Комплексный

анализ текста» текст № 11, задание 9)

- Какие существительные называются собственными?

- Как они пишутся?

2. Объяснительный диктант.

В романе Пушкина «Дубровский», теплоход «Александр Пушкин», живём на Волге,

купили «Волгу», молодой орёл, город Орёл, газета «Парус», программа «Время».

  1. Индивидуальная работа у доски ( выписать из текста № 1 (рабочая тетрадь) имена

собственные)
- Почему в определении существительного указывается два вопроса?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

( после ответов учащихся появляется слайд № 6)
Слайд № 6

_________________________________________________________________________

Одушевлённые имена существительные:

  • Названия живых существ: мальчик, бабочка

  • Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший

  • Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка

  • Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет

_________________________________________________________________________
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
Слайд № 7

__________________________________________________________________________

Неодушевлённые имена существительные:

  • Предметы действительности: книга, стол

  • Растения: ромашка, крапива

  • Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая

__________________________________________________________________________

- Существует грамматический способ определения этой категории у

существительных. Назовите его.

Совместными усилиями делается вывод:

у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?),

а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)

2 Индивидуальная работа в тетрадях «Комплексный анализ текста» ( 3 ученика)

3.Класс выполняет тест (слайд № 8)
Слайд № 8

__________________________________________________________________________

Тест

  1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

    1. пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

__________________________________________________________________________



  1. Проверка индивидуальных заданий.

  2. Самопроверка теста (по слайду)


- Изменяются ли существительные по родам?

- Что нового узнали об этой категории?

- У всех ли существительных легко определить род?

- Как определить род у несклоняемых существительных?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


  1. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)

  2. Парная работа (слайд № 9)


Слайд № 9

__________________________________________________________________________

Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие

словосочетания:

школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

__________________________________________________________________________


  1. Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.

  2. Проверка индивидуальных заданий у доски.


- Есть ли окончания у несклоняемых существительных?

- Почему существительные на –мя и слово путь называются

разносклоняемыми?


  1. Работа с таблицей «Падежные окончания существительных»


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


  1. Буквенный диктант


на берёзе о профессии по аллее

о времени в стремени в планетарии

в имени у дочери на заседании

на лекции об опасности из милиции

в инее по территории в брошюре

2. Взаимопроверка ( по слайду № 10)
Слайд № 10

_______________________________________________________________________

е и е

и и и

и и и

и и и

е и е

_______________________________________________________________________
- В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один

падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением.

- Что вы знаете о категории числа в русском языке?

- В древности ,кроме единственного и множественного числа, было

двойственное число, которое обозначало парные предметы.
- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках

существительного. Каким членом предложения оно может быть?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



  1. Синтаксический разбор предложения

В саду крапива занимала целый угол цветника.
4. Обобщение и комментирование оценок за урок.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово

- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о

русском языке ( слайд № 1).Не случайно 2007 год объявлен годом русского

языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов

вам и новых открытий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация...
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» icon«Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconОбобщение по теме «Имя существительное» Цели урока
Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль...
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» icon«имя существительное»
Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное»
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconКонспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение...
Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название....
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57)
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;...
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи»
Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час)
Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск