Скачать 67.76 Kb.
|
Обобщение изученного по теме «Имя существительное» ( 6 класс) Цели урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; воспитание любви к русскому языку. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Технологии: уровневая дифференциация; ИКТ Оборудование: мультимедиапроектор; таблицы; разноуровневые карточки для индивидуальной работы; рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста. 6 класс». Ход урока. 1. Оргмомент - проверяется готовность к уроку; - записывается число. 2. Сообщение темы и целей урока Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. Слайд № 1 ________________________________________________________________________________ Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. ________________________________________________________________________________ Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное. Слайд № 2 ________________________________________________________________________________ Имя существительное как часть речи
________________________________________________________________________________ 3. Актуализация опорных знаний - Один из лингвистов сказал об этой части речи так: «Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра». - Что он хотел сказать этим сравнением? - Что такое имя существительное? - Уточните, что конкретно могут обозначать существительные. ( после ответов учащихся на слайде появляется схема) Слайд № 3 _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд № 4 ___________________________________________________________________________ Распределите существительные в соответствии с их значением. Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.
_____________________________________________________________________________
- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное? (после ответов учащихся появляется слайд № 5) Слайд № 5 _____________________________________________________________________________ Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
______________________________________________________________________________ - Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
анализ текста» текст № 11, задание 9) - Какие существительные называются собственными? - Как они пишутся? 2. Объяснительный диктант. В романе Пушкина «Дубровский», теплоход «Александр Пушкин», живём на Волге, купили «Волгу», молодой орёл, город Орёл, газета «Парус», программа «Время».
собственные) - Почему в определении существительного указывается два вопроса? - Какие существительные называются одушевлёнными? ( после ответов учащихся появляется слайд № 6) Слайд № 6 _________________________________________________________________________ Одушевлённые имена существительные:
_________________________________________________________________________ - Какие существительные называются неодушевлёнными? Слайд № 7 __________________________________________________________________________ Неодушевлённые имена существительные:
__________________________________________________________________________ - Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его. Совместными усилиями делается вывод: у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик) 2 Индивидуальная работа в тетрадях «Комплексный анализ текста» ( 3 ученика) 3.Класс выполняет тест (слайд № 8) Слайд № 8 __________________________________________________________________________ Тест
б) лес, окно, табун, стекло; в) кукла, лисица, студент, Снегурочка. 2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые: а) армия, листва, тюльпан, урок; б) стадо, иволга, веретено, медведь; в) ученик, карандаш, рассвет, год. __________________________________________________________________________
- Изменяются ли существительные по родам? - Что нового узнали об этой категории? - У всех ли существительных легко определить род? - Как определить род у несклоняемых существительных? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд № 9 __________________________________________________________________________ Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания: школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе. __________________________________________________________________________
- Есть ли окончания у несклоняемых существительных? - Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
на берёзе о профессии по аллее о времени в стремени в планетарии в имени у дочери на заседании на лекции об опасности из милиции в инее по территории в брошюре 2. Взаимопроверка ( по слайду № 10) Слайд № 10 _______________________________________________________________________ е и е и и и и и и и и и е и е _______________________________________________________________________ - В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением. - Что вы знаете о категории числа в русском языке? - В древности ,кроме единственного и множественного числа, было двойственное число, которое обозначало парные предметы. - Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В саду крапива занимала целый угол цветника. 4. Обобщение и комментирование оценок за урок. 5. Домашнее задание. 6. Заключительное слово - Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке ( слайд № 1).Не случайно 2007 год объявлен годом русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов вам и новых открытий. |
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока | ||
Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» | ||
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль... | Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного... Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности | ||
«имя существительное» Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное» | Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | ||
Конспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57) | Урока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;... | ||
Урок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение» | ||
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час) | Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности |