Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
Тема: морфологический разбор имени существительного.
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного; развитие речи учащихся.
Форма урока: практикум. Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Уже много уроков мы с вами изучали имя существительное. Настают уроки, когда мы должны подводить итоги, то есть обобщить и закрепить наши знания по этой теме. Сегодня мы научимся делать морфологический разбор имени существительного. Для этого нам придется вспомнить все изученное об этой части речи. Ребята, посмотрите в окно, какой сегодня чудный день, зарядитесь теплом солнца, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи в изучении новой темы.
Работа с презентацией «Морфологический разбор имени существительного».
Работа по ЦОРам «Склонение имен существительных»
- Давайте сейчас повторим склонение имен существительных.
Ввод в тему высказывания «Весна идет, весна идет!» : слово учителя о мусульманском празднике «Науруз», о том, что тема весны вечна в произведениях поэтов, писателей, художников, музыкантов.
-какие ассоциации возникают у вас при слове «весна»?
(тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьев, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый свежий воздух, долгие светлые дни и т.д.) Работа над текстом из книги В.Бианки «Лесная газета».
- Ребята, вам хорошо известно имя Виталия Валентиновича Бианки. Это его книги учат нас с детства наблюдать природу, любить ее и бережно относиться к ней.
Сейчас мы с вами прочитаем небольшой отрывок из этой замечательной книги.
«…Март, - говорит наш народ, - парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег, - уж не тот, что был зимой, - сдает! Знать по цвету, что дело идет к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи, и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес…» Словарная работа:
Парник- кыздыра
Капельник- тамчы тама
Одолевать- жиня
Сдает- жинеля
Копоть- корым Вопросы к тексту:
-определите тему текста (март)
-определите тип и стиль речи (описание с элементами повествования)
-определите основную мысль текста (любовь к природе, красота весенней природы)
-какие признаки марта описаны в тексте?
-каким автор изображает снег?
-что вы сами можете сказать о мартовском снеге?
-укажите изобразительно-выразительные средства
(весна прилетела на солнечных крыльях- метафора; бубенчики синиц –метафора; вода спит, лес спит – олицетворение; зимняя копоть – эпитет) -сделайте морфологический разбор подчеркнутых имен существительных:
зиму – сущ., н.ф. зима, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч., в.п., доп.
к лету – сущ.. н.ф. лето, нариц.. неодуш., ср.р., 2 скл., ед.ч., д.п., доп.
Сосульки – сущ., н.ф. сосулька, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., мн.ч., им.п., подл. -сделайте синтаксический разбор выделенного предложения
В садах звенят радостные бубенчики синиц.
5 .Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Весна идет, весна идет!» Весна идет, весна идет! Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф.И.Тютчев - работа по вопросам:
- определите основную мысль стихотворения
- укажите изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом Тютчевым.
- сделайте морфологический разбор подчеркнутых имен существительных (работа в тетрадях) в полях –сущ., н.ф. поле, нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., мн.ч., пр.п., обст.
весны – сущ., н.ф. – весна, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч., р.п., доп.
хоровод – сущ., н.ф. –хоровод, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., им.п., подлежащее. - сделайте синтаксический разбор выделенного предложения: А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят... Чтение ученицей стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна!»
6. Работа по картине Исаака Левитана «Март» Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим? Начнем работу по сбору материала к сочинению. Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Опишите деревья, изображенные на картине. Что вы можете сказать о солнце? Каким изображен снег? Какова цветовая гамма картины? Ощущается ли присутствие человека? Расскажите о настроении, которое у вас рождается.
-Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем сочинении: описание, повествование, рассуждение?
-какой стиль речи будет уместен в вашем сочинении? Примерное описание картины:
«Март –первый месяц зимы. Еще лежит снег. Еще не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось.
Снег уже осел, стал серым. На дороге он смешался с землей и потемнел, на крыше крыльца подтаял.
Небо голубое и ясное. Воздух чист и прозрачен. Весеннее солнце светит ярко. В его лучах стена дома кажется оранжевой.
У дома растут березы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету. Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.
Картина вызывает радость.»
Работа по программе «Экзаменатор». Итоги урока. Домашнее задание – составить рассказ «Весна идет, весна идет!»
Выставление оценок в электронный журнал.
|