Скачать 46.02 Kb.
|
Тема: Имя существительное. Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное». Задачи:, 1.Закрепить умения различать имена существительные, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи. 2.Развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь. 3.Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме. Оборудование:. Инд. карточки., карточки со словами (работа в бригадах), правила работы в бригадах, алгоритм, Карточки с несклоняемыми существительными, карточки с д/з, м/м установка, презентация. Ход урока. 1.Орг.момент. Проверяется готовность к уроку,- записывается число. - Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского (слайд №1) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. 2.Сообщение темы и целей урока. -Как звучит тема сегодняшнего урока? -Сформулируйте задачу нашего урока! ( После ответов уч-ся слайд №2) -Какую задачу поставить перед собой каждый из вас? -Молодцы! -Мы приступаем к работе над задачей урока. 3.Актуализация опорных знаний ( работа в бригадах). -Работать будем в бригадах. -Вспомните правила работы в бригадах. (Слайд №3) -Что такое имя существительное? -Уточните, что конкретно могут обозначать имена существительные? -Распределите существительные в соответствии с их значением. Доброта, кедр, степь, ветер, праздник, туфли, ученик, тигр, туман, свадьба, крот, врач, море, брусника, ведро, лень.
Проверка! (Слайд №4) Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное. -Посмотрите внимательно на все значения существительных и скажите: -Какое значение существительного мы не использовали в нашей работе? (существительные, обозначающие чувства) (Слайд №5) -Правильно, примеры таких существительных вы приведете после прочтения отрывка из стихотворения К.Бальмонта 4.Орфогрфическая минутка. (По)спевает брусника, Стали дни холоднее, И (от) птичьего крика (В) сердце стало грустнее. К.Бальмонт - Прочитайте четверостишье записанное на доске. -Какие чувства вызвало у вас это четверостишье? (грусть, тоску, сожаление). -Почему? – Спишите это четверостишье, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.( 1 ученик у доски). -Какие орфограммы встретились? - Найдите существительные в этом четверостишье., определите их склонение. -А какими еще грамматическими признаками обладает имя существительное ? (После ответов уч-ся слайд №6) 5.Грамматический разбор имени существительного Грамматические признаки имени существительного: Собственное / нарицательное Одушевлённое / неодушевлённое Род: м., ж., ср. Склонение : 1,2,3. Число: ед., мн. Падеж: И.,Р.,Д.,В.,Т., П. - Молодцы! О чем шла речь в отрывке из стихотворения К.Бальмонта? (Об осени). -Давайте запишем наш ответ и выполним грамматический разбор имени существительного. Об осени (о чём?) н.ф. осень - сущ., нариц ., неод., 3 скл., ед.ч., П.п. -Итак, какое задание сейчас выполняли? 6.Минутка отдыха. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти легкие движения Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся - что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведем глазами дружно Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ! Теперь и вы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на «отлично» Следующую работу. 7. Работа с учебником. Упр.83 (1-4), стр.63. 1,2 -у доски; 3,4 –самостоятельно. -Проверка . -Итог : какие знания помогли справиться с этим заданием? – В каких жанрах УНТ встречаются данные предложения (басни, сказки) - Мы продолжаем работу над задачей нашего урока. 8.Письмо по памяти. (Слайд №7) А я вчера ходил в кино. Ел рядом дядя эскимо. -Прочитайте предложения записанные на доске. -Объясните правописание выделенных орфограмм. Выполнение работы. Проверка. (Слайд №7) -Найдите несклоняемые существительные в этих предложениях. -Почему эти существительные называются несклоняемые? Докажите. 9.Творческая работа. (Слайд №9) Определите слово по его значению: 1.Наемный автомобиль с оплатой по счетчику (такси). 2.Мастерская для шитья одежды (ателье). 3. Автомобильная дорога с твердым покрытием.(шоссе) 4. Верхняя одежда длинного покроя, надеваемая поверх платья, костюма.(пальто) Проверка. -Какие два слова можно объединить в одном предложении? (такси-шоссе, ателье-пальто). -Составьте с ними предложения. Запишите. -Выполните грамматический разбор предложения. 10.Д.з. Карточки -Вам предлагается два варианта, каждый из вас должен сам выбрать задание которое он будет выполнять.- Первый вариант более легкий, второй-посложнее.
Подошел к концу урок, надо подвести итог. 10.Итог урока: -Над какой темой работали сегодня на уроке? -Что мы повторили об имени существительном? -Что такое имя существительное? -Какие имена существительные называются несклоняемыми? -Как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных? Справились мы с задачей нашего урока? Что нам в этом помогло? -Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?- 11.Оценки за урок. (Слайд №10) |