Скачать 92.19 Kb.
|
ГБОУ ЦО №1437 ЗАО г. МосквыПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №22по химии в 9 классе по теме: «СОЕДИНЕНИЯ ГАЛОГЕНОВ» (автор учебника О.С.Габриелян) Учитель химии: Башкатова И.В. г. Москва 2012 год Цели урока: рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов; изучить качественные реакции на галогенид-ионы; рассмотреть природные соединения галогенов и способы применения. Задачи урока: -обучающие: обучить применению полученных знаний на практике, выработке точности движений; -развивающие: активизировать мыслительную активность, познавательную самостоятельность учащихся путем вовлечения в разные виды деятельности; -воспитательные: воспитывать экологическую культуру, проводить профориентирование. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия). Формы работы учащихся: групповая (поисковая деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность, работа с учебником, компьютерное тестирование) Методы работы: работа с компьютерной моделью, объяснение , закрепление, частично-поисковые, практические, иллюстративно-словесные. Оборудование урока: компьютер, экран, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, образцы природных минералов галогенов, образцы изделий и веществ, производимых на основе соляной кислоты (белила, изделия из пластмасс, соли NaCl, AlCl3, KCl, FeCl3), прибор для получения НСl, вата, спиртовка, пипетки, магнитные модели НСl, Н+, Сl-, штативы для пробирок, пронумерованные пробирки, тест-полоска на хлорид-ион (из лаборатории «Пчелка»), водопроводная и почвенная вода, растворы NaCl , КВr , KI , АgNO3 . Ход урока І. Организационный момент. (1 мин.) Учитель: (приветствие, вступительное слово) Сегодня на уроке мы будем изучать соединения галогенов. Вы узнаете о том, как и где они применяются. Вам предстоит научиться распознавать галогениды опытным путем. Где пригодятся эти знания? Для чего мы изучаем эту тему? Для того, чтобы извлечь для себя пользу свойств данных веществ, для грамотного и разумного их использования в повседневной жизни. Возможно, что ваше будущее будет неразрывно связано с такими видами деятельности, где эти знания, несомненно, пригодятся. ІІ. Повторение пройденного материала. (12 мин.) Учитель: -что мы изучали на прошлом уроке? 1. Проверка домашнего задания: 2 ученика работают у доски: а) проверка задания №4 (стр.25); б) выполнение задания по карточке. 2. Работа с классом Экспресс-опрос: -что означает слово «галогены»? -какое место в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева занимают галогены? -что означает номер группы? -в каком порядке идет увеличение радиусов атомов галогенов? -в каком агрегатном состоянии (при н.у.) находятся галогены? -что является причиной разнообразия их агрегатного состояния? -как изменяется интенсивность окраски галогенов? -какой самый электроотрицательный из них? -как изменяется химическая активность галогенов в ряду F→I? -какой химический элемент активнее: а) Сl или I; б) F или Br; в) I или Br? -с чем взаимодействуют галогены? -какие вещества образуют галогены с металлами? Интерактивное задание: ресурс №125231: http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13 0800200c9c09/75756/?interface=pupil&class=51&subject=31 Отвечают ученики, работающие у доски. ІІІ. Изучение нового материала. (22мин.) Записываем тему урока. Объяснение учителя: 1. Галогеноводороды и соответствующие им кислоты. .. НГ Н : Г : Н-Г .. 2. Физические свойства галогеноводородов. Растворимость (1:500). Рис. 51 (стр.26). 3. Кислоты. Интерактивное задание: ресурс №125236 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06894-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class НF→ HСl→ HBr→ HI прочность химической связи уменьшается сила кислот увеличивается 4. Физические свойства соляной кислоты. 5. Получение соляной кислоты. Карточка-ресурс: №125238 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06895-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class Способы получения соляной кислоты: (объяснение учителя) а) промышленный способ: Н2 + Сl2→2НСl + 183,6 кДж б) лабораторный способ: NaCl + H2SO4→ НСl + NaHSO4 кр. конц. г. кр. Демонстрация прибора для получения HСl (ознакомление с порядком сборки прибора). Рис.52 (стр.26) -Можно ли эту реакцию провести в растворе? (ответ: нет) 6. Химические свойства соляной кислоты: (беседа с классом) -Как распознать кислоту среди других растворов веществ? Демонстрация опыта: изменение окраски индикатора в кислой среде. -Какие ионы обусловливают кислую среду? (ответ: Н+) -Что это значит? (ответ: кислота диссоциирует) Работа с магнитными моделями (ученик моделирует процесс диссоциации кислоты на магнитной доске). -С какими веществами реагируют кислоты? (выполнение задания №1 – доп. лист) 7. Применение соляной кислоты (рис.53, стр.27): а) очистка поверхности металлов; б) при паянии; в) получение солей; г) производство пластмасс и синтетических материалов; д) приготовление лекарств; е) производство красок. Демонстрация изделий, которые изготавливают на основе НСl. Рассказ учителя о значении НСl. Дем. опыт: ученик определяет наличие хлора в водопроводной воде (использование лаборатории «Пчелка»). 8. Другие кислоты галогеноводородов. НF - фтороводородная кислота (плавиковая) 4 НF + SiO2 → SiF4↑ + 2H2O Эту реакцию используют для изготовления надписей и рисунков на стекле (рассказ учителя о художественных произведениях М. Чюрлениса). Задание «Материал в «копилку» (повышенной сложности – к ЕГЭ). 9. Соли галогеноводородных кислот, их применение. Учитель: галогены в природе существуют только в связанном состоянии. Ресурс №125242 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06897-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class Демонстрация минералов: NaCl – поваренная соль, галит KCl – сильвин KCl ▪NaCl - сильвинит CaCl2- флюорит, плавиковый шпат HgCl2- сулема (яд!!!) CaCl2▪6H2O- кристаллогидрат хлорида кальция AgBr- бромид серебра KI- йодид калия Растворы NaBr и KBr- неправильное название «бром» Ученик: доклад «Соли галогеноводородных кислот, их применение». 10. Качественные реакции на галогенид-ионы. Демонстрационные опыты: а) качественная реакция на хлорид-ионы: AgNO3 + NaCl → AgCl↓ + NaNO3 белый ос. Ag+ + Cl- → AgCl↓ б) качественная реакция на бромид-ионы: AgNO3 + KBr→ AgBr↓ + KNO3 светло- желтый ос. Ag+ + Вr- → AgBr↓ в) качественная реакция на йодид-ионы: AgNO3 + KI→ AgI↓ + KNO3 желтый ос. Ag+ +I- → AgI↓ г) качественная реакция на фторид-ионы: 2NaF+ CaCl2 → CaF2↓ + 2NaCl белый ос. Са2+ + 2F- → CaF2↓ (с фторидами должен работать учитель!!!) ІV.Закрепление. (7 мин.) Практическое задание «Эксперты»: Опыт 1. Распознавание галогенид-ионов. Опыт 2. Распознавание соляной кислоты среди выданных веществ (НСl, NaOH, НNО3). 2 ученика (по желанию) выполняют задания на демонстрационном столе. 3-й ученик выполняет задание №2 и №3 (см. лист доп. задания). Остальные учащиеся выполняют Интерактивные задания: ресурс №67177 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/0a9318e5-d15e-5b8f-482c-8f3d5a790bb6/?from=c954277b-ff0a-4db8-3bd0-81f1c77802a6&interface=pupil&class V. Итоги урока. (2мин.) 1. Что вы узнали на уроке? Чему научились? 2. Что вам понравилось, запомнилось? 3. Какие полезные советы отметили для себя? 4. Как и где можно применить полученные знания, в каких видах профессиональной деятельности? Выставление оценок. VІ. Задание на дом. (1мин.) §19, №1(устно), №4(письменно) Задание №4 «Крестики-нолики», №5 «Знакомый номер» (см. лист доп. задания). Если останется время – выполняется в классе, нет – дома. Соединения галогенов №1 С какими из перечисленных веществ взаимодействует соляная кислота: Zn, Cu, NaOH, AgNO3 , NaCl ,CuO, SO2? №2 Назвать соли: KBr, BaCl2, NaCl, CaF2, NaI, NH4Cl. №3 В каких случаях происходит связывание ионов: 1) Н+ и Сl- 4) Ag+ и I- 2) Ag+ и Br- 5) Na+ и Сl- 3) Ag+ и NO3- 6) Ag+ и Сl- №4 «Крестики-нолики» Вычеркните прямой линией три вещества, в которых хлор имеет одну и ту же степень окисления:
№5 «Знакомый номер» Установите соответствие. Ответ запишите в виде цифр в последовательном порядке.
Ответ: Материал - в «копилку» (повышенной сложности – к ЕГЭ)
Приложение к план-конспекту урока №22 «Соединения галогенов» ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О. С. Габриелян, учебник – О.... | План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
Петровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по... Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования... | Петровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | ||
Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об именах прилагательных" (3-й класс) Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений, авторов- о. С.... | ||
Конспект урока химии в 8 классе Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Программа по химии II отделение 1 вариант в 9 классе О. С. Габриеляна, (О. С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е... | ||
Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... | ||
Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | ||
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению расчетных... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | Рабочая программа по химии для 10 класса на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии, Программы курса химии для 10 классов... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян.... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | Тип урока Учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного полного общего образования по... |