Рабочая программа по химии 9 кл ас





Скачать 206.05 Kb.
НазваниеРабочая программа по химии 9 кл ас
страница1/2
Дата публикации06.09.2014
Размер206.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 КЛАСС  

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования федерального компонента государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана МБОУСОШ села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - 2-е изд., перераб. i доп. - М.: Дрофа, 2010),

Рабочая программа по химии составлена на основе обязательного минимума содержания и программы по химии О.С. Габриеляна, а также требований к уровню подготовки выпускников.

Программа рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет  (8 - 9 классы). Весь теоретический материал в рабочей программе по химии рассматривается на первом году обучения (8 кл.), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Цели  и  задачи  изучения курса

Цель: Формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

Задачи:

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

  • формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

  • раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

  • развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 1. Металлы (15 ч)

Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов, Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+

Тема 2. Неметаллы (26 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознавание солей аммония. 8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 10. Получение углекислого газа и его распознавание.

 Тема 3. Практикум № 1.

«Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (5 ч)

1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 2. Получение аммиака и исследование его свойств. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов. 5. Практическое осуществление переходов.

 

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВ

Тема 4. Органические соединения (11 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения,замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации.

Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты.

11. Изготовление моделей молекул  углеводородов. 12. Свойства  глицерина. 13.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 5. Практикум № 2.

«Получение, свойства и распознавание органических веществ» (3 ч)

6. Получение и свойства этилена. 7. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения.  8. Распознавание волокон и пластмасс. 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения курса химии в 9 классе:

 

Неорганическая  химия

Учащиеся должны знать:

  • положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

  • основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

  • алюминия;

  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

 

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (ЩМ и ЩЗМ, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

  • распознавать важнейшие катионы и анионы;

  • решать расчетные задачи с использованием изученных понятий. 

Органическая химия

Учащиеся должны знать:

  • причины многообразия углеродных соединений(изомерию); виды связей; важнейшие функциональные группы, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  • строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

  • понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим применением веществ;

  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Образовательные технологии:

  • Проблемно-развивающее обучение;

  • Технология игрового обучения;

  • Исследовательская деятельность;

  • Технология проектирования;

  • Коллективный способ обучения
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс



Тема

Количество часов
В том числе

практических работ
контрольных работ

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6
1

2

Металлы

15
1

3

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

3

3 практических работы


4

Неметаллы

26

3

практических работ
1

5

Органические соединения

11
1

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


5
1

7

ИТОГО

66
5
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии 8 класс 2013 2014 уч г
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии, Примерной...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии для 8 класса. Учитель химии
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана...
...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю)
...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии для 10 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии, Программы курса химии для 10 классов...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна....
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии учителя 1 категории Ухандеевой Алевтины...
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на базе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconПояснительная записка 9 класс рабочая программа по химии для 9 класса...
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии 9 класса разработана на основании: Государственного...
Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по химии 9 класса разработана на основании
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии
Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса основного общего образования составлена на основе
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по химии 9 кл ас iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по химии разработана для 11 (профиль) класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск