Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 255.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации09.02.2014
Размер255.71 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ, Программы курса химии для 10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.И.Нифантьев.

Учебник Е.Н.Нифантьев,. Химия. 10 класс. Базовый уровень
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Программа

  • позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;

  • представляет курс, освобождённый от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;

  • включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;

  • полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».

Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.

Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:

  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
    состава, периодический закон,

  3. основные теории химии:  химической связи, строения органических соединении.

  4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,

уметь

  1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,

  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

  3. характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,

  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,

  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,

  6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической  оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.

  • Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.


В рабочей программе в разделе «Планируемые результаты обучения» продвинутый и творческий уровни усвоения обозначены курсивом. Предусмотрено овладение следующими компетенциями:



  • учебно-познавательной,

  • коммуникативной,

  • информационной,

  • рефлексивной,

  • личностного саморазвития,

  • смыслопоисковой,

  • профессионально-трудового выбора.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 . Теория строения органических соединений

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Тема 2 . Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.

Тема 4 . Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Тема 5. Биологически активные органические соединения

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема урока


Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся


Измерители


Элементы дополнительного (необязательного) содержания


Эксперимент


Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Предмет органической химии



















§1,вЗ-5, 6(п), 7(п).


ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (2 часа)

2

Основные положения теории химического строения органических соединений.

Комби-нирован-ный.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет.

Радикалы, функциональные группы.

Знать

теорию строения органических

соединений.

Знать

понятия: валентность, степень окисления, углеродный скелет.

Органическая химия. Авт.

Л.А. Цветков,

стр.10, вЗ,4, стр.13, вб.

Учебник «Химия 10 класс»

(базовый уровень)

О.С.Габриеляна,

стр.22, в 1,2.







§2,

в6.

3

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

Комби-нирован-ный.

Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Типы химических связей в молекулах органических веществ.

Знать

понятия: изомерия, гомология.

.







§2,

вЗ,4,5,

10(п),

11(п).


ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (9 часов)

4

Природный газ. Алканы.

Комби-нирован-ный.

Природный газ. Алканы. Радикалы. Химические свойства основных классов органических соединений.

Номенклатура органических соединений.


Знать

важнейшие вещества: метан.

Знать

важнейшие химические понятия: «углеродный скелет, изомерия, гомология».

Уметь:

называть

изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять

зависимость свойств веществ от их состава и строения;

определять

принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 104,105,112,120.





Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропанбутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Лаб.

Изготовление молекул органических соединений.


§3, в5,6, Т(п), 8 (п), 9-11. стр.183 (приложение 1)



5

Этилен, ацетилен, понятие об алкадиенах с двумя двойными связями.

Комбиниро-ванный.

Алкены, диены, алкины. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений. Структурная изомерия.

Уметь:

называть

изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 20,106,107,113.




Лаб.

Изготовление молекул органических соединений.

§4, в1, 2(а-г), 7(п). §5, в1, 2(а-г), 7(п). §6, вб, стр. 183 (приложение 1,3).




6

Получение этилена и ацетилена

Комбинированный.




Уметь:

называть

изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений.







Д.

Получение этилена и ацетилена.

§4,

стр.33,36, вЗ(п), 4(п). §6,

стр.44, в1(п).




7

. Химические свойства этилена, бутадие-на-1,3, ацетилена

Комбинированный.

Химические свойства основных классов органических соединений.

Знать

вещества: этилен, ацетилен.

Уметь:

определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Контрольные и проверочные

работы к учебнику «Химия

10 класс»

О.С. Габриеляна,

стр. 22,114.

Учебник «Химия 10 класс»




Д.

Качественные реакции на кратные связи.

§4, стр. 34-37, §5,

стр.41, 42, в2(д).

§6




8

. Химические свойства этилена, бутадие-на-1,3, ацетилена.

Комбиниро-ванный.

Химические свойства основных классов органических соединений.

Знать:

вещества: этилен, ацетилен.

Уметь:

определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.


Контрольные и проверочные

работы к учебнику «Химия

10 класс»

О.С. Габриеляна,

стр. 22,114.

Учебник «Химия 10 класс»




Д.

Качественные реакции на кратные связи.

§4, стр. 34-37, в2,д(п). §5,

стр.41, 42, в2(д).

§6, стр. 44-46, в.4,5





9

Полиэтилен, его свойства и применение. Поливинилхлорид, его применение. Резина.

Каучуки.

Комбиниро-ванный.

Полимеры:

Пластмассы, каучуки.

Знать:

Вещества и материалы: пластмассы, каучуки.







Лаб.

Знакомство с образцами пластмасс и каучуков (работа с коллекциями)

§4, стр. 35

§6, стр. 45

§5.


10

Бензол.

Комбиниро-ванный.

Арены. Химические свойства основных классов органических соединений.

Номенклатура органических соединений.


Знать:

важнейшие вещества: бензол.

Уметь:

называть

изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять

зависимость свойств веществ от их состава и строения;

определять

принадлежность веществ к различным классам органических соединений.


Контрольные и проверочные

работы к учебнику «Химия

10 класс»

О.С. Габриеляна,

стр. 22,114.

Учебник «Химия 10 класс» стр.58.








§7 стр. 185 (приложение 1) стр. 183 (приложение 7)


11

Нефть.

Состав и переработка.

Комбиниро-ванный.

Нефть – природный источник углеводородов.

Арены. Химические свойства основных классов органических соединений.

Номенклатура органических соединений.

Уметь:

определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

выполнять

химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.








Лаб.

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями)

Лаб.

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

§8 в.1-4, 6,7 (п)

12

Контрольная работа № 1 по темам «Теория строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники».

Урок контроля знаний, умений и навыков.







Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр. 79.











ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. (10 часов)

13

Единство химической организации в живых организмах.

Спирты.

Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных многоатомных спиртах.

Комбиниро-ванный.

Одно-и многоатомные спирты. Функциональные группы. Номенклатура и классификация органических соединений.

Знать

понятие: «функциональная

группа»;

Уметь

называть

изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр.32, 119.







§9, в.5,6,7.

14

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Комбиниро-ванный.




Уметь

характеризовать

строение изученных органических соединений; определять

принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять

химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр.32,36, 53.




Лаб.

Качественная реакция на многоатомные спирты.

§9, в.9,10,11,13(п)

стр.184

(приложение)

15

Фенол. Каменный уголь.

Комбиниро-ванный.

Фенол. Химические свойства основных классов орг. сединений.

Уметь:

характеризовать строение и свойства изученных органических соединений,

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 10 класс» О.С. Габриеляна, стр.51.







§10, в1,4,5,

Стр. 185

(приложение 9)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск