Тип урока: Приобретение новых знаний.
Вид урока: Беседа с использованием учебного химического эксперимента.
Тема урока: Химические реакции.
Цель урока: изучить сущность химических реакций.
Задачи урока:
Образовательный аспект урока: Научить школьников отличать физические явления от химических по определённым признакам.
Развивающий аспект урока: продолжить развитие интеллектуальных и практических умений учащихся (умение анализировать, сравнивать, делать выводы). Развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента.
Воспитательный аспект урока: воспитывать у учащихся такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, инициатива, доброжелательность.
Валеологический аспект урока: бережное (положительное) отношение к здоровью.
Материально-технические ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, комплект химического оборудования.
Организационные ресурсы: учебник, справочники, рабочая тетрадь, CD-диск. Ход урока.
Организационный момент.
Введение в урок. - Здравствуйте, ребята!
- Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.
- Дежурный по классу назовите отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
- Давайте, ребята, проведём небольшой эксперимент «Разрезание и сжигание бумаги» .
- Что вы наблюдали? (На первом случае – каждый кусочек разрезанной бумаги сохраняет и её свойства. Это – физическое явление. В случае сжигания бумаги – образуется …пепел. Пепел имеет – другие свойства. Это – химическое явление).
- Как вы узнали, что это химическое явление?
(По признакам:
Изменение окраски.
Появление запаха.
Выделение тепла, света, иногда газа.
Появление осадка).
Вывод эксперимента:
- Итак, все признаки, которые вы называли при химических явлениях, относятся к ……………..(химическим реакциям).
- Химические явления – это …. (химические реакции).
III. Изучение новой темы.
- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число и тему урока «Химические реакции». (§26, страница 135)
- Эпиграф сегодняшнего урока будет являться выражение Гёте:
«Мало знать, надо и применить
Мало хотеть, надо и делать».
- При изучении новой темы мы:
Определим – сущность химических реакций;
Выявим – признаки химических реакций;
Отметим – условия протекания реакций;
Познакомимся – с химическими реакциями.
- Работа с учебником. (-давайте прочтем текст учебника на странице 135, 1-ый абзац). В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, как вы знаете, происходит превращение одних веществ в другие.
- Понаблюдаем за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ.
- Результаты опытов зафиксируем в таблицу в рабочих тетрадях.
- Техника безопасности.
«Налив воду в колбу с загрязнённой солью, Миша очень интенсивно перемещал содержимое стеклянной палочкой. Затем он поставил на край стола. Отфильтровал, затем он зажег спиртовку от соседней спиртовки и нагревал. После нагревания Миша оставил зажженную спиртовку и взял чашку для выпаривания руками» (слайд).
- Определите, какие правила нарушил Миша? (перемещать плавно, нельзя поставить колбу на край стола, зажигать спиртовку спичкой, а не от соседней, нельзя оставлять спиртовку зажженной, нельзя трогать чашку для выпаривания руками).
Опыт 1. В пробирку нальем 2 мл раствора хлорида железа (ІІІ), а затем добавим несколько капель раствора роданида калия. Увидим появление кроваво-красного раствора (проведение опыта).
Опыт 2. Плавление и горение парафина (показ видеофрагмента и проведение опыта).
При горении парафина образуются летучие вещества. Плавление парафина - физическое явление, горение – химическое явление.
Опыт 3. Разрезание и горение магния (показ видеофрагмента). При горении магния выделяется свет и теплота.
Опыт 4. Смешаем порошки железа и серы, новые вещества при этом не появились. Железо из этой смеси будет притягиваться магнитом, а при опускании смеси в воду сера всплывает на поверхность. Однако, если эту смесь нагреть, то начинается химическая реакция. Получится новое вещество – сульфид железа (ІІ) (показ видеофрагмента и проведение опыта). Рисунок 89, стр. 136. - Из проделанных опытов сделаем вывод. Давайте послушаем и запомним (слайд).
1. Химические свойства веществ не протекают никаких изменений при физических процессах.
2. В результате химического превращения – химической реакции образуются новые вещества с другими свойствами.
3. Продукты реакции – это вещества, образующиеся в результате химических реакций.
4. Исходные вещества, принимающие участие в химической реакции, называются реагентами.
5. Химические вещества образуются в результате химических реакций. (слайд).
IV. Закрепление.
Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку.
- Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. Для этого в рабочих тетрадях напишите химический диктант.
Химия – это наука о _____________________. Все явления подразделяются на ______________, ____________. Химических явлений называют химическими _______________. Признаками химических реакций являются ________________, _____________, ________________, __________________. При химических реакциях атомы _____________, и образуются ______________ вещества.
Слова для справок: химические, разрушаются, физические, выпадение осадка, веществах, выделение газа, новые, изменение цвета, появление запаха, реакциями.
Рефлексия:
Сегодня я понял … 4. Теперь я могу …
Я приобрел … 5. Меня удивило …
Я попробую … 6. Мне захотелось …
Если Вы хорошо поняли урок, то поднимите СОЛНЫШКО;
Если у Вас возникло затруднения, тогда поднимите СОЛНЫШКО С ТУЧКОЙ;
Если Вы не поняли урок, то поднимите ТУЧКА С МОЛНИЕЙ.
V. Домашнее задание.
1. Ответьте на вопросы 1, 2 на стр. 139.
2. Приведите примеры химических реакций, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве и в природе.
VI. Подведение итогов урока.
- Сегодня хорошо работали …. Мы сегодня определили …, выявили …, отметили …, познакомились ….
- На этом уроке мы рассмотрели химические реакции только на словах, а на следующем уроке напишем уравнения реакции.
- Наш урок окончен. Спасибо, за активное участие на уроке.
МБОУ Бай-Талская СОШ
План урока
на тему: «Химические реакции»
( 8 класс)
Учитель химии: Иргит А.К.
2012-2013 уч.год. |