Скачать 151.9 Kb.
|
План урока по теме: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» 10 класс (профиль) Учитель Дядиченко М. А. п. Красная Яруга СОШ №2 ноябрь 2009 г Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся в ходе урока, проверить уровень усвоения темы, дать учащимся представление о типах задач, включенных в тесты ЕГЭ по физике. Оборудование: тесты ЕГЭ по физике, компьютер, проектор, экран. План урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 1 этап урока. В качестве домашнего задания вам были выданы опорные задачи по данной теме. Возьмите лист оценок и ответов, подпишите его и вставьте свои ответы (тест 1). Обменяйтесь этими листами, зачеркните неверные ответы, выставьте оценку, исходя из предложенных требований (два задания -1 балл). ( На экране высвечиваю правильные ответы). 5 минут урока 3. Теперь обоснуем ваш выбор ответа. Смотрим опорные задачи №7 и №9 (сильные ученики), №5 и №6 (средние ученики). (Одновременно высвечиваю эти задания на экране). К доске 4 человека. Дано не записываем, но чертеж и дальнейшее решение обязательно. Пока ученики готовят задания, вопросы к классу: 1) Что мы называем импульсом тела? 2) Что мы называем импульсом силы? 3) Какая связь между ними? 4) Сформулируйте закон сохранения импульса (2-3 ученика). 5) У космонавта в космосе отвязался страховочный трос, и он неподвижно повис возле корабля. Как ему вернуться на корабль без посторонней помощи? 6) Где в живой природе используется закон сохранения импульса? Учащиеся у доски комментируют решение, в случае необходимости класс помогает. 20 минут урока 2 этап урока. 4. Проверочная работа. Запишите с лист ответов и оценок номер варианта. Решаем 5 заданий в течение 15 минут. Задание №5 выполняем в развернутом виде без дано на обратной стороне листа. Ответы заносим в лист. 35 минут урока. Обменяйтесь листами, зачеркните неверные ответы, выставьте оценку, исходя из предложенных требований (1 задание- 1 балл). (Высвечиваю на экране правильные ответы). 3 этап урока. 5. Давайте рассмотрим одно задание, которое вызвало затруднения. (Учащиеся предлагают задание). Вызываю ученика к доске, задаю вопросы типа: «С чего начинаем, что делаем далее» и с помощью класса поэтапно, согласно алгоритму, оформляем задачу. 42минуты урока. 6. Рефлексия. Подчеркните свой уровень освоения темы, поставьте самооценку. 7. Запишите домашнее задание: повторить параграфы 41-44. Выполнить снова опорные задачи и задачи проверочной работы, где была допущена ошибка. Сдайте листы ответов и оценок на проверку мне. Опорные задания ЕГЭ по теме «Импульс тел. Закон сохранения импульса» 1. Мяч массой m брошен вертикально вверх с начальной скоростью . Каково изменение импульса мяча за время от начала движения до возвращения в исходную точку, если сопротивление воздуха пренебрежимо мало? 1) m 2) - m 3) - 2m 4) 0 2. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы величиной 4 Н за 2 с импульс тела увеличился и стал равен 20 кгм/с. Первоначальный импульс тела равен 1) 4 кгм/с 2) 8 кгм/с 3) 12 кгм/с 4) 28 кгм/с 3. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы 5 Н импульс тела уменьшился от 25 кгм/с до 15 кгм/с. Для этого потребовалось 1) 1 с 2) 2 с 3) 3 с 4) 4 с 4. На покоящееся тело массой 5 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы; чтобы скорость тела возросла до 2 м/с? 1) 0,4 Нс 2) 2,5 Нс 3) 10 Нс 4) 20 Нс 5. Человек массой m прыгает с горизонтальной скоростью V с берега в неподвижную лодку массой М. Каким суммарным импульсом обладают лодка с человеком, если сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало? 1) 0 2) mV 3) (m + M)V 4) mMV/(m + M) 6. Вагон массой m, движущийся со скоростью, сталкивается с таким же вагоном, движущимся со скоростью -в противоположном направлении. Каков модуль суммарного импульса двух вагонов после столкновения? Столкновение считать упругим, взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало. 1) 0 2) 2mv 3) mv/2 4) mv 7. Человек массой m прыгает с горизонтально направленной скоростью V относительно Земли из неподвижной лодки массой М на берег. Если сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало, то скорость лодки относительно Земли в момент отрыва человека от лодки равна 1) 2V 2) V 3) mV/(m + М) 4) mV/M 9. Мальчик массой 50 кг бежит и прыгает на движущиеся навстречу сани массой 10 кг. Перед прыжком скорость мальчика равна 1,5 м/с, скорость саней 1 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения? 1) 0,5 м/с 2) 1,1 м/с 3) 1,3 м/с 4) 1,4 м/с 8. Пластилиновый шарик массой 50 г налетает на покоящийся пластилиновый шарик массой 150 г. После удара шарики движутся вместе со скоростью 1 м/с. Определить скорость движения налетающего шарика. 1) 1 м/с 2) 2 м/с 3) 3 м/с 4) 4 м/с 10. По реке (недалеко от берега) плывет плот массой 140 кг со скоростью 0,5 м/с. Мальчик массой 60 кг прыгает с берега на плот со скоростью 2 м/с. Скорости плота и мальчика до столкновения взаимно перпендикулярны. Чему равен синус угла между векторами скорости мальчика до и сразу после столкновения с плотом? 1) 0,2 2) 0,3 3) 0,4 4) 0,5
Лист ответов и оценок (Ф. И.)____________________________Ниже номера вопроса поставьте букву, которой соответствует верный ответ. Исправления не допускаются. Домашний тест 1.
Оценка «3» 5-6 верных ответов, «4» 7-8 ответов, «5» 9-10 верных ответов Проверочный тест 2. Вариант….. Задание №5 в виде краткого развернутого ответа на обратной стороне этого листа (чертеж, закон, проекция, расчет ответа)
Оценка «3» 3 верных ответа, «4» 4 верных ответа, «5» 5 верных ответов Учет оценок
Рефлексия (подчеркните свой уровень усвоения материала) 1. Я полностью понял материал на закон сохранения импульса и неплохо могу его применять для решения задач. 2. Я понял материал, но могу решать задачи с помощью. 3. Я понял материал частично и с трудом могу решать задачи. 4. Я не могу решать такие задачи. Что вызвало затруднения? (написать) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответы проверочной (зачетной) работы по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс 1 задание 1 балл
Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 1. 1. Мальчик массой 60 кг догоняет движущиеся в том же направлении сани массой 10 кг и запрыгивает на них. Перед прыжком скорость мальчика равна 2,6 м/с, скорость саней 2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения? 1) 0,6 м/с 2) 2,3 м/с 3) 2,5 м/с 4) 4,6 м/с 3 2. Человек массой 50 кг прыгает из неподвижной лодки массой 100 кг на берег с горизонтальной скоростью 3 м/с относительно лодки. Если сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало, то лодка после прыжка человека движется относительно Земли со скоростью 1) 3 м/с 2) 2 м/с 3) 1,5 м/с 4) 1 м/с 3 3 Автомобиль движется со скоростью V1 = 90 км/ч, а мотоцикл со скоростью V2 = 180 км/ч. Масса мотоцикла m = 500 кг. Отношение импульса автомобиля к импульсу мотоцикла равно 1,5. Масса автомобиля равна 1) 1500 кг 2) 3000 кг 3) 4000 кг 4) 8000 кг 1 4. На тело действует постоянная сила, равная 0,75 Н. Через какое время изменение импульса тела составит 6 кгм/с? 1) 6с 2) 2с 3) 8с 4) 12с 3 5. Мальчик массой 40 кг бежит и запрыгивает на движущиеся по горизонтальной ледяной поверхности сани массой 10 кг. Перед прыжком: скорость мальчика равна 2 м/с, скорость саней 1,5 м/с, вектора скоростей перпендикулярны друг к другу. Чему равна начальная скорость их совместного движения? 1) 0,5 м/с 2) 1,6 м/с 3) 2,5 м/с 4) 3,5 м/с 2 Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 2. 1. Мальчик массой 50 кг бежит и прыгает на движущиеся навстречу сани массой 10 кг. Перед прыжком скорость мальчика равна 1,5 м/с, скорость саней 1 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения? 1) 0,5 м/с 2) 1,1 м/с 3) 1,3 м/с 4) 1,4 м/с 2 2. Человек массой m прыгает с горизонтальной скоростью V с берега в неподвижную лодку массой М. Каким суммарным импульсом обладают лодка с человеком, если сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало? 1) 0 2) mV 3) (m + M)V 4) mMV/(m + M) 2 3. Масса грузовика m1=5000 кг, масса легкового автомобиля m2= 1000 кг. Грузовик движется со скоростью V= 72 км/ч. Отношение импульса грузовика к импульсу автомобиля равно 2,5. Скорость легкового автомобиля равна 1) 72 км/ 2) 90 км/ч 3) 108 км/ч 4) 144 км/ч 4 4. Тело движется по прямой. Начальный импульс тела равен 50 кгм/с. Под действием постоянной силы величиной 10 Н за 2 с импульс тела уменьшился и стал равен 1) 10 кгм/с 2) 20 кгм/с 3) 30 кгм/с 4) 45 кгм/с 3 5. Скатываясь с ледяной горы на пластиковых дощечках, два мальчика массой m1 = 20 кг и m2 = 30 кг столкнулись. Перед столкновением скорости мальчиков были взаимно перпендикулярны и равны V1=3м/с и V2=2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения? Массой дощечек можно пренебречь. 1) 1,7 м/с 2) 2,3 м/с 3) 2,5 м/с 4) 5,0 м/с 1 Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 3. 1. Вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения? Взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало. 1) 0 2) mv/3 3) mv/2 4) mv 4 2. Человек массой m прыгает с горизонтальной скоростью V относительно Земли из неподвижной лодки массой М на берег. Каков модуль суммы векторов импульсов лодки и человека относительно Земли в момент после отрыва человека от лодки? Сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало. 1) 0 2) mV 3) (m + M)V 4) 2mV 1 3. Масса мотоцикла m1= 500 кг, масса автомобиля m2= 1000 кг. Автомобиль движется со скоростью V= 108 км/ч. Отношение импульса автомобиля к импульсу мотоцикла равно 1,5. Скорость мотоцикла равна 1) 72 км/ч 2) 90 км/ч 3) 108 км/ч 4) 144 км/ч 4 4. На покоящееся тело массой 5 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы; чтобы скорость тела возросла до 2 м/с? 1) 0,4 Нс 2) 2,5 Нс 3) 10 Нс 4) 20 Нс 3 5. По реке (недалеко от берега) плывет плот массой 140 кг со скоростью 0,5 м/с. Мальчик массой 60 кг прыгает с берега на плот со скоростью 2 м/с. Скорости плота и мальчика до столкновения взаимно перпендикулярны. Чему равна начальная скорость совместного движения плота и мальчика? 1) 0,7 м/с 2) 1,7 м/с 3) 2,1 м/с 4) 2,5 м/с 1 Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 4. 1. Атом массой m, движущийся со скоростью V, столкнулся с неподвижным атомом массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают два атома после столкновения? 1) mV/З 2) mV/2 3) mV 4) 3mV 3 2. Человек массой m прыгает с горизонтально направленной скоростью V относительно Земли из неподвижной лодки массой М на берег. Если сопротивление воды движению лодки пренебрежимо мало, то скорость лодки относительно Земли в момент отрыва человека от лодки равна 1) 2V 2) V 3) mV/(m + М) 4) mV/M 3 3. Поезд движется со скоростью V1 = 90 км/ч, а теплоход со скоростью V2= 36 км/ч. Масса поезда m = 100 тонн. Отношение импульса поезда к импульсу теплохода равно 5. Масса теплохода равна 1) 20 тонн 2) 50 тонн 3) 100 тонн 4) 200 тонн 2 4. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы величиной 4 Н за 2 с импульс тела увеличился и стал равен 20 кгм/с. Первоначальный импульс тела равен 1) 4 кгм/с 2) 8 кгм/с 3) 12 кгм/с 4) 28 кгм/с 3 5. По реке (недалеко от берега) плывет плот массой 140 кг со скоростью 0,5 м/с. Мальчик массой 60 кг прыгает с берега на плот со скоростью 2 м/с. Скорости плота и мальчика до столкновения взаимно перпендикулярны. Чему равен синус угла между векторами скорости мальчика до и сразу после столкновения с плотом? 1) 0,2 2) 0,3 3) 0,4 4) 0,5 4 Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 5. 1. Вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с таким же вагоном, движущимся со скоростью V в противоположном направлении. Каков модуль суммарного импульса двух вагонов после столкновения? Столкновение считать упругим, взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало. 1) 0 2) 2mv 3) mv/2 4) mv 1 2. Два шара массами m и 2m движутся по одной прямой со скоростями, равными соответственно 2V и V. Первый шар движется за вторым и, догнав, прилипает к нему. Каков суммарный импульс шаров после удара? 1) mV 2) 2mV 3) 3mV 4) 4mV 4 3. Танк движется со скоростью V1= 18 км/ч, а грузовик со скоростью V2= 72 км/ч, Масса танка m= 36000 кг. Отношение импульса танка к импульсу грузовика равно 2,25. Масса грузовика равна 1) 1500 кг 2) 3000 кг 3) 4000 кг 4) 8000 кг 3 4. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы 5 Н импульс тела уменьшился от 25 кгм/с до 15 кгм/с. Для этого потребовалось 1) 1 с 2) 2 с 3) 3 с 4) 4 с 2 5. По реке (недалеко от берега) плывет плот массой 140 кг со скоростью 0,5 м/с. Мальчик массой 60 кг прыгает с берега на плот со скоростью 2 м/с. Скорости плота и мальчика до столкновения взаимно перпендикулярны. Чему равен угол между векторами скорости мальчика до и сразу после столкновения с плотом? 1) 90° 2) 60° 3)45° 4)30° 4 Проверочная (зачетная) работа по теме «Закон сохранения импульса» 10 класс Вариант 6. 1. Атом водорода массой m, движущийся со скоростью V относительно Земли, сталкивается с таким же атомом, движущимся со скоростью V в противоположном направлении в той же системе отсчета. Каким суммарным импульсом обладают два атома в той же системе отсчета после столкновения? Взаимодействие атомов с другими телами пренебрежимо мало. 1) 0 2) 2mV 3) mV/2 4) mV 1 2. Игрок в керлинг скользит с битой по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает биту в направлении движения. Скорость биты при этом возрастает до 6 м/с. Масса биты 20 кг, а игрока 80 кг. Какова скорость игрока после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте. 1) 3,5м/с 2) 4м/с 3) 4,5м/с 4) 6,5м/с 1 3. Самолет летит со скоростью V1 = 180 км/ч, а вертолет со скоростью V2= 90 км/ч. Масса самолета m= 3000 кг. Отношение импульса caмолета к импульсу вертолета равно 1,5. Масса вертолета равна 1) 1500 кг 2) 3000 кг 3) 4000 кг 4) 8000 кг 3 4. На покоящееся тело массой 4 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 5 м/с? 1) 0,4 2) 2,5 3) 10 4) 20 4 5. Скатываясь с ледяной горы на пластиковых дощечках, два мальчика массой m1 = 20 кг и m2 = 30 кг столкнулись и далее покатились вместе. Перед столкновением скорости мальчиков были взаимно перпендикулярны и равны соответственно V1 = 3 м/с и V2 = 2 м/с. Чему равен угол между векторами скорости второго мальчика до и после столкновения? Массой дощечек можно пренебречь. 1) 90° 2) 60° 3) 45° 4)30° 3 |
Урок 49. Лабораторная работа №3 Проверка закона сохранения импульса Цель работы: проверить выполнения закона сохранения импульса при упругом и неупругом столкновении шаров | Конспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | ||
Конспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса» Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса” | Закон сохранения импульса Сформировать у учащихся представление о импульсе тела, импульсе силы, законе сохранения импульса и добиться понимания его физического... | ||
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного... Тема урока: «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» | Практикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202.... | ||
Тема урока: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки.... Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия | Урока: образовательные Цели урока: Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела, ввести понятие – импульс тела. Сформировать... | ||
Ведущий принцип Урок "Применение закона сохранения массы веществ при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций " | Тема: Импульс тела. Цель урока ... | ||
План-конспект урока по теме: Английский международный язык Деятельностная цель: формирование способности учащихся к решению коммуникативных задач | Литература Эта работа не посвящена закону сохранения энергии в чистом виде, я буду рассматривать применение закона сохранения для движущихся... | ||
Рабочая программа дисциплины педагогический практикум по решению... Педагогический практикум по решению профессиональных задач в начальном образовании | План Момент инерции тела. Теорема Штейнера. Момент силы. Основное... Стремление тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения называется инертностью | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: раскрыть обучающимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения | Задачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,... Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях |