Скачать 62.75 Kb.
|
Тема: Импульс тела. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”. Задачи: Образовательные: введение понятий "импульс тела", "импульс силы"; формулирование второго закона Ньютона с использованием понятий «импульс силы» и «импульс тела». Развивающие: формирование умений выделять общие существенные признаки, применять знания на практике при решении задач; развитие умения творчески относиться к работе на уроке. Воспитательные: создание условий для воспитания позитивного отношения к учебному труду. Тип урока: урок изучения нового материала. Планируемый результат урока После изучения материала учащиеся должны:
Система обучающих воздействий: ФОПД: фронтальная, индивидуальная. МО: проблемного изложения, репродуктивный, частично-поисковый. СО: опорные конспекты, доска, мультимедийное оборудование. Контроль: самоконтроль, контроль преподавателя. Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для учащихся (приложение1), жетоны зеленого и желтого цветов, нити ярких цветов, основа для клубков, большой клубок ниток для учителя. Эпиграф к уроку: С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. Рудаки Мотивация, проблемный вопрос. Учитель: Здравствуйте! Я рада встречи с вами. Начнем урок. На экране вы видите эпиграф. Знания, на мой взгляд, это непрерывная нить, которая помогает нам идти по жизни. Знания нужны, это неоспоримый факт. Они откладываются в нашей голове, как нить сматывается в клубок. Сегодня на уроке вы приобретете новые знания, основанные на ранее изученном материале. То есть, вы намотаете нить на клубок. Как только вы узнаете что-то новое для себя, сделайте оборот нитью. Знания мы получаем разными методами, из разных источников. Но для получения знаний необходимо желание. Учитель: Какой вопрос в русском языке стимулирует процесс получения новых знаний? Ученик: Почему? Учитель: Вот и я хочу задать вам этот вопрос. (Слайд №2) Изучение нового материала. Учитель: Трудно? Постарайтесь выбрать общее для этих событий. Ученик: масса тел, скорость, взаимодействие. Учитель: Взаимодействие. Как в физике называется действие одного тела на другое? Ученик: Сила. Учитель: Какой закон определяет величину силы? Ученик: Второй и третий законы Ньютона. Учитель: Вы могли бы выстроить цепочку и вывести новую форму записи 2 – го закона Ньютона. Для этого на листочках запишите следствие из 2-го закона Ньютона, определяющее величину силы. Ученик: Учитель: Итак, связь силы с массой тела мы получили. А как же связать силу со скоростью? Ученик: Ускорение связано со скоростью Учитель: Распишите ускорение в формуле силы Учитель: Приведите выражение к линейному виду, что необходимо сделать? Ученик: домножить на Δt. Учитель: Полученную формулу называют вторым законом Ньютона в новой форме. В левой части выражения: произведение силы на промежуток времени её действия на тело. Эта величина называется временной характеристикой действия силы, а еще – импульсом силы. И обозначается рс.. Определите единицу измерения импульса силы. Дайте определение величины. Ученик: . Импульс силы – векторная физическая величина, равная произведению силы на время её действия. Учитель: В правой части новой формы 2-го закона Ньютона стоит изменение величины. Можно предположить, что она называется … Ученик: Импульсом. Учитель: Правильно, но так как она представляет собой произведение величин, относящихся к телу, то и называется она импульсом тела и обозначается буквой р. Дайте определение импульсу тела, определите единицу измерения величины. Ученик: Импульс тела – физическая, векторная величина, равная произведению массы тела на её скорость. Измеряется в кгм/с. Учитель: Понятие импульса было введено в физику Рене Декартом. Из- за отсутствия в то время физического понятия массы, произведение величины тела на скорость движения он назвал количеством движения. Учитель: Вернемся к выражению ,изменим его запись, используя обозначение импульса тела. Это выражение называется вторым законом Ньютона в импульсном представлении. Сам Ньютон сформулировал второй закон именно в таком виде. Используя эту формулировку, ответим на вопрос ПОЧЕМУ? Дважды
Такие ситуации возникают при различных ударах и столкновениях твёрдых тел, их формы и условий столкновения, а также во время взрывов, когда давление газов от сгорания взрывчатки меняется по сложному закону. Для описания подобных ситуаций в механике введены специальные величины, значение которых не изменяется при взаимодействии тел: импульс тела и энергия тела. Учитель: Определите свойства импульса, используя прилагательные. Импульс, какая величина? Ученик: векторная, сонаправленная, изменяющаяся. Учитель: Рассмотрим каждое свойство подробнее. Векторная. Что это значит? Можем ли мы выполнять действия с векторными величинами? Ученик: Векторная величина зависит от направления. Выполнять действия с векторными величинами нельзя, для этого необходимо найти проекцию импульса на ось. Учитель: Сонаправленная. Ученик: Вектор импульса сонаправлен с вектором скорости. Учитель: Что является причиной изменения импульса тела? Ученик: Действующая на него сила. Учитель: Рене Декарт рассмотрел изменение количества движения. “Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”. Какое свойство импульса сформулировал Декарт? Ученик: Свойство сохранения. Учитель: это свойство сохранения играет важную роль в науке и имеет большое практическое значение в жизни, технике:
Но это тема следующего урока. А мы закрепим то новое, что узнали на уроке. Закрепление: Учитель: вернемся к проблемным вопросам и определим:
2 вариант. Вычислите значение импульса вагона массой 2500 кг, движущегося со скоростью 0,2 м/с.
в результате удара о стенку. Первичный контроль: Ответьте на вопросы жетонами: если утверждение верное, то поднимите зеленый жетон, если неверное, то желтый.
4 кг х
Учитель: Оцените себя: сосчитайте число правильных ответов. Покажите пальчиками, какую оценку вы себе поставили. Итог урока: Мы с вами провели урок, не сформулировав темы и цели урока. Ответьте на вопрос: какова тема урока? Какова цель урока? Выполнили ли мы поставленные задачи? Домашнее задание: §21 упр.20(1) Индивидуально решить задачу: Два автомобиля по 3 кг каждый движутся навстречу друг другу: один со скоростью 2м/с, другой со скоростью 1м/с относительно Земли. Какова величина импульса второго автомобиля в системе отсчета, связанной с первым автомобилем? Рефлексия: Посмотрите на свои клубочки: они яркие как ваши мысли и знания. Покажите мне их. Мы не зря с вами встретились: я помогла вам обрести новые знания, вы помогли мне. Вот мой клубочек. Он большой, потому что вас много и каждый из вас дал мне новые знания, мысли, вопросы, на которые я когда - нибудь найду ответ и получу новые знания. Он яркий, как мои впечатления о прошедшем уроке. Спасибо! |
Тема урока: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки.... Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия | Урока: образовательные Цели урока: Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела, ввести понятие – импульс тела. Сформировать... | ||
Конспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса» Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса” | Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук» «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса.» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Импульс тела – физическая величина, численно равная произведению массы тела на его скорость в выбранной системе отсчёта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: ввести понятие "импульс тела", "импульс силы", "замкнутая система тел"; вывести закон сохранения импульса на основе... | Диплом Синтез волшебной сказки Можно предположить, что есть связь между героями повествования. Возникает вопрос: а нет ли определенной связи и компенсации определенной... | ||
Конспект открытого урока по английскому языку Дата: Время: Класс:... Повторение слов. На альбомном листе нарисован робот и даны карточки со словами «Части тела». Я говорю слово на русском, учащиеся... | Конспект урока математики Тема: «Плоские и объёмные геометрические тела» Цель урока: сформировать представление у учащихся о способе обозначения геометрических фигур буквами латинского алфавита | ||
Тема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие... | По какой из перечисленных ниже формул вычисляется импульс тела? Данный вопрос не имеет однозначного ответа | ||
Урока: “ Parts of the body. Цель урока Цель урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных | Конспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества» Необходимое техническое оборудование: Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, экран; тела разного объема, но равной массы;... | ||
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить... | Урока Тема урока Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы. Приводить примеры движения под воздействием энергии |