Тема: Импульс тела. Цель урока





Скачать 62.75 Kb.
НазваниеТема: Импульс тела. Цель урока
Дата публикации02.07.2014
Размер62.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема: Импульс тела.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”.

Задачи:

Образовательные: введение понятий "импульс тела", "импульс силы"; формулирование второго закона Ньютона с использованием понятий «импульс силы» и «импульс тела».

Развивающие: формирование умений выделять общие существенные признаки, применять знания на практике при решении задач; развитие умения творчески относиться к работе на уроке.

Воспитательные: создание условий для воспитания позитивного отношения к учебному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемый результат урока

После изучения материала учащиеся должны:

  • знать: определение, обозначение и единицы измерения импульса тела, импульса силы, цель введения данной величины, формулировку второго закона Ньютона через импульс тела;

  • уметь: решать качественные и количественные задачи на определение импульса тела, находить проекции векторов импульса.

Система обучающих воздействий:

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.
МО: проблемного изложения, репродуктивный, частично-поисковый.
СО: опорные конспекты, доска, мультимедийное оборудование.
Контроль: самоконтроль, контроль преподавателя.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для учащихся (приложение1), жетоны зеленого и желтого цветов, нити ярких цветов, основа для клубков, большой клубок ниток для учителя.


Эпиграф к уроку:

С тех пор как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы ни возьмем язык и век,

Всегда стремится к знанью человек.
Рудаки

Мотивация, проблемный вопрос.

Учитель: Здравствуйте! Я рада встречи с вами. Начнем урок. На экране вы видите эпиграф. Знания, на мой взгляд, это непрерывная нить, которая помогает нам идти по жизни. Знания нужны, это неоспоримый факт. Они откладываются в нашей голове, как нить сматывается в клубок. Сегодня на уроке вы приобретете новые знания, основанные на ранее изученном материале. То есть, вы намотаете нить на клубок. Как только вы узнаете что-то новое для себя, сделайте оборот нитью. Знания мы получаем разными методами, из разных источников. Но для получения знаний необходимо желание.

Учитель: Какой вопрос в русском языке стимулирует процесс получения новых знаний?

Ученик: Почему?

Учитель: Вот и я хочу задать вам этот вопрос. (Слайд №2)

Изучение нового материала.

Учитель: Трудно? Постарайтесь выбрать общее для этих событий.

Ученик: масса тел, скорость, взаимодействие.

Учитель: Взаимодействие. Как в физике называется действие одного тела на другое?

Ученик: Сила.

Учитель: Какой закон определяет величину силы?

Ученик: Второй и третий законы Ньютона.

Учитель: Вы могли бы выстроить цепочку и вывести новую форму записи 2 – го закона Ньютона. Для этого на листочках запишите следствие из 2-го закона Ньютона, определяющее величину силы.

Ученик:

Учитель: Итак, связь силы с массой тела мы получили. А как же связать силу со скоростью?

Ученик: Ускорение связано со скоростью




Учитель: Распишите ускорение в формуле силы

Учитель: Приведите выражение к линейному виду, что необходимо сделать?




Ученик: домножить на Δt.
Учитель: Полученную формулу называют вторым законом Ньютона в новой форме. В левой части выражения: произведение силы на промежуток времени её действия на тело. Эта величина называется временной характеристикой действия силы, а еще – импульсом силы. И обозначается рс.. Определите единицу измерения импульса силы. Дайте определение величины.

Ученик: . Импульс силы – векторная физическая величина, равная произведению силы на время её действия.

Учитель: В правой части новой формы 2-го закона Ньютона стоит изменение величины. Можно предположить, что она называется …

Ученик: Импульсом.

Учитель: Правильно, но так как она представляет собой произведение величин, относящихся к телу, то и называется она импульсом тела и обозначается буквой р. Дайте определение импульсу тела, определите единицу измерения величины.

Ученик: Импульс тела – физическая, векторная величина, равная произведению массы тела на её скорость. Измеряется в кгм/с.

Учитель: Понятие импульса было введено в физику Рене Декартом. Из- за отсутствия в то время физического понятия массы, произведение величины тела на скорость движения он назвал количеством движения.




Учитель: Вернемся к выражению ,изменим его запись,
используя обозначение импульса тела.

 Это выражение называется вторым законом Ньютона в импульсном представлении. Сам Ньютон сформулировал второй закон именно в таком виде.

Используя эту формулировку, ответим на вопрос ПОЧЕМУ? Дважды

  1. (Проблемные вопросы) по изменению импульса тела, возможно, вычислить силу удара.

  2. Почему изучают импульс тела в физике? Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу.

Такие ситуации возникают при различных ударах и столкновениях твёрдых тел, их формы и условий столкновения, а также во время взрывов, когда давление газов от сгорания взрывчатки меняется по сложному закону. Для описания подобных ситуаций в механике введены специальные величины, значение которых не изменяется при взаимодействии тел: импульс тела и энергия тела.

Учитель: Определите свойства импульса, используя прилагательные. Импульс, какая величина?

Ученик: векторная, сонаправленная, изменяющаяся.

Учитель: Рассмотрим каждое свойство подробнее. Векторная. Что это значит? Можем ли мы выполнять действия с векторными величинами?

Ученик: Векторная величина зависит от направления. Выполнять действия с векторными величинами нельзя, для этого необходимо найти проекцию импульса на ось.

Учитель: Сонаправленная.

Ученик: Вектор импульса сонаправлен с вектором скорости.

Учитель: Что является причиной изменения импульса тела?

Ученик: Действующая на него сила.

Учитель: Рене Декарт рассмотрел изменение количества движения. “Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”.

Какое свойство импульса сформулировал Декарт?

Ученик: Свойство сохранения.

Учитель: это свойство сохранения играет важную роль в науке и имеет большое практическое значение в жизни, технике:

  • атомная и ядерная физика (все столкновения атомных ядер, превращения при ядерных реакциях подчинены этому закону);

  • взрывы (военные, при строительстве);

  • снежные лавины;

  • землетрясения;

  • удары (при авариях, на производстве)

  • реактивное движение.

Но это тема следующего урока. А мы закрепим то новое, что узнали на уроке.

Закрепление:

Учитель: вернемся к проблемным вопросам и определим:

  1. 1 вариант. Вычислите значение импульса футбольного мяча массой 0,5 кг, движущегося со скоростью 10 м/с.

2 вариант. Вычислите значение импульса вагона массой 2500 кг, движущегося со скоростью 0,2 м/с.

  1. Вычислите значения импульсов тел массой 1,5 кг и 3 кг, движущихся навстречу друг другу со скоростями 0,4м/с и 0,2 м/с соответственно.

  2. Шар массой 100г движется со скоростью 2 м/с. После удара о стенку он движется в противоположенном направлении с той же самой скоростью. Чему равно изменение импульса шара

в результате удара о стенку.
Первичный контроль:

Ответьте на вопросы жетонами: если утверждение верное, то поднимите зеленый жетон, если неверное, то желтый.

  1. Каждое тело обладает импульсом.

  2. Любое взаимодействие тел вызывает изменение их импульсов.

  3. Импульс тела равен - 4 кгм/с 1 м/с


4 кг


х



  1. Сила в 5 Н, действующая на тело в течение 5с, вызывает изменение импульса тела на 5 кгм/с.

  2. Импульс изменяется под действием данной силы одинаково у всех тел, если время действия силы одинаково. Одна и та же сила, действующая в течение определенного времени, добавит одинаковый импульс и тяжело нагруженной барже, и легкой байдарке.

Учитель: Оцените себя: сосчитайте число правильных ответов. Покажите пальчиками, какую оценку вы себе поставили.

Итог урока: Мы с вами провели урок, не сформулировав темы и цели урока. Ответьте на вопрос: какова тема урока? Какова цель урока?

Выполнили ли мы поставленные задачи?

Домашнее задание: §21 упр.20(1) Индивидуально решить задачу: Два автомобиля по 3 кг каждый движутся навстречу друг другу: один со скоростью 2м/с, другой со скоростью 1м/с относительно Земли. Какова величина импульса второго автомобиля в системе отсчета, связанной с первым автомобилем?
Рефлексия: Посмотрите на свои клубочки: они яркие как ваши мысли и знания. Покажите мне их. Мы не зря с вами встретились: я помогла вам обрести новые знания, вы помогли мне. Вот мой клубочек. Он большой, потому что вас много и каждый из вас дал мне новые знания, мысли, вопросы, на которые я когда - нибудь найду ответ и получу новые знания. Он яркий, как мои впечатления о прошедшем уроке. Спасибо!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Импульс тела. Цель урока iconТема урока: Импульс тела. Изменение импульса материальной точки....
Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Тема: Импульс тела. Цель урока iconУрока: образовательные
Цели урока: Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела, ввести понятие – импульс тела. Сформировать...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconКонспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”
Тема: Импульс тела. Цель урока iconКонтрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук»
«Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса.»
Тема: Импульс тела. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Импульс тела – физическая величина, численно равная произведению массы тела на его скорость в выбранной системе отсчёта
Тема: Импульс тела. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: ввести понятие "импульс тела", "импульс силы", "замкнутая система тел"; вывести закон сохранения импульса на основе...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconДиплом Синтез волшебной сказки
Можно предположить, что есть связь между героями повествования. Возникает вопрос: а нет ли определенной связи и компенсации определенной...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconКонспект открытого урока по английскому языку Дата: Время: Класс:...
Повторение слов. На альбомном листе нарисован робот и даны карточки со словами «Части тела». Я говорю слово на русском, учащиеся...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconКонспект урока математики Тема: «Плоские и объёмные геометрические тела»
Цель урока: сформировать представление у учащихся о способе обозначения геометрических фигур буквами латинского алфавита
Тема: Импульс тела. Цель урока iconТема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока
Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconПо какой из перечисленных ниже формул вычис­ляется импульс тела?
Данный вопрос не имеет однозначного ответа
Тема: Импульс тела. Цель урока iconУрока: “ Parts of the body. Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных
Тема: Импульс тела. Цель урока iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
Необходимое техническое оборудование: Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, экран; тела разного объема, но равной массы;...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconУрок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения
Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить...
Тема: Импульс тела. Цель урока iconУрока Тема урока
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы. Приводить примеры движения под воздействием энергии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск