Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения





Скачать 83.87 Kb.
НазваниеУрок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения
Дата публикации20.09.2014
Размер83.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 6/6
Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения
Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить графики зависимости проекции скорости от времени, рассчитывать мгновенную скорость тела в любой момент времени.
Ход урока

  1. Орг момент.




  1. Проверка домашнего задания:

а) 2 ученика работают у доски по карточкам

б).Упражнение 5 (1)

Рассуждение: за одно и то же время у обоих тел скорость увеличилась на одно и то же значение Но второе тело имело изначально большую скорость, т.е. оно изменило свою скорость на меньшее число, значит, его ускорение меньше.

в). Фронтальный опрос:

  • Что называется ускорением?

  • Назовите единицы ускорения.

  • Что означает: а = 1,5 м/с2 (физический смысл)?

  • Какой путь пройдет велосипедист за 2 часа, если его средняя скорость 15 км/ч?

  • Чему равна мгновенная скорость камня, брошенного вертикально вверх, в верхней точке траектории?

  • О какой скорости – средней или мгновенной – идет речь:

а) пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с?

б) самолет летит из Мурманска в Москву со скоростью 800 км/ч?

в) спидометр на автомобиле показывает 75 км/ч?


  1. Изучение нового материала

1. Из формулы проекции ускорения выразить vx:

ax t = vx – v0x




vx = v0x + axt формула для мгновенной скорости.
Если v0 = 0, то vx = axt

2. v = v0 + at: 1) v = v0 + at, если ах › 0;

2) v = v0 – at, если ах ‹ 0


3. Графическое представление движения:

vx, м/с II



30 I IV
20

III

10




1 2 3 t, с

Описать представленные графики:

  • Характер движения;

  • Начальная скорость;

  • Найти ускорение каждого тела.

4. Решение задач.

1) Поезд движется со скоростью 20 м/с. При включении тормозов он начал двигаться с постоянным ускорением 0,1 м/с2. Определите скорость поезда через 30 с после начала торможения.




Дано: Решение:

v0 = 20 м/с v0 v a

а = 0,1 м/с2

t = 30 c

v0x = v0; vx = v; ax

v - ? vx = v0x + axt; vx = v0x + axt; v = v0 - at
2). Скорость тела задана уравнением v = 5 + 2t (единицы скорости и ускорения выражены в СИ). Чему равны начальная скорость и ускорение тела? Постройте график скорости движения тела и определите скорость в конце пятой секунды.
Дано: Решение:

v = 5 + 2t v = v0 + at

t = 5 c vx = v0x + axt v0x = v0 = 5 м/с;

v = 5 + 2t ах = а = 2 м/с2

v0 - ? v(5) = 5 + 2*5 = 15 (м/с)

a – ?

v(5) - ?

график v(t)


  1. Подведение итогов урока и задание на дом: § 6, Упр. 6 (1, 3)

Урок 14/14
Тема урока: Третий закон Ньютона
Цели урока: познакомить учащихся с законом, добиться его понимания и выработать начальные навыки по применению закона при решении простых задач.
Ход урока

Эпиграф: «Ни один из трех основных законов механики не вызывает, вероятно, столько недоумений, как знаменитый третий закон Ньютона – закон действия и противодействия. Все его знают, умеют даже в иных случаях применять, - и, однако, мало кто свободен от некоторых неясностей в его понимании.»

Яков Исидорович Перельман

  1. Орг. момент.




  1. Проверка домашнего задания:

а) Фронтальный опрос:

  • Что такое сила?

  • По какому признаку определяют, сто к телу приложена сила?

  • Какие силы называют равными?

  • Сформулируйтн 2-ой закон Ньютона

  • Что такое равнодействующая?

  • Как движется тело, если равнодействующая всех сил, приложенных к телу равна нулю

  • Как движется тело под действием постоянной по модулю и по направлению силы7




  1. Изучение нового материала

1. Стукните кулаком по столу. Почему бьете вы, а больно вам? (Стол действует на кулак с такой же силой, как кулак на стол)

2. Двое стоят на одинаковых тележках (скейбортах), тянет за веревку один, в а движение приходят обе тележки. Почему? (Обе тележки при взаимодействии тел получают ускорения, которые равны по модулю и противоположны по направлению, но причиной появления ускорения является сила, значит, на оба тела действуют силы, равные по модулю, и противоположные по направлению)

Сформулировать третий закон Ньютона:

Силы, с которыми тела действуют друг на друга при взаимодействии, равны по модулю и противоположны по направлению: F1 = - F2

3. Как, имея два динамометра, доказать, что силы взаимодействия между двумя телами равны по модулю?

А есть ли народная формулировка закона? (Как аукнется, так и откликнется)

4. Особенности третьего закона Ньютона:

  • Силы возникают лишь при взаимодействии;

  • Силы возникают парами;

  • Возникающие силы одной природы;

  • Силы не уравновешивают друг друга

  • Силы приложены к разным телам



5. Человек спрыгивает с лодки на берег. Что можно сказать об ускорениях, полученных человеком и лодкой, об их направлениях и модулях при условии, что масса лодки больше массы человека? А если наоборот? (Полученные ускорения обратно пропорциональны массам взаимодействующих тел и направлены в противоположные стороны. Если лодка заметно легче человека, то его ускорение мало, человек может не допрыгнуть до берега).

6. Решение задач.

1) Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Что можно сказать о силах взаимодействия и об ускорениях, полученных телами? (Комар действует на автомобиль с такой же по модулю силой, но противоположной по направлению, как автомобиль на комара, но ускорение, полученное комаром, много больше, чем ускорение, полученное автомобилем при этом взаимодействии)
2). Земля притягивает вас с силой, равной 600 Н. С какой силой действуете вы на землю? (С той же силой 600 Н)
3). Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50 Н. Можете ли вы оттолкнуться с силой 100 Н, если ваши мышцы в принципе могут развить такую силу? (Да)
4). Отрывок из книги Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»:

«…Это было во время войны с турками. Вообще, во время войны со мною было много приключений. Однажды, спасаясь от турок, пробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: потонуть или как-то спастись. Как вы думаете, стоя выбрал? Я решил спастись. Но как? Ни веревки, ни шеста – ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой! Голова у меня мыслящая. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил себя из болота вместе с конем, которого сжал обеими ногами, как щипцами.»

Не преувеличивает ли барон, рассказывая о своем удивительном спасении? (Под действием только внутренних сил согласно законам Ньютона система не может прийти в поступательное движение, и требуется третье тело, например, Земля, на которое можно было бы опереться)
5). Классическая задача: Почему лошадь тянет телегу, а не наоборот? Ведь по третьему закону Ньютона силы, действующие на тела, равны по модулю, но противоположны по направлению? (Силы приложены к разным телам и поэтому не уравновешиваются. Движение же обусловлено тем, что во взаимодействии участвует третье тело – Земля!)
6) Послушайте стихотворение А.С. Пушкина, но ушами физиков, и как физики объясните, сто происходит:

«Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила,

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,

Всегда имеет власть над слабостию сила!»

(Когда орел бьет сокола, скажем, клювом, то, по 3-му закону Ньютона, на его клюв действует такая же сила, но (увы!) клюв прочнее кожи и перьев сокола, так что исход очевиден – сила (в житейском смысле), включая ловкость, реакцию, умение уворачиваться и не подставлять под удар слабые места одерживает верх)
7) Придумайте опыт с механической игрушкой, подтверждающий, что под действием внутренних сил тело не может двигаться ускоренно
IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 12, Упр. 12 (1, 3)

Урок 14/14
Тема урока: Ускорение свободного падения на Земле

и других небесных телах
Цели урока: рассмотреть силу тяжести как частный случай силы тяготения; формировать умение рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
Ход урока



  1. Орг. момент.


II. Проверка домашнего задания:

а) Фронтальный опрос:

  • Сформулировать закон всемирного тяготения, выписать на доске его математическую формулировку и записать значение гравитационной постоянной, ее единицу измерения

  • В каких случаях справедлива формула, выражающая закон всемирного тяготения?

  • Можно ли защитится от сил тяготения?

  • Каков физический смысл гравитационной постоянной

  • Почему во многих случаях мы не замечаем взаимного притяжения тел?

  • Почему большинство спутников планет и астероидов не имеют атмосферы?

  • Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса обоих тел удвоится? Если расстояние между ними удвоится? Уменьшится наполовину?

б) Решение задач:

  • Найдите силу гравитационного взаимодействия Земли и Луны, если МЗ = 5,98 1024 кг, МЛ = 7,35 1022 кг и среднее расстояние между ними 3,84 108 м (2 1020 Н)

  • Во сколько раз сила притяжения тела к Земле больше на поверхности Земли, чем на высоте трех земных радиусов? (в 16 раз)


III. Изучение нового материала

1. Притяжение Земли – один из случаев закона всемирного тяготения.

Сила F, с которой Земля притягивает к себе тело массой m:
F = G
Сила тяжести: Fтяж. = gm

Различие в том, Что Земля – не строго инерциальная система отсчета. Поэтому силы эти приблизительно равны:
Если тело поднято на высоту h над Землей, то справедливы следующие формулы:


2. Анализ формулы для g: чем больше h, тем меньше g.

Ускорение свободного падения g зависит от:

  • высоты над Землей;

  • широты места;

  • пород земной коры;

  • формы Земли

3. Ускорение свободного падения на Луне и других планетах:

Сила тяжести человека массой 60 кг на Земле равна 588 Н, а на Луне – 98 Н

  1. Обсуждение вопросов:

  1. Как изменится сила тяжести, действующая на тело, при перенесении тела с полюса на экватор? Почему? (Уменьшится)

  2. При проведении соревнований по подъему тяжестей или прыжкам в высоту нужно ли учитывать, в каком месте земного шара происходят состязания? (Да)

  3. Изменится ли масса данного тела при изменении высоты поднятия его над Землей? А изменится ли сила тяжести, действующая на тело, при поднятии тела на некоторую высоту над поверхностью Земли?

  4. Можно ли поднять с Земли тело, приложив к нему силу, равную силе тяжести? (Нет, т.к. ему необходимо сообщить ускорение)


IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 16, Упр. 16 (1 - 4)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconКонспект урока движения. Скорость равномерного прямолинейного движения....
Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.)
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПоложение о публикации методических материалов в творческой группе
Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.)
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconТема урока: «Прямолинейное равноускоренное движение»
Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: опираясь на знания учащихся по графическому способу определению пройденного телом пути при равномерном прямолинейном...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconУрок: Скорость,время,расстояние Учитель: Рогозина М. А. Тема: «Длина...
Цель: учить определять скорость движения; формировать умение выбирать верные записи скорости; совершенствовать умение переводить...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Относительность движения. Определение равноускоренного движения. Ускорение, его обозначение, единицы ускорения. Приобретенная скорость,...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные физические величины кинематики прямолинейного движения: путь, скорость, ускорение. Единицы измерения этих величин
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconСуществуют системы отсчета, в которых тело находится в состоянии...
Импульсом тела называется вектор равный произведению массы тела на его скорость: (Подробнее, ниже)
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconТема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока
Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие...
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconТема 1 Кинематика
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение....
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconУрок по математике 5 класс на тему: «Скорость, время, расстояние...
Учить читать модели движения, находить закономерности между характеристиками движения объектов
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск