Скачать 83.87 Kb.
|
Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить графики зависимости проекции скорости от времени, рассчитывать мгновенную скорость тела в любой момент времени. Ход урока
а) 2 ученика работают у доски по карточкам б).Упражнение 5 (1) Рассуждение: за одно и то же время у обоих тел скорость увеличилась на одно и то же значение Но второе тело имело изначально большую скорость, т.е. оно изменило свою скорость на меньшее число, значит, его ускорение меньше. в). Фронтальный опрос:
а) пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с? б) самолет летит из Мурманска в Москву со скоростью 800 км/ч? в) спидометр на автомобиле показывает 75 км/ч?
1. Из формулы проекции ускорения выразить vx: ax t = vx – v0x vx = v0x + axt формула для мгновенной скорости. Если v0 = 0, то vx = axt 2. v = v0 + at: 1) v = v0 + at, если ах › 0; 2) v = v0 – at, если ах ‹ 0 3. Графическое представление движения: vx, м/с II 30 I IV 20 III 10 1 2 3 t, с Описать представленные графики:
4. Решение задач. 1) Поезд движется со скоростью 20 м/с. При включении тормозов он начал двигаться с постоянным ускорением 0,1 м/с2. Определите скорость поезда через 30 с после начала торможения. Дано: Решение: v0 = 20 м/с v0 v a а = 0,1 м/с2 t = 30 c v0x = v0; vx = v; ax v - ? vx = v0x + axt; vx = v0x + axt; v = v0 - at 2). Скорость тела задана уравнением v = 5 + 2t (единицы скорости и ускорения выражены в СИ). Чему равны начальная скорость и ускорение тела? Постройте график скорости движения тела и определите скорость в конце пятой секунды. Дано: Решение: v = 5 + 2t v = v0 + at t = 5 c vx = v0x + axt v0x = v0 = 5 м/с; v = 5 + 2t ах = а = 2 м/с2 v0 - ? v(5) = 5 + 2*5 = 15 (м/с) a – ? v(5) - ? график v(t)
Урок 14/14 Тема урока: Третий закон Ньютона Цели урока: познакомить учащихся с законом, добиться его понимания и выработать начальные навыки по применению закона при решении простых задач. Ход урока Эпиграф: «Ни один из трех основных законов механики не вызывает, вероятно, столько недоумений, как знаменитый третий закон Ньютона – закон действия и противодействия. Все его знают, умеют даже в иных случаях применять, - и, однако, мало кто свободен от некоторых неясностей в его понимании.» Яков Исидорович Перельман
а) Фронтальный опрос:
1. Стукните кулаком по столу. Почему бьете вы, а больно вам? (Стол действует на кулак с такой же силой, как кулак на стол) 2. Двое стоят на одинаковых тележках (скейбортах), тянет за веревку один, в а движение приходят обе тележки. Почему? (Обе тележки при взаимодействии тел получают ускорения, которые равны по модулю и противоположны по направлению, но причиной появления ускорения является сила, значит, на оба тела действуют силы, равные по модулю, и противоположные по направлению) Сформулировать третий закон Ньютона: Силы, с которыми тела действуют друг на друга при взаимодействии, равны по модулю и противоположны по направлению: F1 = - F2 3. Как, имея два динамометра, доказать, что силы взаимодействия между двумя телами равны по модулю? А есть ли народная формулировка закона? (Как аукнется, так и откликнется) 4. Особенности третьего закона Ньютона:
5. Человек спрыгивает с лодки на берег. Что можно сказать об ускорениях, полученных человеком и лодкой, об их направлениях и модулях при условии, что масса лодки больше массы человека? А если наоборот? (Полученные ускорения обратно пропорциональны массам взаимодействующих тел и направлены в противоположные стороны. Если лодка заметно легче человека, то его ускорение мало, человек может не допрыгнуть до берега). 6. Решение задач. 1) Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Что можно сказать о силах взаимодействия и об ускорениях, полученных телами? (Комар действует на автомобиль с такой же по модулю силой, но противоположной по направлению, как автомобиль на комара, но ускорение, полученное комаром, много больше, чем ускорение, полученное автомобилем при этом взаимодействии) 2). Земля притягивает вас с силой, равной 600 Н. С какой силой действуете вы на землю? (С той же силой 600 Н) 3). Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50 Н. Можете ли вы оттолкнуться с силой 100 Н, если ваши мышцы в принципе могут развить такую силу? (Да) 4). Отрывок из книги Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»: «…Это было во время войны с турками. Вообще, во время войны со мною было много приключений. Однажды, спасаясь от турок, пробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: потонуть или как-то спастись. Как вы думаете, стоя выбрал? Я решил спастись. Но как? Ни веревки, ни шеста – ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой! Голова у меня мыслящая. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил себя из болота вместе с конем, которого сжал обеими ногами, как щипцами.» Не преувеличивает ли барон, рассказывая о своем удивительном спасении? (Под действием только внутренних сил согласно законам Ньютона система не может прийти в поступательное движение, и требуется третье тело, например, Земля, на которое можно было бы опереться) 5). Классическая задача: Почему лошадь тянет телегу, а не наоборот? Ведь по третьему закону Ньютона силы, действующие на тела, равны по модулю, но противоположны по направлению? (Силы приложены к разным телам и поэтому не уравновешиваются. Движение же обусловлено тем, что во взаимодействии участвует третье тело – Земля!) 6) Послушайте стихотворение А.С. Пушкина, но ушами физиков, и как физики объясните, сто происходит: «Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила, От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет власть над слабостию сила!» (Когда орел бьет сокола, скажем, клювом, то, по 3-му закону Ньютона, на его клюв действует такая же сила, но (увы!) клюв прочнее кожи и перьев сокола, так что исход очевиден – сила (в житейском смысле), включая ловкость, реакцию, умение уворачиваться и не подставлять под удар слабые места одерживает верх) 7) Придумайте опыт с механической игрушкой, подтверждающий, что под действием внутренних сил тело не может двигаться ускоренно IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 12, Упр. 12 (1, 3) Урок 14/14 Тема урока: Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах Цели урока: рассмотреть силу тяжести как частный случай силы тяготения; формировать умение рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах Ход урока
II. Проверка домашнего задания: а) Фронтальный опрос:
б) Решение задач:
III. Изучение нового материала 1. Притяжение Земли – один из случаев закона всемирного тяготения. Сила F, с которой Земля притягивает к себе тело массой m: F = G Сила тяжести: Fтяж. = gm Различие в том, Что Земля – не строго инерциальная система отсчета. Поэтому силы эти приблизительно равны: Если тело поднято на высоту h над Землей, то справедливы следующие формулы: 2. Анализ формулы для g: чем больше h, тем меньше g. Ускорение свободного падения g зависит от:
3. Ускорение свободного падения на Луне и других планетах: Сила тяжести человека массой 60 кг на Земле равна 588 Н, а на Луне – 98 Н
IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 16, Упр. 16 (1 - 4) |
Конспект урока движения. Скорость равномерного прямолинейного движения.... Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.) | Положение о публикации методических материалов в творческой группе Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения | Тема урока: «Прямолинейное равноускоренное движение» Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: опираясь на знания учащихся по графическому способу определению пройденного телом пути при равномерном прямолинейном... | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление... Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное... | ||
Урок: Скорость,время,расстояние Учитель: Рогозина М. А. Тема: «Длина... Цель: учить определять скорость движения; формировать умение выбирать верные записи скорости; совершенствовать умение переводить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Относительность движения. Определение равноускоренного движения. Ускорение, его обозначение, единицы ускорения. Приобретенная скорость,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные физические величины кинематики прямолинейного движения: путь, скорость, ускорение. Единицы измерения этих величин | Урока Тема урока Кол-во часов Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности... | ||
Существуют системы отсчета, в которых тело находится в состоянии... Импульсом тела называется вектор равный произведению массы тела на его скорость: (Подробнее, ниже) | Тема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие... | ||
Тема 1 Кинематика Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.... | Урок по математике 5 класс на тему: «Скорость, время, расстояние... Учить читать модели движения, находить закономерности между характеристиками движения объектов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения | Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций |