Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач»





Скачать 76.58 Kb.
НазваниеУрок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач»
Дата публикации15.09.2014
Размер76.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

Невского района г. Санкт- Петербурга

Открытый урок по теме

«Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач»

Составила: учитель математики

Ефимова Елена Игоревна
2012 год
План открытого урока

Учитель: Ефимова Елена Игоревна
Предмет: математика

Класс: 9


Дата: 21.12.2012

Тема урока: «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач»

Цели урока:

- образовательные:

  • контроль знаний, умений и навыков по теме,

  • актуализация знаний учащихся через применение групповой технологии и личностно ориентированного подхода,

  • формирование умения анализировать, обобщать, использовать элементы исследования.;

- развивающие:

  • развитие математической речи, устойчивости внимания и переключения внимания;

- воспитательные:

  • создание условий для отработки навыков эффективной коммуникации в группах,

  • взаимопомощи во время учебного процесса,

  • стремления к самостоятельности в усвоении программного материала.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки с алгоритмом.
Формирование предметных компетенций.

Знание и понимание скалярного произведения векторов.

Умение находить скалярное произведение векторов.

Умение вычислять угол треугольника.

Формирование познавательных компетенций.

Способность и готовность применять ранее изученный материал для усвоения нового.

Способность и готовность выдвигать гипотезы для выполнения заданий.

Способность и готовность к решению проблемных задач.

Формирование ключевых компетенций на всех этапах урока.

Формирование коммуникативной компетенции.

Формирование социальной компетенции (работа в группе).

Формирование интеллектуальной и поликультурной компетенций.

Формы и методы обучения:

  • Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

  • Работа в группах, работа с теоретическим материалом;

  • Презентация наработанного материала перед классом;

  • Самостоятельная работа.

План урока:

  • Организационный момент и постановка цели урока. (1 минута)

  • Актуализация знаний.(10 минут)

  • Работа у доски. Задачи на нахождение скалярного произведения и определение вида угла.(5 минут)

  • Самостоятельная работа .(5 минут)

  • Работа с новым материалом(5 минут)

  • Отработка алгоритма (10 минут)

  • Самостоятельная работа с алгоритмом (7 минут)

  • Домашнее задание и инструкция по его выполнению. Подведение итогов урока. (2 минуты)


Используемые источники информации: учебник «Геометрия. 9 класс» под ред.

Л.С.Атанасяна, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент и постановка цели урока.

-Начать урок, хотелось бы словами великого ученого Галилео Галилея:

Геометрия является самым могущественным средством для развития наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.

Итак, сегодня на уроке мы

-продолжим изучение скалярного произведения векторов;

-научимся находить скалярное произведение, если известны координаты векторов;

-познакомимся со свойствами скалярного произведения;

-узнаем, как найти угол треугольника, если известны координаты его вершин

Но, так как у нас класс выпускной, то мы должны привести в систему и наши знания по ранее изученным темам геометрии. Сегодня мы вспомним, какие фигуры называются равными, когда равны 2 треугольника и повторим признаки равенства треугольников.

2.Актуализация знаний.

  • Повторение темы «Признаки равенства треугольников. (3 чел из тех, кто сдает геометрию доказывают теоремы)

  • 2. ПДЗ (Фронтально)

1)Таблица значений sin α, cos α, tg α, ctg α углов 30⁰,60⁰, 45⁰, 90⁰, 0⁰, 180⁰.

2)Какие знаки имеют sin α, cos α, tg α, ctg α , если угол острый; если угол тупой?

3)Чему равен угол между сонаправленными векторами? Между противоположными? Между неколлинеарными?

4) Как определяется скалярное произведение векторов?

5)Когда скалярное произведение векторов равно 0? Больше 0? Меньше 0?

6)Что такое скалярный квадрат вектора?

7) Как найти скалярное произведение, если известны координаты векторов.

8) Как находится длина вектора, если известны его координаты?

1-2 человека обобщают весь теоретический материал.

3.Работа на доске и в тетрадях.

№1.Найти скалярное произведение векторов а и в, если │а│= 2, │в│= 3 угол между векторами равен 30⁰.

№2. Найти скалярное произведение векторов а и в, если │а│= 4, │в│=5 угол между векторами равен 120⁰.

№3. Найти скалярное произведение векторов а и в, если │а│= 0,2, │в│=5 угол между векторами равен 90⁰.

№4. Найти скалярное произведение векторов а и в, если а , в 

Каким, острым или тупым будет угол, если скалярное произведение равно 2? равно 5? равно -4?, равно 0?

4.Выполнение самостоятельной работы.

Вариант 1

№1Найти скалярное произведение векторов а и в, если

  1. вектор а , вектор в 

  2. │а│=2, │в│=5 угол между векторами равен 20⁰.

  3. │а│=3, │в│=0, 5 угол между векторами равен 120⁰.

№2Определить вид угла α (острый, прямой или тупой) между векторами а и в, если их скалярное произведение равно

  1. а в = 2 α

  2. а в = -2 α

  3. а в = 0 α

№3Заполнить таблицу значений




30

45

60

sin










cos










tg










ctg










Вариант 2

№1Найти скалярное произведение векторов а и в, если

  1. вектор а , вектор в 

  2. │а│=2, │в│=5 угол между векторами равен 25⁰.

  3. │а│=3, │в│=0, 5 угол между векторами равен 135⁰.

№2 Определить вид угла α (острый, прямой или тупой) между векторами а и в , если их скалярное произведение равно

  1. а в = 3 α

  2. а в = -1 α

  3. а в = 0 α

№3Заполнить таблицу значений




30

45

60

sin










cos










tg










ctg










5.Новый материал.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми свойствами скалярного произведения. Откройте учебники на стр.268 и прочитайте п.104. 1-й ряд разбирается с доказательством первого свойства, 2-й с доказательством второго, 3-й – третьего, 4-й - четвертого.

Выступления учащихся с доказательствами. Обращаем внимание на то, что свойства скалярного произведения очень похожи на свойства действий.

-Кроме того для решения задач нам необходимы формулы для нахождения косинуса угла. Выведем их. (Выводим формулы из определения и через координаты.)

Cos α =; cos α= ;

-Где же могут пригодиться эти формулы? - Они помогают найти угол треугольника, если известны координаты его вершин.

 Алгоритм нахождения углов треугольника, если известны координаты его вершин.

Алгоритм нахождения углов треугольника, если известны координаты его вершин.

Чтобы найти угол треугольника нужно

  1. Определить какими векторами он задается;

  2. Найти координаты этих векторов;

  3. Записать формулу для нахождения косинуса через координаты;

  4. Подставить в формулу найденные координаты векторов;

  5. По найденному косинусу определить угол (по таблицам или с помощью калькулятора).

6.Решение задачи по алгоритму.

№1. Найти угол А треугольника АВС, если А (-4;-2), В (6;3), С (3;9) (на доске и в тетрадях).

Самостоятельно:

Найти углы В и С треугольника АВС

Вариант 1: Угол В

Вариант 2: Угол С

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание и инструкция к его выполнению :

Выучить теорию и решить задачи №1048, 1049.

Дополнительно (по желанию, за дополнительную оценку) Найти углы треугольника АВС, если известны координаты его вершин А (2; 7), В (5; 1), С (-4;4)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок геометрии 9 класс Тема: «Скалярное произведение векторов в координатах....
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести скалярное произведение векторов; рассказать о применении скалярного...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Страницы 252- 253 в тетрадь: Применение скалярного произведения векторов к решению
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах»
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Символ [→a, →b] для обозначения векторного произведения ввел Грасман. Гиббс (J. W. Gibbs, 1839–1903) в 1881 году ввел символы →a...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Скалярное произведение векторов, его свойства, физический и геометрический смысл
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПриложение 2 Самостоятельная работа №1 Скалярное произведение векторов
А(-9;2), В(-3;5), С(-1;1), D(-7;-2). Докажите, что авсd – прямоугольник (используя скалярное произведение векторов)
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок решения ключевых задач содержательных метрических
...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПлан урока по теме: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»
Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок на тему: Алюминий, его физические и химические свойства (9 класс)
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок-игра по математике. 6 класс
Тема: Решение задач на нахождение дроби от числа и применение свойства пропорции
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок физики в 10 классе по теме: (слайд №1)
Обучающие: закрепить знания, умения, навыки решения задач на применение законов Ньютона, когда на тело действуют две и более сил;...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать, как используется скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между...
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconКонспект урока. Урок по теме : «Электронное строение молекулы бензола....
Урок по теме: «Электронное строение молекулы бензола. Химические и физические свойства бензола. Получение и применение»
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» iconУрок по математике 11 класс Тема «скалярное произведение векторов»
Учитель предлагает учащимся, подготовится к изучению нового материала вспомнить нужные правила и формулы – написать диктант. Проверить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск