Этапы урока
| Цель этапа
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методы и приёмы
|
1.Актуализация знаний
| Выявление базовых знаний для изучения нового материала.
|
| Задает вопросы
| Отвечают на вопросы учителя
| Словесный, фронтальная беседа.
|
2.Этап повторения знаний
| Организация повторения.
| Повторение темы алкены, алкины по плану: состав, общая формула, строение, тип гибридизации атомных орбиталей, физико-химические свойства.
Выявить взаимосвязь между строением и химическими свойствами углеводородов.
| Задает вопросы по плану.
| Отвечают на вопросы.
| Опрос, беседа.
|
3.Этап формирований новых знаний
| Сообщение целей и задач урока.
Вывод молекулярной формулы бензола.
| Предлагает решить задачу « в 1825 году Майкл Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава: С-92,3%, Н-7,7%.
Плотность паров этого вещества по воздуху составляет 2,69.
Найти молекулярную формулу вещества».
| Включает учащихся в работу.
Презентация (слайд №1,2,3).
| Включаются в работу.
Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадях тему урока, решают задачу
| Словесный, фронтальная беседа.
|
Моделирование молекулы
| Формулирование проблемы.
Развитие умения моделировать молекулы.
| Получили молекулярную формулу вещества С6Н6.
Используя модуль ФЦИОР 744р.
Составьте возможные структурные формулы этого состава
| Дает задание: «определить эмпирическую формулу углеводорода, предложить варианты структурных формул отвечающих составу С6Н6., сконструировать формулы, используя модуль 744p. Собирает полученные формулы и вписывает их в презентацию.
(слайд №4)
| Находят в компьютере модуль, открывают его и конструируют молекулы состава С6Н6.
| Частично- поисковый, работа в паре за компьютером, использование ИКТ
|
| Возникает проблемная ситуация: « какое строение имеет бензол?»
Выдвижение рабочей гипотезы
| Попробуем представить себе, какие могут быть варианты:
может быть, в бензоле есть двойные или тройные связи? Гипотезы: если бензол непредельный углеводород, он должен обесцвечивать бромную воду и перманганат калия. Реакция горения бензола.
| Выдвигает проблему, дает высказаться обучающимся, спрашивает о качественных реакциях на непредельную связь.
| Высказывают предположения. Выбирают гипотезу для доказательства. Рассказывают, что есть два реактива, которые являются качественными реакциями на непредельные у.в.
| Частично поисковый, использование ИКТ, беседа.
|
Обсуждение результатов
| Выяснение строения бензола
| Демонстрация опыта. 1.взаимодействие бензола с бромной водой и перманганатом калия.
2. горение бензола.
Значит, наши умозрительные построения неверны. По составу вещество – имеет непредельный характер, что доказывает горение бензола - большое количество копоти, а по свойствам предельный характер.
Возникает противоречие: по составу - непредельный углеводород, а по свойствам – предельный.
| Учитель демонстрирует видео опыт (слайд № 5,6,7)
| Делают выводы после просмотра видео опытов. Так как исследуемый углеводород не обесцветил ни бромную воду, ни перманганат калия - делают вывод: бензол - должен быть предельный углеводород, но опыт по горению бензола показал большое количество копоти, что характерно для непредельных углеводородов.
| Беседа, использование ИКТ,
|
| История открытия бензола, вывод формулы А.Кекуле.
| Каково же строение бензола?
Эту проблему решали ученые нескольких десятилетий.
| Рассказывает историю открытия бензола, знакомит с учеными, которые занимались выяснением структурной формулы бензола.
( слайд № 8)
«История открытия бензола». В начале девятнадцатого века в Лондоне для уличного освещения стали использовать так называемый "светильный газ", получаемый из каменноугольной смолы. Помимо того, что новым освещением были недовольны жители туманного Альбиона, а производители свечей открыто громили новые фонари, "светильный газ" имел существенный недостаток: со временем он утрачивал свою горючесть, а на дне баллонов оседала неизвестная маслянистая жидкость. Особенно обильным было её выделение в холодную погоду. Этой проблемой, чисто из практических соображений и решил заняться Майкл Фарадей в мае 1825 года .Он установил , что вещество состояло из С и Н.и назвал его карбюрированным водородом. Через 7 лет химик Мичерлих, перегоняя бензойную кислоту с негашеной известью, выделил точно такую же жидкость, что и Фарадей, он определил формулу вещества С6Н6 .Позже известный немецкий химик Либих дал новое имя соединению - бензол. Это название прижилось и в русской номенклатуре.
Первую структурную формулу предложил в 1865 г. немецкий химик А.Кекуле. Он представил формулу в виде правильного шестиугольника с чередующими простыми и двойными связями, в котором каждый углеродный атом связан с водородом. (слайд № 9)
Формула Кекуле была встречена бурными дебатами, которые не утихали ещё много десятилетий. Вы тоже составили формулу, которую сейчас называют формулой – Кекуле.
Ученые Сабатье и Зелинский подтвердили, что при реакции дегидрирования и гидрирования, бензол имеет действительно шестиугольник. Однако объяснения, почему бензол необесцветил бромную воду ученые объяснить не могли.
| Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь.
| Приём «оживления» урока, рассказ с демонстрацией.
|
| Доказательство цикличности молекулы
| Экспериментальные доказательства шестичленности бензола.
| Показывает (слайд №10) и рассказывает о циклическом строении бензола.
1.В 1866 Бертло синтезировал в электрическом разряде бензол из ацетилена.
2. В 1900 г. Сабатье прогидрировал бензол из циклогексан.
3.Зелинский осуществил обратный процесс.
| Слушаю рассказ учителя, записывают уравнения реакций.
| Рассказ с использованием презентации
|
| Электронное строение бензола
| Возникшие противоречия помогла объяснить электронная теория.
| 1.Споры вокруг теории строения бензола прекратились, когда физико-химическими методами исследования было установлено, каждый атом углерода в бензоле находится в sp2 –гибридизованном состоянии. Напомните, что это значит? И где мы встречались с такой гибридизацией.
Задает вопрос о строении атома углерода. О типе гибридизации sp2. После ответа показывает (слайд № 11,12). ЦОР № 132023,132035.
| Вспоминают из курса физики строение атома углерода
Рассказывают, что значит sp2 гибридизация. Из четырёх электронов каждого углерода один s и два p электрона образуют три совершенно одинаковые sp2 гибридные орбитали, которые лежат в одной плоскости под углом 120 градусов друг к другу.
| Беседа с использованием ИКТ.
|
|
|
| 2.Исследования бензола физическими методами показало, что все расстояния в молекуле строго одинаковы и длина связи С-С равна 0,140 нм, т. е среднему значению между длинами простой и двойной связи. У каждого атома углерода осталось негибридная р-орбиталь, которая расположена перпендикулярно плоскости бензольного кольца. Перекрываясь «боками» друг с другом, эти орбитали создают единую пи-электронную систему, общую для всех углеродных атомов. Сочетание 6 сигма связей с единой п-электронной системой наз. ароматической связью. Электронная плотность распределена равномерно. Следовательно, в молекуле бензола нет ни простых, ни двойных связей.
Чтобы показать равномерное распределение пи-электр.облака в молекуле бензола, её правильнее изображать в виде шестиугольника с вписанной в него окружностью. ( слайд №13) ЦОР132066
| Учащиеся делают выводы, что такое электронное строение, объясняют все особенности бензола.
| Беседа с использованием презентации.
|
Этап первичной проверки понимания изученного материала
| Изучение физических свойств бензола
| Бензол, запрещен для использования в школе, т.к. является канцерогенным веществом. Для знакомства с ним, используем видео материал и работу с учебной литературой.
| Демонстрирует (слайд№14) ЦОР № 337020 о физических свойствах бензола и предлагает проверить, полученные сведения, заполнив таблицу о физических свойствах бензола, работая с интерактивной таблицей (слайд № 15) ЦОР№ 132070
| Смотрят видео опыт о физических свойствах бензола, читают по учебнику стр. 69 и проверяют сведения о свойствах, заполняя таблицу и одновременно проверяя правильность своих ответов.
| Беседа, работа с учебной литературой и интерактивной таблицей на компьютере.
|
| Изучение химических свойств бензола, сравнивать с химическими свойствами предельных и непредельных углеводородов. На основе строения делают выводы о свойствах бензола. Иметь представление о ядохимикатах и о требованиях охраны природы.
| Все химические свойства бензола можно разделить на три группы:
1гр. Реакции замещения в бензольном ядре.
2гр. Реакции присоединения к бензольному ядру;
3гр. Реакции окисления.
| Задает вопрос, какие типы химических реакций характерны для предельных углеводородов? Для непредельных у.в.?
У бензола есть реакции замещения.
Показывает видео опыты – (слайд №16,17) ЦОР №33651-бромирование бензола. № 33651- нитрование бензола.
Показывает (слайд№18) ЦОР № 33723-хлорирование бензола на свету.
Реакции присоединения.
(Слайд № 19) - окисление бензола.
Подводим итоги наблюдений: таким образом, из-за особенностей строения – образования единой сопряженной системы всех π-связей молекула бензола отличается большой устойчивостью. Поэтому – реакции присоединения идут трудно, а замещения идут легко.
| Отвечают на вопросы: для предельных у.в.- реакции замещения, для непредельных – присоединения.
Смотрят опыт, записывают в тетрадь уравнения реакций.
Делают вывод об общем свойстве с предельными углеводородами.
Смотрят опыт, записывают в тетрадь уравнения реакций. Делают вывод: бензол, подобно непредельному у. в., вступает в реакцию присоединения.
Ученик, небольшое сообщение на 3 минуты, рассказывает о гексахлоране (ДДТ). ( Приложение №1)
| Сравнение, сопоставление фактов, выводы, подведение итогов по изученному материалу. Беседа с использованием ИКТ.
|
Этап первичной проверки понимания изученного материала.
| Проверить знания о химические свойства бензола, умения составлять уравнения химических реакций.
| Закончить уравнения реакций между бензолом и следующими веществами: бромом, азотной кислотой, водородом, серной кислотой, хлором, хлорметаном.
| Предлагает таблицу, где нужно закончить химические реакции, перемещая формулы.
(Слайд № 20) ЦОР 132072
| Работают с компьютером, составляют уравнения реакций, характерные для бензола, проверяют полученные знания по свойствам бензола.
| Работа со схемами, использование компьютера.
|
| Изучение различных способов получение бензола.
| Знакомство со способами получения бензола в промышленности и синтетическим путём.
| Демонстрация (слайда №21,22), записать уравнения получения бензола в тетрадь.
| Дополняют конспект урока способами получения бензола.
| Словесный и иллюстративный.
|
| Применение бензола на основе знаний об их химических свойствах.
| Составление рассказа по иллюстрациям «применение бензола».
| Демонстрация (слайда № 23), о применении бензола.
Формирование мировоззренческих понятий о причинно-следственной связи между составом, строением. Свойствами и применением бензола.
| Заканчивают конспект урока, записями, где применяется бензол, исходя из его химических свойств.
| Беседа с установление причинно-следственных связей.
|
4.Этап закрепления изученного материала.
| Проверить знания о строении, свойствах бензола просмотрев ресурсы интернета и конспект урока.
| Систематизировать и обобщить знания, полученные на уроке.
| Использовать ресурсы интернета ЦОР номера находятся на (слайде № 23).
| Работают с компьютером в сети интернет, просматривают ЦОР.
| Самостоятельная работа с компьютером.
|
5.Этап самоконтроля и коррекции.
| Осознание учащимися изученного материала,
| Строение, свойства, применение бензола.
| Предлагает на выбор два теста для самопроверки знаний, полученных в ходе урока. (слайд № 24) тест на модуле 748k или тест «Бензол».
| Выбирают тест, выполняют его и получают оценку.
| Рефлексия.
|
6.Этап информации о домашнем задании.
| Правильное выполнение домашнего задания
|
| Беседует с учащимися. Объясняет домашнее задание.
В Интернете http://school-collection.edu.ru/ . Решить задачи: (№97391),(№67983). Изучить конспект урока, прочитать § 34.6
Подготовить, используя средства Microsoft Word, Microsoft Office и ресурсы Интернет и сделать сообщение о вреде курения в связи с тем, что в состав табачного дыма входит ароматический углеводород бензпирен.
| Записывают в дневники домашнее задание.
| Комментирование.
|
7. Этап подведения итога.
| Подведение итогов урока
| Фронтальный опрос по вопросам:
1.Какое количество сигма связей образует каждый атом углерода в молекуле бензола,
2.Сколько всего сигма связей в нём.
3.Почему длина связи между атомами углерода в молекуле бензола является промежуточной между одинарной и двойной?
Показать на примере генетическую взаимосвязь между классами углеводородов.
| Задает вопросы.
| Отвечают на вопросы:
1. 3 сигма связи,
2. 12 сигма связей.
3. молекула бензола имеет особый вид связи
ароматическую, некую среднюю между 0,154нм и 0,134нм, а именно -0,140нм.
Составляют генетическую цепочку: метан—ацетилен—бензол—хлорбензол.
| Фронтальный опрос.
|