Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»





Скачать 139.19 Kb.
НазваниеУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Дата публикации19.09.2014
Размер139.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Автор: учитель химии и биологии

МКОУ СОШ №2 с. Труновского

Высшей квалификационной категории

Тищенко О.А.

Урок химии в 8 классе.

Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды». 

Цель урока: изучить  состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать,  прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные:  воспитывать  бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

 Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;

информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

 Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, практическая работа, решение задач),  индивидуальная   (беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов).

 Формы организации работы учителя: организует эмоциональный  настрой  учащихся, организует метапредметную связь на примере категории «Знание и незнание»; вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и  дополняет ответы детей, создает проблемные  ситуации.

 Компьютерная презентация к уроку и интерактивная доска позволяет   учащимся:

1.     Получить знания о свойствах и значении воды.

2.     Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.

3.     Получить представление о распространенности воды в природе.

4.     Получить навыки работы на интерактивной доске.

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска. Презентация.

Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин.

Предметы: химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.

ХОД УРОКА:

До начала урока учитель предлагает ученикам выбрать жетон любого цвета: синего, красного или зеленого и сохранить его до конца урока.


  1. Организационный момент


- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня необычный урок, потому что мы проведем учебное занятие на тему: (СЛАЙД ) «Знание и незнание» при изучении тема «Типы химических реакций на примере свойств воды» , запишите число и тему урока в тетради. Начнем мы наш урок со следующего.

Демонстрирует пустой сосуд и задает вопросы:

- Перед вами сосуд. Он пустой или полный? Пустой

- А откуда вы это знаете? Как доказать, что сосуд пустой? Наполнить чем - либо.

- Хорошо, давайте заполним его водой?

- Теперь он полный? Да, полный.

- Как теперь доказать, что сосуд полный? Если попытаться его еще чем-нибудь наполнить, вода выльется из сосуда.

- Т.е. вы знаете, что сосуд полный ? Правильно?

- А что такое знание?

(СЛАЙД) Согласно толковому словарю. Знание (в узком смысле) — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

- Что такое незнание?

(СЛАЙД) Значение слова Незнание по Ожегову: Незнание - неосведомленность в чем-нибудь.

- Каким вы себе представляете знающего человека?

Знающий человек – это такой, который много знает, хорошо осведомлен в чем-нибудь.

- А незнающего?

Незнающий – это человек, не обладающий достаточным комплексом знаний необходимых для полноценного существования в обществе.

- А каким человеком вы себя ощущаете на сегодняшнем уроке: знающим или незнающим? Ответы начинайте фразой: “Я знающий, потому что...” или “Я незнающий, потому что...”

- А вот как говорил о себе один из самых знающих людей на свете – философ Сократ «Я знаю только то, что ничего не знаю» (СЛАЙД 2).

- Как вы это понимаете?

- Спасибо. На самом деле очень важно разграничить область знания и незнания.

Этим мы с вами сейчас и займемся.


  1. Актуализация знаний учащихся.


Некогда Антуан де Сент – Экзюпери, так воспевал в своих стихах кислородсодержащие вещество (СЛАЙД):

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете».

О чем говорил поэт? О ВОДЕ (СЛАЙД).
Каково второе название этого вещества? ОКСИД ВОДОРОДА.

Какова молекулярная формула воды? Н2О.

Укажите тип связи в этом веществе? Ковалентная полярная.

Запишите схему образования этой связи:


Т.е. молекула воды это диполь - Н+ 2О-2
c:\documents and settings\55555\рабочий стол\картинки\molecula.gif

Молекула воды имеет угловое строение, и угол составляет 104° 27` (СЛАЙД).

(СЛАЙД) Между молекулами воды существует особая связь – водородная, которая образуется с помощью атомов водорода. Связь слабая и легко разрывается.

Как вы думаете, а действительно ли роль воды в природе и жизни человека велика?

Беседа с учениками, в результате чего составляется схема: «Значение воды в природе» (СЛАЙД)

Воды участвует в круговороте веществ; масса клетки состоит на 80% из воды, которая определяет объем и упругость клетки, транспорт веществ; участвует в фотосинтезе, т.е. в создании органических веществ.

Каково же значение воды в жизни человека?
В ходе беседы с учащимися составляется схема: «Значение воды в жизни человека» (СЛАЙД).

Велико значение воды и в жизни человека, нами используется вода:

  1. В сельском хозяйстве;

  2. В промышленности;

  3. На бытовые нужды (1 человек в год употребляет 7 -8 т. воды)


Безбрежная ширь океана, (СЛАЙД).

И тихая заводь пруда, (СЛАЙД).

Струя водопада и брызги фонтана

И всё это – только вода. (СЛАЙД).

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода. (СЛАЙД).

И топит, как будто играя,

Большие морские суда. (СЛАЙД).

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода. (СЛАЙД).

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода. (СЛАЙД).


А много ли воды на Земле? На этот вопрос однозначно ответить трудно: и очень много, и очень мало одновременно. Почему много – очевидно…

Вода – одно из самых распространенных и наиболее важных соединений на Земле. Почти ¾ поверхности Земли покрыто водой: это реки, моря, океаны, при этом 20% суши покрыто льдом: ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.
А вот почему мало? (СЛАЙД).

  1. Потому, что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планете.

  2. Осуществляя производственные процессы, мы больше загрязняем воды, чем ее очищаем.

  3. Большая часть земной воды – это непросто воды, концентрированные солевые и иные растворы.

  4. Очень много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно.


Но в настоящее время, пред человечеством возникла проблема пресной воды. Почему? (люди перестали бережно относится к источникам воды: засорение бытовыми отходами, экологические катастрофы, например 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла радиационная авария на АЭС Фукусима – 1, утечка нефти и т.д.).

Россия богата запасом пресной воды как никакая другая страна, только в о. Байкал содержится 20 % мировых запасов пресной воды (СЛАЙД). При этом Россия как никакая другая страны, бездумно и бездушно относится к охране пресных вод (СЛАЙД). Даже на берегу о. Байкал функционируют различного рода предприятия.

Таким образом, на основе выше сказанного, не представляется возможным недооценить роль воды в природе и хочется у вас спросить, а что мы знаем о свойствах воды?
Вещество без вкуса и запаха, обладает текучестью, замерзает при 00С и кипит при 1000 С.

Какие свойства были вами описаны выше? Физические.

Вода – поразительная жидкость – у нее есть аномалии. Для воды, будто законы не писаны! Но, благодаря ее капризам, не могла бы родиться и развиваться жизнь.

(СЛАЙД) Первая аномалия: воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды. А был бы один пар. А она кипит при 100? С.

(СЛАЙД) Вторая аномалия: высокая теплоемкость. Что это такое? У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.

(СЛАЙД) Третья аномалия: у воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла. 

(СЛАЙД) Четвертая аномалия: замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой “шубой” даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.
А как вы думаете, чем можно объяснить эти свойства?

Строением молекулы.



  1. Изучение нового материала


Итак, оказывается, мы с вами знаем о физических свойствах воды и ее значении в природе и жизни живых организмов, в том числе и человека. А знаем ли о химических свойствах этого вещества? Ребята, как вы думаете, может ли вода вступать в химические реакции?

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ и она способна вступать во все типы химических реакций. Но сначала вспомним, какие типы химических реакций вы знаете? (разложения, соединения, замещения и обмена).

(СЛАЙД) Сегодня мы рассмотрим все выше обозначенные нами типы реакции на примере воды и тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Основная цель нашего урока – изучить типы химических реакций на примере свойств воды.
В одной книге  один писатель -  фантаст  написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите,  то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород.  Может ли такое быть?

Нет, так как вода разлагается  при t= 2000°C  или при пропускании электрического тока.

А) Реакции разложения (электролиз). (ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА)
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Этот процесс называется эклектролизом (демонстрация фильма). (СЛАЙД) Напишите уравнение реакции разложения воды (1 человек у доски).

2О=2Н22


  1. Физкульминутка (СЛАЙД)


В каких агрегатных состояниях находится вода в природе? Давайте попробуем их изобразить.

Итак, я вода, такая вся текучая, жидкая, бесформенная.

А теперь я воды в твердом состоянии – лед, твердая, четкая, с определенной формой.

Но вот я пар, легкая, невесомая, такая вся воздушная.

Ну что ж, продолжим работу и следующий тип реакций характерных для воды – реакции соединения.

(СЛАЙД).
2) Реакции соединения (запись в тетрадях).

Вода реагирует со многими сложными веществами, например с оксидами неметаллов и металлов.

А) оксиды металлов взаимодействуют с водой с образованием гидроксидов, запишем уравнение реакции:
     СaO + H2O  = 

Проверим со слайдом.

Б) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют кислоты, запишем уравнение реакции:
SO3 + H2O =        

Проверим со слайдом.                         
Вывод: при взаимодействии воды с кислотными оксидами образуются кислоты. С основными оксидами – основания.
3) Реакции замещения.

Учитель химии: Демонстрационный опыт (проводит учитель)

Комментирует свои действия: Кусочек металлического натрия помещаем в кристаллизатор с водой. Натрий бурно реагирует с водой с выделением газа – водорода. Добавим фенолфталеин в воду. Раствор окрашивается в малиновый цвет из – за образовавшегося гидроксида натрия. Среда раствора щелочная .(СЛАЙД).
Запишем уравнение соответствующей реакции:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Проверим наш результат со слайдом.
Вывод: вода реагирует с металлическим натрием с образованием щелочи – гидроксида натрия, поэтому фенолфталеин становится розовым.
Допишите уравнения реакций:
K + H2O =

Ca + H2O =
Учитель химии: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами (СЛАЙД).

Запишите уравнение реакции,  расставьте коэффициенты. 1 ученик у доски.

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

Малоактивные металлы с водой не реагируют (СЛАЙД).

4) Реакции обмена.

Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то, очевидно, заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или, как говорят, гидролизуется (гидро – вода, лизос – разложение).

Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению.

Гидролиз может быть обратимым и необратимым, подробно с этим процессом вы познакомитесь в старших классах, а сегодня мы только приведем пример такого процесса:
AL2S3 +6HOH=2AL(OH)3 +3H2S


  1. Первичное закрепление знаний учащихся


Ну что ж проверим, насколько вы стали знающим человеком о типах химических реакций, в которые вступает воды? А для этого ответьте на поставленные мною вопросы:

  1. Какими физическими свойствами обладает вода?

  2. Чем объясняются эти свойства?

  3. Что особенного в строении молекулы воды? Почему вода – это диполь? Каков угол связи в молекуле воды?

  4. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  5. Как называется процесс разложения воды под действием электрического тока? Под действием солнечного света?

  6. С какими веществами реагирует вода?




  1. Социоконструкция.


- Какие пути получения знания вам известны? Т.е. каким образом можно получить знания? (синтез, анализ, эксперимент, конструирование, сравнение)

- Какие пути получения знания вы использовали на сегодняшнем уроке?

- Есть еще один путь познания. Хотите им воспользоваться?

- Тогда абстрагируемся. Что это значит?
(СЛАЙД). Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

- Я вам предлагаю разбиться по группам, согласно выбранных вами жетонов.

Разбиваются на группы по заранее выбранным до начала урока цветным жетонам.

(СЛАЙД) Представим, что первая группа поэтическая.

Вторая созидательная.

Третья группа – изобретательская.

Выполняют предложенные задания в форматах: “Химия изобретательская”, “Химия поэтическая”, “Химия созидательная».


  1. Заключение


Наш урок «знание и незнание» подошел к концу. И мне хочется у вас спросить; Как часто вы обретали какое-то знание? Как часто вам удавалось его передать кому-то другому?

Послушайте притчу.

Тёмной южной ночью город пребывал во сне. В одном доме на столе стояла свеча, которую хозяин забыл потушить.

Но три мотылька этой ночью были очень озадачены одним вопросом. Что такое огонь? Как он появляется? Из чего сделан?

Один мотылёк, подлетев ближе к свече — вернулся обратно и сказал:

- Этот огонь ближе светит ярко.

Второй мотылек был любопытнее, и подлетел ещё ближе — так близко, что опалил крылья.

- Огонь больно жжёт.

Третий мотылёк, самый любопытный, полетел к свече так близко, что исчез и не вернулся. Он узнал то, что на самом деле так желал знать, но теперь он не мог об этом рассказать.

Всё дело в том, что когда мы получаем истинное знание — мы тут же лишаемся возможности говорить об этом знании. И именно поэтому верна истина: знающий хранит молчание, а говорящий — не знает.

На самом деле, истинное знание невозможно передать — его можно только постичь самостоятельно.


  1. Рефлексия.


А в заключение урока я предлагаю вам ребята ответить на вопросы, используя словосочетания: «Я знал, что вода…» или «Я не знал, что вода…».

  1. Задание на дом.


§33, р.т. стр 156-157 № 1 – 4.

Химия изобретательская

О чем бы вы еще хотели узнать при изучении темы “Типы химических реакций на примере воды”? Составьте 2-3 вопроса к теме, интересующие вас более всего.

Химия поэтическая

Используя слова: вода, невозможно, ты, великая, осторожно, важная, составьте небольшое стихотворение. Возможен свой вариант.

Химия созидательная

Вставьте пропущенные слова:

1. Прекрасно то, что мы ..., еще прекраснее то, что мы ..., но далеко превосходит по красоте то, что нам... (Н.Стенон)

Варианты ответов: неизвестно, знаем, видим.

2. На мои лекции не за ... ходят, а за... (Д.И.Менделеев)

Варианты ответов: мыслью, знаниями.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»
...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект интегрированного урока по химии и физике Тема: «удивительные свойства воды»
Показать обучающимся, что вода это уникальное природное соединение, активная среда для жизни растений, животных и человека. Закрепить...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconТема: «Типы химических реакций»
Задание нужно выполнить в рабочей тетради по химии, сдать на проверку на первом уроке химии после карантина. Номер варианта по месту...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconТема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения...
...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект урока «Химический элемент Углерод»
...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconТема: «Классификация химических реакций, на примере реакции соединения и разложения»
Автор: Никитина Анжела Петровна, учитель химии, гбоу школа №542 г. Санкт-Петербург
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconКонспект урока основные типы химических реакций фио (полностью) Щербакова Валерия Геннадьевна
Познакомить учащихся с классификацией реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconУрока: Образовательная
Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconПлан проведения семинара
Урок химии «Экспериментально – практическая работа «Явления в химии. Признаки химических реакций»
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconУрок по химии 8 класс Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ
Продолжить формировать умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости и периодической системой Д. И. Меделеева...
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск