План – конспект
открытого урока в 10Б классе, курс базовый. (49-1)
Урок разработан и проведён учителем физики Швецовой В.Н.
10 ноября 2008 года.
1. Присутствовали: Захаренко Н.С. – директор гимназии
Ларина И.А. – зам. директора по УР
Синицына Л.П. - зам. директора по УР
Хмелёва Е.В. – учитель физики
Сенюшкина И.В. – учитель литературы
Гаврилова О.В. – учитель биологии
Гулюшова Е.Н. – учитель химии
Тема урока: «Закон сохранения импульса»
Цель урока - вывести закон сохранения импульса и проверить его справедливость на опытах (демонстрационных и виртуальных).
Задачи урока:
Обучающая: определить понятия: замкнутая система отсчёта, внутренние силы, внешние силы, сформулировать закон сохранения импульса.
Развивающая: сформировать умение использовать ЗСИ при решении качественных и расчетных задач (формирование технологической компетентности).
Воспитательная: формирование коммуникативной компетентности через умения работать в микрогруппах.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Оборудование:
1) оборудование для демонстрационного опыта: металлический желобок, шары разной массы и объёма;
2) компьютер, проектор;
3) электронные ресурсы: «Физикон», «Живая физика»;
4) ресурсы виртуального методического кабинета (ВМК)
5) дидактические материалы «Физика 10», авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон.
Демонстрации:
взаимодействие двух одинаковых шаров, движущихся по горизонтальному желобу;
взаимодействие двух шаров разной массы
видеофильмы «Отдача», «Сохранение импульса»
Лабораторный практикум с использованием ресурсов «Физикон», раздел «Лаборатория»:
соударение упругих шаров
неупругое соударение
сохранение импульса.
План урока:
Этап урока
| Использование электронных ресурсов
| Время
| Приёмы и методы
| I. Фронтальный опрос.
| Импульс тела
[«Физикон», механика 1.21.]
| 7 – 10 минут
| Проверка домашнего задания
| II. Изучение нового материала
| Видеофрагмент «Отдача», «Сохранение импульса»
[«Физикон», механика 1.19, 1.20.]
| 20 – 25 минут
| Беседа, демонстрационный эксперимент; видеофильмы
| III. Формирование умений
| Сохранение энергии и импульса
[«Физикон», версия «Живая физика».]
| 15 – 20 минут
| Разбор качественных задач;
Решение расчётных задач;
Виртуальный эксперимент.
| IV. Закрепление умений.
| Виртуальный эксперимент «Соударение упругих шаров», «Соударение неупругих шаров»
«Физикон», лаборатория, опыты 1.22, 1.23.]
| 20 минут
| Работа по индивидуальным заданиям в группах.
| V. Итоги урока, домашнее задание.
|
| 5 - 7 минут
| Сообщение учителя.
|
3. Примечание
Методы и приемы, используемые учителем на уроке:
Иллюстративно-объяснительный, интерактивный, демонстрационный и виртуальный эксперименты
Преимущества использования ИКТ на данном уроке перед стандартными методами: даёт возможность учащимся образно представить ЗСИ, провести виртуальный эксперимент упругого и неупругого соударений и подтвердить справедливость закона.
Конспект урока:
Фронтальный опрос.
Что такое импульс тела, импульс силы?
Какие величины необходимо знать для вычисления импульса тела, импульса силы?
В каких единицах измеряются данные физические величины в системе СИ?
Как выражается Второй закон Ньютона в импульсном представлении?
Чему равен импульс покоящегося тела?
Что понимают под импульсом системы?
Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
Герой книги Э.Распе барон Мюнхгаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я из всех сил дёрнул вверх, и без большого труда, вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами как щипцами».
Вопрос: Можно ли таким образом поднять себя?
Теоретический вывод закона сохранения импульса.
а) самостоятельная работа с учебником (§42) по заданиям:
1) доказать, что ЗСИ является следствием II и III законов Ньютона;
2 сформулировать ЗСИ;
3) в каких случаях можно использовать ЗСИ?
б) работа с электронным пособием «Физикон», раздел «Конспекты», «Механика. Законы сохранения 1.6».
Закон сохранения импульса. В замкнутой системе, в которой на тела действуют только внутренние силы, векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой:
| Рисунок 1.6.1.
Закон сохранения импульса на примере столкновения шаров.
| Импульс может сохраняться и в незамкнутой системе. Это происходит в том случае, если равнодействующая всех внешних сил равна нулю, либо время действия этих сил пренебрежимо мало:
3) демонстрационный эксперимент: взаимодействие шаров различной массы и объёма.
4) просмотр видеофрагментов ВМК, проект «Фундаментальные эксперименты в механике»: «Импульс тела», «Сохранение импульса», «Отдача».
5) основные выводы при изучении нового материала:
Внутренние силы – силы, с которыми взаимодействуют между собой тела, принадлежащие данной системе тел.
Внешние силы – силы, с которыми тела, не принадлежащие данной системе, действуют на тела этой системы.
Замкнутой системой называют систему тел, на которую не действуют внешние силы.
В замкнутой системе, в которой на тела действуют только внутренние силы, векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой: ЗСИ справедлив для незамкнутых систем:
Если внешние силы, действующие на любое тело системы, уравновешиваются;
если проекция суммы всех внешних сил на какую – либо координатную ось равна нулю;
процессы взаимодействия кратковременны.
Честь открытия закона принадлежит Декарту: «если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Закон сохранения импульса соблюдается как в макромире, так и микромире.
При решении задач необходимо:
Выполнить пояснительный рисунок с указанием направлений скорости каждого тела до и после взаимодействия
Записать закон сохранения импульса конкретно для данной задачи в векторном виде
Выбрав оси координат, записать ЗСИ в проекции на данные оси
Получить рабочую формулу и вычислить неизвестную величину.
Оценить достоверность полученных результатов
III. Формирование умений.
1) Работа с ресурсами ВМК – проект учащихся «Фундаментальные эксперименты в механике», опыт №9.
2) Разбор качественных задач из сборника «Качественные задачи по физике», автор М.Е. Тульчинский, №373, 375, 376, 379.
3) Решение расчётных задач (работа в микрогруппах). Сборник задач по физике. Составитель Г.Н. Степанова. №384, 386
IV. Закрепление умений.
Индивидуальная работа учащихся с М.м. «Физикон» (раздел «Лаборатория», опыты: 1.22;1.23;1.21) для подтверждения справедливости закона сохранения импульса при упругом соударении тел.
Задания для индивидуальных опытов:
Задайте несколько различных значений скоростей и масс и запишите начальные и конечные скорости движущихся шаров. По полученным результатам вычислите импульсы шаров до и после взаимодействия и убедитесь в справедливости ЗСИ.
Измените начальную скорость налетающего шара v, прицельное расстояние d и массы m1 и m2 обоих шаров. Убедитесь в справедливости ЗСИ при упругом и неупругом соударении.
Тест №8 «Закон сохранения импульса».
V. Итоги урока, домашнее задание.
1. Учитель вместе с учащимися подводит итог изученного материала, и учащиеся отвечают на вопрос, поставленный перед ними в начале урока: «Барон Мюнхгаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я из всех сил дёрнул вверх, и без большого труда, вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами как щипцами». Можно ли таким образом поднять себя?».
Ответ: Нет, не может, так как, согласно закону сохранения импульса, внутренние силы системы не могут привести в движение её центр тяжести.
VI. Домашнее задание: §41,42, упражнение 8 (1 – 3), задания на перспективу (вопросы для конференции «Использование реактивного движения»). |