Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер67.2 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
План – конспект

открытого урока в 10Б классе, курс базовый. (49-1)

Урок разработан и проведён учителем физики Швецовой В.Н.

10 ноября 2008 года.

1. Присутствовали: Захаренко Н.С. – директор гимназии

Ларина И.А. – зам. директора по УР

Синицына Л.П. - зам. директора по УР

Хмелёва Е.В. – учитель физики

Сенюшкина И.В. – учитель литературы

Гаврилова О.В. – учитель биологии

Гулюшова Е.Н. – учитель химии

Тема урока: «Закон сохранения импульса»

Цель урока - вывести закон сохранения импульса и проверить его справедливость на опытах (демонстрационных и виртуальных).

Задачи урока:

  1. Обучающая: определить понятия: замкнутая система отсчёта, внутренние силы, внешние силы, сформулировать закон сохранения импульса.

  2. Развивающая: сформировать умение использовать ЗСИ при решении качественных и расчетных задач (формирование технологической компетентности).

  3. Воспитательная: формирование коммуникативной компетентности через умения работать в микрогруппах.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Оборудование:

1) оборудование для демонстрационного опыта: металлический желобок, шары разной массы и объёма;

2) компьютер, проектор;

3) электронные ресурсы: «Физикон», «Живая физика»;

4) ресурсы виртуального методического кабинета (ВМК)

5) дидактические материалы «Физика 10», авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон.

Демонстрации:

  1. взаимодействие двух одинаковых шаров, движущихся по горизонтальному желобу;

  2. взаимодействие двух шаров разной массы

  3. видеофильмы «Отдача», «Сохранение импульса»

  4. Лабораторный практикум с использованием ресурсов «Физикон», раздел «Лаборатория»:

  1. соударение упругих шаров

  2. неупругое соударение

  3. сохранение импульса.

План урока:

Этап урока

Использование электронных ресурсов

Время

Приёмы и методы

I. Фронтальный опрос.

Импульс тела

[«Физикон», механика 1.21.]

7 – 10 минут

Проверка домашнего задания

II. Изучение нового материала

Видеофрагмент «Отдача», «Сохранение импульса»

[«Физикон», механика 1.19, 1.20.]

20 – 25 минут

Беседа, демонстрационный эксперимент; видеофильмы

III. Формирование умений

Сохранение энергии и импульса

[«Физикон», версия «Живая физика».]

15 – 20 минут

Разбор качественных задач;

Решение расчётных задач;

Виртуальный эксперимент.

IV. Закрепление умений.

Виртуальный эксперимент «Соударение упругих шаров», «Соударение неупругих шаров»

«Физикон», лаборатория, опыты 1.22, 1.23.]

20 минут

Работа по индивидуальным заданиям в группах.

V. Итоги урока, домашнее задание.




5 - 7 минут

Сообщение учителя.


3. Примечание

  • Методы и приемы, используемые учителем на уроке:

Иллюстративно-объяснительный, интерактивный, демонстрационный и виртуальный эксперименты

  • Преимущества использования ИКТ на данном уроке перед стандартными методами: даёт возможность учащимся образно представить ЗСИ, провести виртуальный эксперимент упругого и неупругого соударений и подтвердить справедливость закона.

Конспект урока:

  1. Фронтальный опрос.

    1. Что такое импульс тела, импульс силы?

    2. Какие величины необходимо знать для вычисления импульса тела, импульса силы?

    3. В каких единицах измеряются данные физические величины в системе СИ?

    4. Как выражается Второй закон Ньютона в импульсном представлении?

    5. Чему равен импульс покоящегося тела?

    6. Что понимают под импульсом системы?

  2. Изучение нового материала.

Постановка проблемы.

Герой книги Э.Распе барон Мюнхгаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я из всех сил дёрнул вверх, и без большого труда, вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами как щипцами».

Вопрос: Можно ли таким образом поднять себя?

Теоретический вывод закона сохранения импульса.

а) самостоятельная работа с учебником (§42) по заданиям:

1) доказать, что ЗСИ является следствием II и III законов Ньютона;

2 сформулировать ЗСИ;

3) в каких случаях можно использовать ЗСИ?

б) работа с электронным пособием «Физикон», раздел «Конспекты», «Механика. Законы сохранения 1.6».

Закон сохранения импульса. В замкнутой системе, в которой на тела действуют только внутренние силы, векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой:








Рисунок 1.6.1.

Закон сохранения импульса на примере столкновения шаров.

Импульс может сохраняться и в незамкнутой системе. Это происходит в том случае, если равнодействующая всех внешних сил равна нулю, либо время действия этих сил пренебрежимо мало:

3) демонстрационный эксперимент: взаимодействие шаров различной массы и объёма.

4) просмотр видеофрагментов ВМК, проект «Фундаментальные эксперименты в механике»: «Импульс тела», «Сохранение импульса», «Отдача».

5) основные выводы при изучении нового материала:

    1. Внутренние силы – силы, с которыми взаимодействуют между собой тела, принадлежащие данной системе тел.

    2. Внешние силы – силы, с которыми тела, не принадлежащие данной системе, действуют на тела этой системы.

    3. Замкнутой системой называют систему тел, на которую не действуют внешние силы.

    4. В замкнутой системе, в которой на тела действуют только внутренние силы, векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой:



    5. ЗСИ справедлив для незамкнутых систем:

      • Если внешние силы, действующие на любое тело системы, уравновешиваются;

      • если проекция суммы всех внешних сил на какую – либо координатную ось равна нулю;

      • процессы взаимодействия кратковременны.

Честь открытия закона принадлежит Декарту: «если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

Закон сохранения импульса соблюдается как в макромире, так и микромире.

При решении задач необходимо:

  • Выполнить пояснительный рисунок с указанием направлений скорости каждого тела до и после взаимодействия

  • Записать закон сохранения импульса конкретно для данной задачи в векторном виде

  • Выбрав оси координат, записать ЗСИ в проекции на данные оси

  • Получить рабочую формулу и вычислить неизвестную величину.

  • Оценить достоверность полученных результатов

III. Формирование умений.

1) Работа с ресурсами ВМК – проект учащихся «Фундаментальные эксперименты в механике», опыт №9.






2) Разбор качественных задач из сборника «Качественные задачи по физике», автор М.Е. Тульчинский, №373, 375, 376, 379.

3) Решение расчётных задач (работа в микрогруппах). Сборник задач по физике. Составитель Г.Н. Степанова. №384, 386

IV. Закрепление умений.

  1. Индивидуальная работа учащихся с М.м. «Физикон» (раздел «Лаборатория», опыты: 1.22;1.23;1.21) для подтверждения справедливости закона сохранения импульса при упругом соударении тел.

Задания для индивидуальных опытов:

  1. Задайте несколько различных значений скоростей и масс и запишите начальные и конечные скорости движущихся шаров. По полученным результатам вычислите импульсы шаров до и после взаимодействия и убедитесь в справедливости ЗСИ.

  2. Измените начальную скорость налетающего шара v, прицельное расстояние d и массы m1 и m2 обоих шаров. Убедитесь в справедливости ЗСИ при упругом и неупругом соударении.

  1. Тест №8 «Закон сохранения импульса».

V. Итоги урока, домашнее задание.

1. Учитель вместе с учащимися подводит итог изученного материала, и учащиеся отвечают на вопрос, поставленный перед ними в начале урока: «Барон Мюнхгаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я из всех сил дёрнул вверх, и без большого труда, вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами как щипцами». Можно ли таким образом поднять себя?».

Ответ: Нет, не может, так как, согласно закону сохранения импульса, внутренние силы системы не могут привести в движение её центр тяжести.

VI. Домашнее задание: §41,42, упражнение 8 (1 – 3), задания на перспективу (вопросы для конференции «Использование реактивного движения»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск