Урок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии" Цели урока: Образовательная: исследовать





Скачать 52.05 Kb.
НазваниеУрок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии" Цели урока: Образовательная: исследовать
Дата публикации08.09.2014
Размер52.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии"

Цели урока:

Образовательная: исследовать выполнение закона сохранения энергии в различных механических процессах.

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы, научить делать выводы, анализировать полученный результат.

Воспитательная: воспитывать внимание, чувство коллективизма, интерес к предмету физики.

Оборудование: компьютер, проектор, штатив с муфтой и лапкой, набор грузов, динамометр, набор по механике (направляющая рейка, секундомер, два датчика, каретка).

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Постановка целей исследовательской работы.

  3. Решение исследовательских задач.

  4. Сформулировать выводы исследовательской работы.

  5. Подвести итоги урока. Рефлексия участников.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель приветствует учащихся, называет тему урока.

  1. Постановка целей исследовательской работы.

Учитель: – Сегодня мы с вами, ребята, будем исследовать условия выполнения закона сохранения механической энергии.

Впервые вопрос о существовании энергии возник ещё в середине XVIII века, Ученые долго не могли понять, почему «живая сила», так называли ученые в то время механическую энергию, способна сохраняться.

Уверенность в справедливости этого закона основана на том, что он является итогом многовекового развития физической науки, итогом, к которому шла физика трудным, длинным путем. Не отдельные опыты ученых, и не логические построения, а вся история развития физики обосновывает справедливость этого закона.

– Сегодня на уроке мы исследуем вопрос: всегда ли выполняется закон сохранения энергии? Есть ли такие случаи в механике, когда этот закон не выполняется?
Для этого вы, как молодые ученые-экспериментаторы выполните работу и решите экспериментальные задачи, подтвердив или опровергнув закон сохранения энергии. Само главное правило у экспериментаторов – терпение, возможно многократное повторение опытов, не отчаиваться, если не получается сразу, искать новые пути решения. Обобщение результатов опытов, умение проанализировать результат – вот главная цель нашего урока.

Сегодня на уроке, мы должны экспериментально подтвердить или опровергнуть несколько вопросов. Для этого разделимся на 4 группы. Каждой группе достается свой проблемный вопрос и ход решения данной проблемы экспериментально. Данный эксперимент Вы оформляете в тетради.

  1. Решение исследовательских задач.

I. Исследовать превращение потенциальной энергии тела, поднятого над нулевым уровнем в потенциальную энергию деформированной пружины.

Цель эксперимента: выяснить выполнение закона сохранения механической энергии и возможные погрешности вычисления.

Порядок выполнения работы:

  1. Груз из набора по механике прочно укрепите на крючке динамометра.

  2. Поднимите рукой груз, разгружая пружину, и установите фиксатор внизу у скобы.

  3. Отпустите груз. Падая, груз растянет пружину. Снимите груз и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение х пружины.

  4. Повторите опыт пять раз.

  5. Подсчитайте Е1срmghср и Е2ср = kx2ср /2.

  6. Результаты занесите в таблицу:

Номер опыта

хmax, м

хср = hср

Е1ср, Дж

Е2ср, Дж

Е1ср / Е2ср

 

 

 

 

 

 

  1. Сравните отношение Е1ср / Е2ср с единицей и сделайте вывод о погрешности, с которой был проверен закон сохранения энергии.

II. Исследовать работу силы трения и выполнение общего закона сохранения энергии в механических процессах .

Цель эксперимента: сравнить работу силы трения и изменение механической энергии тела, выяснить условия выполнения общего закона сохранения энергии.

Теоретическое обоснование:



Порядок выполнения работы:

  1. Установить направляющую рейку под углом к = 30° к поверхности стола. Установить на ней датчики и подключить секундомер.

  2. Положить на ее начало каретку, пронаблюдать движение.

  3. Измерить расстояние между датчиками.

  4. Измерить время движения с помощью секундомера.

  5. Измерить силу тяжести каретки динамометром. Найти массу груза.

  6. Найти силу трения скольжения каретки по рейке, равномерно перемещая её при помощи динамометра (держать горизонтально).

  7. Рассчитать значение конечной скорости, найти кинетическую энергию тела.

  8. Найти высоту положения тела над нулевым уровнем.

  9. Найти потенциальную энергию тела, поднятого над нулевым уровнем.

  10. Заполнить таблицу

S, м

m, кг

Fтр, Н

Атр, Дж

t, с

, м/с

Ек, Дж

h, Дж

Ер, Дж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проверить равенство закона сохранения энергии

Атр = Ер - Ек



  1. Сделать выводы из проделанного опыта. Определить относительную погрешность измерения

  1. Сформулировать выводы исследовательской работы.

Ответы учащихся:

В проделанных опытах выполняются равенства, выражающие закон сохранения энергии приближенно. Мы не учитывали все виды трения, возникающие в опыте. Мы не учитывали начальную кинетическую энергию каретки. Закон сохранения энергии с учетом этих погрешностей измерений должен выполняться точно.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

  • Что было положительного, что понравилось на данном уроке, можно ли использовать данную форму урока в дальнейшем?

  • Что сделать не удалось? Что бы вы сделали по-другому?

  • Получили ли вы положительные эмоции и активно ли вы участвовали на уроке?

  • Какой вывод Вы можете сделать о границе применимости закона сохранения энергии в условиях эксперимента?

  • В чем заключается главная цель исследовательской работы?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconКонспект урока закон сохранения и превращения энергии в механических...
Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconПроект «Книга на уроке» Урок физики в 7 классе «Решение задач на...
Обучающие: сформировать умение применять формулы расчета механической работы и мощности для решения расчетных и качественных задач...
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconКонспект урока «Решение задач на закон сохранения энергии». Шинкоренко Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconПрограмма Вопросы экологии на уроках физики Вопрос курса физики
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность. Закон Бернулли
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconНазвание диска
Живая физика в 7 классе, начала кинематики, колебания, электростатика, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии», урок №1(13)
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание урока: Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconРешение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач....
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconКонспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconУрок по физике в 10 классе. Учитель физики Челак Л. М. Тема урока...
Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного,...
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательный аспект: знакомство с видами механической энергии, с формулами для расчета кинетической, потенциальной, полной механической...
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconРешение задач егэ по теме «Углы между прямыми»
Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.)
Урок-исследование в 9-м классе по теме \"Решение задач на закон сохранения механической энергии\" Цели урока: Образовательная: исследовать iconЗакон сохранения энергии общий закон природы, согласно которому энергия...
Если материальная система подвергается внешним воздействиям, в результате которых она переходит из одного состояния в другое, то...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск