Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Альметьевска
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №_____
От «___»________________2012 г.
_____________________________
(подпись)
/ /
| Согласовано
Зам.директора
«___»__________________2012г.
____________________________
(подпись)
/ /
| Утверждено
и введено в действие
приказ №_________
от «___»________________2012г.
____________________________
(подпись)
/ /
| Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины
по информатике для 8 класса
Составитель: учитель Нугманова Айсылу Замиловна
2012/2013 учебный год.
Пояснительная записка.
Информатика. Базовый курс
Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих её к жизни и запросам общества. В свете актуальных государственных программ развития образования в России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования.
Информационная подготовка на сегодняшний день является одним из средств формирования содержательно- логического мышления.
Развивающая сторона информационной подготовки направлена на формирование актуальных приёмов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации.
За последние годы в обществе произошли значительные перемены, связанные с расширением круга источников информации, ростом уровня информационной свободы, внедрением информационных и коммуникативных технологий во все сферы деятельности человека.
Информационно-коммуникационная компетентность - один из основных приоритетов современного общего образования.
Раннее приобщение ребёнка к компьютеру имеет ряд положительных сторон как в плане развития его личности, так и для последующего изучения информатики в школе и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребёнка, вхождение его в информационное общество.
Распространение персональных и домашних компьютеров, развитие телекоммуникаций, увеличение числа участников процесса информатизации общества привело к тому, что проблемы информатики приобрели ярко выраженный социальный характер. Сложность и междисциплинарность социальных последствий информатизации также требует отражения этой проблематики в процессе информационной подготовки подрастающего поколения.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т. д.).
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Задачи курса:
принцип дидактической спирали как важнейшего фактора структуризации в методике обучения информатике: вначале, общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
практическую направленность, обеспечивающую отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
непрерывный курс информатики, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования РФ.
Цели курса.
подготовка учащихся в области информатики и информационных технологий в среднем звене ОУ предполагают:
- формирование у школьников основ информационной картины мира, знакомство с информационными процессами в окружающей и информационной среде;
- знакомство с важнейшими понятиями информатики (информация, алгоритм, исполнитель и др.), основными компонентами ЭВМ и их назначением;
- включение компьютера в повседневную учебную деятельность как эффективного познавательного и развивающего средства, поддерживающего традиционное обучение;
- знакомство со сферами применения компьютерной техники - важнейшими информационными и коммуникативными технологиями;
- освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики:
формализация (выделение в задаче логически самостоятельных частей и установление связей между ними), алгоритмизация (выполнение и разработка алгоритмов решения учебных или практических задач), рисование и конструирование на компьютере, решение практических задач с применением компьютеров и др.;
- развитие психических функций ребёнка: мышление, внимание, воображение, воля и т. д.;
- формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, базирующихся как на общем, так и на специальном инструментарии, в частности, инструментарии современных информационных и коммуникативных технологий (поиск, запись, анализ, отбор, синтез, обобщение, конкретизация, классификация, организация, преобразование, представление, передача, моделирование, проектирование информационных объектов и процессов, управление объектами и процессами).
- формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
- овладение основными навыками пользования ЭВМ;
- умение применять полученные знания для решения простейших практических задач в изучении других школьных предметов;
- овладение умением самостоятельно добывать знания с помощью средств технологий. Количество часов для реализации программы:
8 класс – 34 часа /1 час в неделю/ (в том числе 1 час резервного времени);
Содержание программы
8 класс
-
№
| Название раздела
| Тема уроков
| Кол- во часов всего раздела
| 1
| Человек и информация
| Информация и знания.
| 9
| Восприятие информации и язык.
| Информационные процессы.
| Количество информации.
| Предыстория информатики.
| История чисел и систем счисления.
| 2
| Первое знакомство с компьютером
| Начальные сведения об архитектуре компьютера.
| 4
| Программный принцип работы компьютера.
| Файлы. Файловые структуры.
| Пользовательский интерфейс.
| 3
| Текстовая информация и компьютер
| Текстовый редактор.
| 17
| Создание и простейшее редактирование документов.
| Работа с текстовым редактором.
| Форматирование текстов.
| Использование мастеров и шаблонов текстового редактора.
| Дополнительные возможности текстового редактора.
| Проверка Орфографии.
| Системы перевода и распознания текстов.
| 4
| Графическая информация и компьютер
| Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации.
| 5
| Технические средства компьютерной графики.
|
| Компьютерная графика: растровая и векторная.
| План контрольных работ по информатике
8 класс
№
| Тема
| Дата
| 1
| «Человек и информация»
| 30.10
| 2
| «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
| 4.12
| 3
| «Обработка текстовой информации»
| 19.03
| 4
| «Обработка графической информации»
| 30.04
|
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов;
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы содержания урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дополнительные знания, умения
| Дата
| По плану
| Фактический
| 1
| Правила техники безопасности и организация рабочего места. Информация и знания.
| 1
| Урок-лекция
| Экспресс-опрос
| Информация. Информационные объекты различных видов. Техника безопасности и организация рабочего места.
| Знать правила техники безопасности и правила поведения в кабинете информатики
| Презентация «Информация»
| 4.09
|
| 2
| Восприятие информации и язык
| 1
| Урок лекция
| Фронтальный опрос.
| Органы восприятия информации. Формальные и естественные языки.
| Уметь отличать формальные языки от естественных языков.
|
| 11.09
|
| 3
| Информационные процессы
| 1
| Комбинированный
| Тестирование
| Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Практическая работа №1. Фиксация аудио и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровой камеры.
| Знать виды информационных процессов и различать их.
| Презентация «Информационные процессы»
Компьютерный интерактивный тест
| 18.09
|
| 4
| Количество информации
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Тестирование. Уплотненный фронтальный опрос
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Решение задач на единицы измерения количества информации.
| Знать единицы измерения информации. Уметь вычислять информационный вес одного символа.
| Компьютерный интерактивный тест Презентация «Единицы измерения»
| 25.09
|
| 5
| Предыстория информатики. Хранение и передача информации.
| 1
| Урок- лекция
| Уплотненный фронтальный опрос.
| Информационные объекты различных видов.
История развития устроиств храниения и обработки информации.
| Уметь различать устройства хранения и передачи информации. Знать историю их развития.
| Презентация «развитие устроиств хранение и передачи информации»
| 2.10
|
| 6
| Обработка информации. От пальцев до калькулятора.
| 1
| Урок- лекция
| Уплотненный фронтальный опрос. Тестирование.
| Информационные объекты различных видов. История развития устроиств обработки информации.
| Уметь различать устройства обработки информации. Знать историю их развития.
| Презентация «развитие устроиств обработки информации»
| 9.10
|
| 7
| История чисел и систем счисления.
| 1
| Комбинированный
| Экспресс-опрос. Тестирование.
| Понятие систем счисления. Непозиционные системы счисления.
| Знать понятие непозиционный системы счисления.
| Компьютерный интерактивный тест
| 16.10
|
| 8
| Позиционные системы.
| 1
| Комбинированный
| Уплотненный фронтальный опрос. Решение задач
| Понятие позиционной системы счисления. Перевод чисел с одной системы счисления в другую.
| Уметь отличать позиционные системы счисления от непозионных систем счисления.
| Презентация «система счисления»
| 23.10
|
| 9
| Контрольная работа по теории №1 на тему «Человек и информация»
| 1
| Урок проверки знаний и умений
| Контрольная работа №1 по теории
| Информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации.
|
| Презентация «Единицы измерения»
| 30.10
|
| 10
| Начальные сведения об архитектуре компьютера.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Экспресс-контроль
| Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Гигиенические энергономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Практическая
работа №2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера
| Уметь отличать основные компоненты компьютера. Знать технику безопасности.
| Презентация «Устройство компьютера»
| 13.11
|
| 11
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение. Пользовательский интерфейс.
| 1
| Комбинированный урок
| Тестирование.
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Практическая
работа №3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС).
| Знать функции операционной системы. Знать что такое графический пользовательский интерфейс.
| Компьютерный интерактивный тест
| 20.11
|
| 12
| Файлы. Файловые структуры. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| 1
| Комбинированный урок
| Уплотненный фронтальный опрос.
| Данные и программы. Файлы и файловая система.
Практическая
работа №4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях
| Уметь работать с файлами, создавать папки и выполнять различные действия с ними.
| Презентации «Файловая структура», «Вирусы»
| 27.11
|
| 13
| Пользовательский интерфейс. Контрольная работа по теории №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
| 1
| Комбинированный урок
| Контрольная работа по теории №2
| Гигиенические энергономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Программное обеспечение, его структура. Графический пользовательский интерфейс.
|
|
| 4.12
|
| 14
| Текстовый редактор.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Экспресс-контроль
| Понятие текстового редактора. Среда текстового редактора.
Практическая работа №5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения
| Уметь работать в текстовом редакторе.
| Презентация «Текстовый редактор»
| 11.12
|
| 15
| Текстовый редактор. Создание и простейшее редактирование документов
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Уплотненный фронтальный опрос
| Создание и простейшее редактирование текстовых документов в текстовом редакторе.
| Уметь создавать и редактировать в текстовом редакторе документ.
|
| 18.12
|
| 16
| Работа с текстовым редактором
| 1
| Комбинированный урок
| Выборочный контроль (с/р.)
| Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста)
Практическая
работа №6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
| Уметь редактировать документ;уметь вставлять , удалять и заменять символы в документе.
|
| 25.12
|
| 17
| Работа с текстовым редактором. Форматирование текстов.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Выборочный опрос
| Форматирование текста. Параметры шрифта, параметры абзаца.
| Уметь менять параметры шрифта(цвет,размер и т.д.) и параметрф абзаца.
| Презентация «Форматирование текста»
| 15.01
|
| 18
| Работа с текстовым редактором. Форматирование документа.
| 1
| Урок закрепление изученного.
| Тестирование.
| Форматирование документа. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Практическая
работа №7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
| Уметь нумеровать страницы документа, менять размер страницы, величину полей, вставлять колонтитулы.
| Компьютерный интерактивный тест
| 22.01
|
| 19
| Использование мастеров и шаблонов текстового редактора
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Экспресс-контроль
| Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат)
| Уметь использовать шаблоны при создании документов
|
| 29.01
|
| 20
| Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ формул.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Уплотненный фронтальный опрос
| Включение в текстовый документ формул.
Практическая работа №8. Вставка в документ формул.
| Уметь вставлять формулы в документ
|
| 5.02
|
| 21
| Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ списков и таблиц.
| 1
| Комбинированный урок
| Выборочный контроль
| Включение в текстовый документ списков, таблиц.
Практическая
работа №9. Создание и форматирование списков. Практическая
работа №10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
| Уметь вставлять таблицы в текстовый документ
| Презентация «Таблицы»
| 12.02
|
| 22
| Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ диаграмм и графических объектов.
| 1
| Лабораторно-практическая работа
| Тестирование.
| Включение в текстовый документ диаграмм и графических объектов.
| Уметь вставлять диаграммы, редактировать их.
| Компьютерный интерактивный тест
| 19.02
|
| 23
| Редактирование документа. Проверка Орфографии. Запись и изменение выделений.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Тестирование.
| Проверка правописания в текстовом документе. Запись и выделение изменений.
| Уметь проверять правописание в текстовом документе
| Компьютерный интерактивный тест
| 26.02
|
| 24
| Дополнительные возможности текстового редактора. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Экспресс-контроль
| Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля: абзацы и заголовки. Практическая работа №11. Создание гипертекстового документа.
| Знать понятие гипертекст, гиперссылка, закладка. Уметь создавать заголовки.
|
| 5.03
|
| 25
| Системы перевода и распознавания текстов.
| 1
| Комбинированный урок
| Выборочный контроль
| Распознавание текста. Компьютерные словари и системы переводов текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документов.
Практическая работа №12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода Практическая работа №13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
| Уметь работать с компьютерными словарями; уметь создавать документ в различных текстовых форматах.
|
| 12.03
|
| 26
| Контрольная работа по теории №3 по теме: «Обработка текстовой информации»
| 1
| Комбинированный урок
| Контрольная работа по теории №3
|
|
|
| 19.03
|
| 27
| Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)
| 1
| Урок – практикум.
| Проверка выполнения работы
| Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных нецифровых носителей. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат, ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимися записанной устной речи.
| Уметь работать в компьютерном текстовом редакторе; уметь пользоваться всеми её возможностями. Уметь создавать комплексного информационного объекта.
|
| 2.04
|
| 28
| Компьютерная графика: растровая и векторная.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Тестирование
| Геометрические преобразования.
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.
Практическая работа №14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов.
| Уметь различать растровый графический редактор от векторного графического редактора.
| Презентация «Компьютерная графика»
| 9.04
|
| 29
| Работа с графическими редакторами.
| 1
| Комбинированный урок.
| Тестирование.
| Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Интерфейс графических редакторов.
Практическая работа №15 Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов.
| Уметь выделять и объединять графические объекты редактора.
| Компьютерный интерактивный тест
| 16.04
|
| 30
| Форматы графических файлов.
| 1
| Лабораторно-практическая работа
| Уплотненный фронтальный опрос
| Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практическая работа №16. Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических
объектов.
Практическая работа №17. Сканирование готовых изображений.
| Уметь создавать и редактировать графические файлы. Уметь вставлять рисунки и фотографии в графический файл.
| Презентация «Графические форматы»
| 23.04
|
| 31
| Контрольная работа по теории №4 по теме: «Обработка графической информации»
| 1
| Урок проверки и коррекции знаний и умений
| Контрольная работа по теории №4
| Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата
|
|
| 30.04
|
| 32
| Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный опрос
| Понятие мультимедиа. Области применения.
| Знать области применения мультимедия.
| Презентация «Мультимедиа технологии»
| 7.05
|
| 33
| Создание компьютерных презентаций.
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Экспресс-контроль
| Дизайн презентации и макеты слайдов.
Практическая работа №19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
| Уметь создавать компьютерные презентации.
|
| 14.05
|
| 34
| Представление презентации – проекта.
| 1
| Урок проверки знаний и умений
| Защита проекта
| Компьютерный проект
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране
|
|
| 21.05
|
| 35
| Резерв.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебная литература:
Семакин И. Информатика. Базовый курс 7-9 классы. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Семакин И. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2005
Семакин И. Информатика и ИКТ 9 класс. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2005
Семакин И. Информатика 10-11 класс. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Семакин И. Информатика и ИКТ 8 класс. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2005
Мачульский В. В. Культура информационной деятельности 8 класс. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004
Дополнительная литература по предмету:
Мартузан Б. Я. Подружись со мной компьютер!: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.
Вершинин О. Е. За страницами учебника информатики: кн. для учащихся. - М.:Просвещение, 1991.
Журавлёв А. П. Языковые игры на компьютере. – М.: Просвещение, 1998
Кении А. М., Печенкина Н. С. Окно в мир компьютеров. - Екатеринбург: «Тезис»,1994.
Шляхтина С. A. Microsoft Outlook 2000: учебное пособие для ускоренного обучения.- Екатеринбург: «Сократ», 2000.
Фигурнов В. Е. IBM PC для пользователя. - СПб., АО «Коруна», НПО «Информатика и компьютеры», 1994.
Горстко А. Б., Кочкова С. В. Азбука программирования. - М.: Знание, 1988.
Молчанова С. И. Основы программирования. Турбо-Паскаль для школьников и абитуриентов. - М: «Премьера», 2006.
Симонович С. Практическая информатика. Учебное пособие. – М.: АСТ- Пресс, 2006
Симонович С. Специальная информатика. Учебное пособие. – М.: АСТ- Пресс, 2000
Симонович С. Компьютер в вашей школе. Учебное пособие. – М.: АСТ- Пресс, 2001
Макаренко А. Е. Готовимся к экзамену по информатике. – М.: Айрис – Пресс, 2004
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технлогиям- М.: Лаборатория базовых знаний.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8 класс. –М.:ВАКО, 2012.
Яровая О.В. Трифонова И.А. Информатика в схемах и таблицах. –М.:Эксмо, 2011.
|